"Горячие" документы от 3.07.2025
- Поручение Правительства РФ от 03.07.2025 "Михаил Мишустин дал поручения по итогам X конференции «Цифровая индустрия промышленной России"
- Постановление Конституционного Суда РФ от 03.07.2025 N 27-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 18 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, пенсионное обеспечение которых осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и членам их семей в связи с жалобой гражданки А.М. Андреевой"
Конституционный Суд РФ не обнаружил нарушений в порядке назначения ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой членам семей лиц, проходивших военную службу, в случае их гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы либо смерти вследствие военной травмы
Не противоречащим Конституции РФ признан абзац второй пункта 18 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, пенсионное обеспечение которых осуществляется СФР, и членам их семей (утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года N 142; далее также - Правила), поскольку он по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает, что ежемесячная денежная компенсация в соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) при исполнении ими обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы до вступления в силу указанного законодательного акта, назначается с 1 января 2012 года.
Конституционный Суд, в частности, указал, что днем обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации в силу абзаца второго пункта 18 Правил считается день подачи заявления и документов, представление которых заявителем предусмотрено перечнем, содержащимся в приложении к Правилам. Раскрывая в абзаце втором значение термина "день обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации", пункт 18 Правил в абзаце первом содержит указание на то, что компенсация, предусмотренная частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2012 года и выплачивается в размерах, действовавших на соответствующий год. Конкретизируя момент назначения ежемесячной денежной компенсации, положения приведенного пункта основываются на необходимости учитывать как индивидуально значимое обстоятельство, представляющее собой день возникновения права на данную выплату, так и факт, имеющий общее значение, - день вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Поскольку ежемесячная денежная компенсация предназначена для возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, членам его семьи, постольку день возникновения права на данную выплату - которая в силу прямого указания предоставляется за прошлое время без каких-либо ограничений, кроме тех, что обусловлены моментом вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", - совпадает с днем гибели (смерти) гражданина, проходившего военную службу как по контракту, так и по призыву.
Предоставление членам семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы, права на получение ежемесячной денежной компенсации за прошлое время с момента гибели (смерти) военнослужащего, но не ранее даты вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" независимо от момента обращения с заявлением о ее назначении согласуется с целями их социальной защиты, а буквальный смысл оспариваемой нормы, определяя лишь день назначения такой компенсации, не препятствует обеспечению членов семей указанных военнослужащих данной выплатой в полном объеме, как это предусмотрено законом.
Судебные постановления, вынесенные в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.
- Приказ ФНС России от 21.04.2025 N ЕД-7-15/300@ "Об утверждении описания целевого бизнес-процесса проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, в части формирования пакета документов (информации, сведений) для подачи в налоговый орган, проведения предварительной проверки правильности заполнения налоговой декларации (форматно-логический контроль), получения информации о результатах предварительной проверки, подачи пакета документов (информации, сведений) в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, обмена информацией (документами) в рамках камеральной проверки с использованием телекоммуникационных каналов связи оператора электронного документооборота" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2025 N 82776)
Утверждено описание целевого бизнес-процесса проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта
Описание целевого бизнес-процесса устанавливает состав, последовательность и сроки проведения проверки в части:
формирования пакета документов (информации, сведений) для подачи в налоговый орган;
проведения предварительной проверки правильности заполнения налоговой декларации (форматно-логический контроль) и получения информации о результатах предварительной проверки;
подачи пакета документов (информации, сведений) в налоговый орган по ТКС через оператора электронного документооборота;
обмена информацией (документами) в рамках камеральной проверки с использованием ТКС оператора электронного документооборота.
Участниками бизнес-процесса являются: налоговые органы; юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве ИП, получившие доступ к системе "Одно окно"; АО "Российский экспортный центр".
Схема последовательности процедур бизнес-процесса приведена в приложении к описанию.
- Проект Указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 15 октября 2015 года N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Банк России планирует установить особый порядок идентификации клиентов при пополнении ими своего банковского счета наличными с использованием сервиса "Cash-in в СБП"
Планируется закрепить, что при приеме от клиента – физического лица наличных денежных средств для их перевода без открытия банковского счета с использованием СБП в целях зачисления переводимых денежных средств на банковский счет указанного клиента, открытый в другой кредитной организации, идентификация такого клиента должна проводиться кредитной организацией, принимающей наличные денежные средства, в форме его аутентификации с использованием программного обеспечения, предоставленного клиенту кредитной организацией, в которой ему открыт банковский счет, и которое применяется в целях осуществления перевода денежных средств.
Кроме того, проектом указания предлагается установить, что в целях идентификации клиентов документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, не является ID-карта, выданная иностранным государством и не являющаяся в соответствии с законодательством иностранного государства паспортом иностранного гражданина либо не являющаяся документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина в соответствии с законодательством РФ и международным договором РФ.
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2025 N 982 "О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление услуги удаленного доступа к архивным документам и справочно-поисковым средствам к ним и их использования"
Размер платы за предоставление услуги удаленного доступа к архивным документам и справочно-поисковым средствам к ним Архивного фонда Российской Федерации составляет 90 рублей за час и 350 рублей за сутки
Плата взимается с пользователя, оформившего в сети "Интернет" посредством государственной информационной системы удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств к ним заказ на услугу в части просмотра и прослушивания электронных копий архивных документов, входящих в состав Архивного фонда Российской Федерации, преобразованных в электронный вид архивом и находящихся на хранении в федеральных государственных архивах.
Плата за регистрацию пользователей в государственной информационной системе удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств к ним не взимается.
Плата за услугу удаленного доступа вносится пользователем через банк или иную кредитную организацию путем использования безналичных платежных сервисов, при этом пользователю обеспечивается подтверждение осуществления им оплаты.
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2025 N 981 "О государственной информационной системе удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств к ним" (вместе с "Положением о государственной информационной системе удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств к ним")
Утверждено положение о государственной информационной системе удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств к ним
Система удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств к ним (далее - Система) предназначена для предоставления пользователям возможности поиска необходимой архивной информации с помощью справочно-поисковых средств в электронном виде, просмотра и (или) прослушивания электронных копий архивных документов посредством сети "Интернет".
Определены в числе прочего структура, основные функции и состав программных средств Системы, ее участники, их полномочия и ответственность, требования к программно-техническим средствам, а также к технологическим и лингвистическим средствам Системы, обеспечивающим автоматизацию процессов сбора и обработки информации, порядок предоставления услуги удаленного использования архивных документов, обеспечения доступа к Системе, порядок защиты информации, содержащейся в Системе, в том числе обеспечение информационной безопасности и конфиденциальности данных.
Создание и развитие Системы осуществляет Росархив.
- Письмо ФНС России от 19.06.2025 N СД-4-3/5963@ "О применении НДС при реализации банку налогоплательщиком, осуществляющим добычу драгоценных металлов, слитков драгоценных металлов, ранее полученных при закрытии вклада в драгоценных металлах" (вместе с <Письмом> Минфина России от 17.06.2025 N 03-07-15/59108)
Доведена позиция Минфина о применении ставки НДС 0% при реализации банку налогоплательщиком, осуществляющим добычу драгметаллов, слитков, ранее полученных им при закрытии вклада в драгоценных металлах
Минфином, в частности, отмечено, что положения НК РФ не ставят условием для применения нулевой ставки НДС реализацию налогоплательщиками, осуществляющими добычу драгметаллов, банкам именно тех драгоценных металлов, которые добыты такими налогоплательщиками.
В связи с этим, если налогоплательщик реализует банку слитки, полученные им при закрытии вклада в драгоценных металлах, то такая реализация подлежит обложению НДС по налоговой ставке 0% при условии представления документов, предусмотренных пунктом 8 статьи 165 НК РФ (контракта (копии контракта) на реализацию этих драгметаллов и документов (их копий), подтверждающих передачу драгметаллов банку).
- <Письмо> Минздрава России от 09.06.2025 N 30-7/3070342-6413 <Об определении тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве>
Минздрав напоминает о необходимости применения с 1 сентября 2025 года новых учетных форм для расследования несчастных случаев на производстве
С указанной даты вступает в силу Приказ Минздрава России от 11 апреля 2025 года N 196н "Об утверждении учетной формы N 315-1/у "Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести", учетной формы N 316-1/у "Медицинское заключение об установлении заключительного диагноза пострадавшего в результате несчастного случая на производстве".
Приказом N 196н установлено, что Форма N 315-1/у и Форма N 316-1/у выдаются медицинской организацией, куда поступил пострадавший по запросу организации (индивидуального предпринимателя), работодателя - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Отмечено, что порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений установлен Приказом Минздрава России от 14 сентября 2020 года N 972н.
- Приказ ФСТЭК России от 12.05.2025 N 164 "Об установлении сроков и последовательности административных процедур при осуществлении Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и ее территориальными органами лицензионного контроля за деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (в пределах компетенции ФСТЭК России)" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2025 N 82775)
Установлены сроки и последовательность административных процедур при осуществлении ФСТЭК России и ее территориальными органами лицензионного контроля за деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (в пределах компетенции ФСТЭК России)
Контроль осуществляется в отношении лицензиатов, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги, определенные пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.
В отношении лицензиатов проводятся плановые (внеплановые) документарные и (или) выездные проверки.
Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
При осуществлении госконтроля исполняются следующие административные процедуры: организация проверки; проведение проверки; оформление результатов проверки; осуществление контроля за устранением лицензиатом выявленных нарушений лицензионных требований.
Положения настоящего приказа применяются до 31 декабря 2025 г. включительно.
- Приказ ФСТЭК России от 12.05.2025 N 163 "Об установлении сроков и последовательности административных процедур при осуществлении Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и ее территориальными органами лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2025 N 82774)
Установлены сроки и последовательность административных процедур при осуществлении ФСТЭК России и ее территориальными органами лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации
Контроль осуществляется в отношении лицензиатов, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги, определенные пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
В отношении лицензиатов проводятся плановые (внеплановые) документарные и (или) выездные проверки.
Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
При осуществлении государственного контроля исполняются следующие административные процедуры: организация проверки; проведение проверки; оформление результатов проверки; осуществление контроля за устранением лицензиатом выявленных нарушений лицензионных требований.
Положения настоящего приказа применяются до 31 декабря 2025 г. включительно.
- Обзор: "СГС "Единый план счетов": Минфин рассказал учреждениям, что изменится в учете"