Новое в Федеральном законодательстве

04.03.2025

Выпуск от 04.03.2025

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".   

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс 4 марта 2025 года.


АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
Крупным АО предлагается предоставить возможность проведения в 2025 году годового заседания общего собрания акционеров с дистанционным участием без закрепления в уставе
 
    Проект Федерального закона N 611774-8
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества")" (в части совершенствования порядка приватизации государственного и муниципального имущества) (текст ко второму чтению) 
Согласно законопроекту акционерное общество с числом акционеров более 1 миллиона, уставом которого не предусмотрено положение о возможности проведения заседания общего собрания акционеров акционерного общества с дистанционным участием без определения места его проведения и возможности присутствия в этом месте, вправе в 2025 году провести годовое заседание общего собрания акционеров с дистанционным участием без определения места его проведения и возможности присутствия в этом месте. 
Законопроект, кроме того, предусматривает возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов на срок до десяти лет гражданину РФ или юридическому лицу в период проведения специальной военной операции при соблюдении определенных условий. 
Ко второму чтению в законопроекте также доработаны поправки, касающиеся совершенствования порядка приватизации государственного и муниципального имущества.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Даны разъяснения по вопросу платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
 
    <Письмо> Росреестра от 27.02.2025 N 13-00219/25
<По вопросу платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН> 
Рассмотрены, в частности, положения Федеральных законов от 21.11.2022 N 448-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" и от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". 
Сообщается, что с 1 января 2023 года государственная услуга по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, оплачивается заявителями одним платежом, а поступающая плата распределяется органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством. 
Также отмечается, что в связи с указанными изменениями бюджетного законодательства в действующий на тот момент приказ Росреестра, устанавливающий размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, были внесены изменения, исключающие установление части платы, подлежащей зачислению МФЦ, за обеспечение их предоставления (приказ Росреестра от 27.01.2023 N П/0012 "О внесении изменений в приказ Росреестра от 13 мая 2020 г. N П/0145 "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации"). 
  
Росаккредитацией утверждено Руководство по проведению оценки соответствия органов инспекции критериям аккредитации СМ N 03.2-1.0001, Версия 01.4 
 
    "СМ N 03.2-1.0001. Руководство по проведению оценки соответствия органов инспекции критериям аккредитации. Версия 01.4 Январь 2025 г."
(утв. Росаккредитацией 10.01.2025) 
Руководство устанавливает подходы к подготовке и проведению оценки соответствия органа инспекции критериям аккредитации, а также техники оценки, применяемые экспертной группой в ходе проведения оценки соответствия, позволяет оценить компетентность органа инспекции в пределах заявленной (расширяемой) или утвержденной области аккредитации, в том числе подтвердить наличие в органе инспекции компетентного персонала для проведения работ по оцениванию. 
Выполнение положений настоящего руководства является обязательным для должностных лиц Росаккредитации, а также экспертов по аккредитации и технических экспертов, участвующих в процессе аккредитации, расширения области аккредитации и подтверждения компетентности органов инспекции. Заявители (аккредитованные лица) могут руководствоваться настоящим руководством при подготовке к процедуре аккредитации, расширения области аккредитации, подтверждения компетентности аккредитованного лица.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Подготовлен проект нового закона о землеустройстве
 
    Проект Федерального закона "О землеустройстве" (не внесен в ГД ФС РФ)
Законопроектом определяются основные принципы, перечень участников землеустроительных отношений, основания проведения землеустройства, состав мероприятий по землеустройству, виды землеустроительной документации и информационная основа проведения землеустройства.
Также определены виды, назначение, содержание и порядок подготовки и утверждения землеустроительной документации. При этом особое внимание уделено подготовке Схемы землеустройства территории Российской Федерации, которой придается статус документа стратегического планирования.
Кроме того, документом закрепляется создание Единой федеральной карты-схемы земель сельскохозяйственного назначения, которая воспроизводит границы сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения и содержит их количественные и качественные характеристики.
 
Росреестр направил ответ на вопрос методического характера в сфере кадастрового учета и регистрации прав
 
    <Письмо> Росреестра от 13.02.2025 N 14-1255-ТГ/25
<О направлении ответов на поступившие вопросы методического характера в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав>
Содержится ответ на вопрос об уплате государственной пошлины при направлении уполномоченным органом в орган регистрации прав на основании части 1.10 статьи 19 Закона "О государственной регистрации недвижимости" документов об осуществлении государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в случае изменения сведений о помещении в МКД по результатам его перепланировки, а также в случае образования в результате перепланировки новых помещений.
 
Даны разъяснения о возможности заключения законными представителями несовершеннолетних с близкими родственниками несовершеннолетних возмездных сделок по приобретению несовершеннолетними недвижимого имущества
 
    <Письмо> Росреестра от 14.02.2025 N 14-1325-ТГ/25
<О заключении законными представителями несовершеннолетних с близкими родственниками несовершеннолетних возмездных сделок по приобретению такими несовершеннолетними недвижимого имущества>
В письме со ссылками на действующее законодательство и практику Конституционного Суда отмечено следующее: само по себе установленное в пункте 3 статьи 37 ГК РФ ограничение на совершение опекуном, попечителем, их супругами и близкими родственниками иных, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, сделок с подопечным направлено на защиту наименее защищенной в этих отношениях стороны - несовершеннолетних детей и лиц, находящихся под опекой (попечительством), и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права граждан, в том числе равное право и обязанность родителей заботиться о детях.
Таким образом, действующим законодательством установлен запрет на совершение сделок законными представителями несовершеннолетних с близкими родственниками, за исключением передачи имущества несовершеннолетнему в качества дара или в безвозмездное пользование.


ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
С 1 июля 2025 года проиндексированы тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям
 
    Приказ ФАС России от 13.12.2024 N 1005/24
"Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям"
Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2025 N 81394.
Утвержденные тарифы учитываются при формировании цен на газ для потребителей.
Утратят силу приказы ФСТ России и ФАС России, регулирующие аналогичные правоотношения.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Из оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, исключен случай сообщения адреса, который является адресом пяти и более юридических лиц
 
    Приказ ФНС России от 10.12.2024 N ЕД-7-14/1119@
"О внесении изменения в приложение N 1 к приказу ФНС России от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2025 N 81426.
Признан утратившим силу абзац второй подпункта 3 пункта 2 оснований, утвержденных приказом ФНС России от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Минфин информирует об основных новациях правил передачи информации в Росфинмониторинг
 
    Информационное сообщение Минфина России от 28.02.2025 N ИС-аудит-77
"Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии" 
Новая редакция правил утверждена постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2025 г. N 131. 
Сообщается, в частности, об: 
уточнении формы представления информации аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) в Росфинмониторинг; 
установлении порядка направления запросов аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) Росфинмониторингом; 
установлении порядка представления информации об операциях и сделках клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов по запросу Росфинмониторинга; 
определении способа подтверждения получения или отказа в приеме информации Росфинмониторингом, а также аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) запросов Росфинмониторинга.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
С 1 января 2026 года вводится обновленный порядок сообщения банками налоговому органу о предоставлении или прекращении права использовать корпоративные (персонифицированные, неперсонифицированные) электронные средства платежа для переводов
 
    Указание Банка России от 25.11.2024 N 6951-У
"О порядке сообщения банком налоговому органу в электронной форме о предоставлении права или прекращении права использовать электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, указанных в пункте 1.1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2025 N 81367.
Банки направляют соответствующие сообщения в электронном форме в ФНС России с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Установлена процедура принятия и сроки проверки поступивших электронных документов.
Признано утратившим силу Указание Банка России от 30 октября 2020 года N 5607-У.


ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Даны разъяснения по вопросу получения комплексных экологических разрешений на объекты размещения отходов, прекратившие свою деятельность, на которых не завершены работы по рекультивации, а также возможности изменения категории таких объектов
 
    <Письмо> Росприроднадзора от 22.10.2024 N СР-09-06-28/41610
"О направлении информации"
Сообщается, в частности, что основаниями и доводами, подтверждающими изменение характеристик технологических процессов основных производств, в том числе изменение проектной мощности объектов размещения отходов (далее - ОРО), являются изменение проектной документации на ОРО.
Если изменение проектной мощности ОРО не подтверждается проектной документацией на ОРО, то согласно пункту 55 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 N 830, представление неполных и (или) недостоверных сведений об объекте является основанием для отказа в актуализации учетных сведений о таком объекте, содержащихся в государственном реестре.
Прекращение приема отходов для целей размещения на объекте не может служить подтверждением прекращения осуществления на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), который является ОРО, деятельности по размещению отходов (хранению, захоронению), даже в случае исключения объекта ОРО из государственного реестра объектов ОРО.
Согласно пункту 3 Порядка проведения собственниками ОРО, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся ОРО, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1030, для выведенных из эксплуатации ОРО в рамках контроля за их состоянием и воздействием на окружающую среду осуществляется мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Подпунктом 1 пункта 5 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398, предусмотрена возможность отнесения к объектам III категории объекта HBOC, который является ОРО, исключительно после полного выполнения работ по ликвидации и (или) рекультивации, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, до снятия с государственного учета объектов HBOC.
 
В связи с сокращением срока оплаты торговыми сетями скоропортящихся продуктов ФАС напоминает о необходимости внесения изменений в договоры поставки
 
    <Информация> ФАС России от 01.03.2025 "ФАС напоминает торговым сетям о необходимости пересмотреть договоры поставки"
С 1 марта 2025 года вступают в силу положения закона, предусматривающие сокращение с 8 до 4 рабочих дней предельного срока оплаты продовольственных товаров со сроком годности 5 и менее дней в случае, если в договоре поставки предусмотрен электронный документооборот.
В договорах с электронным документооборотом целесообразно предусмотреть новые сроки оплаты товаров, а если электронный документооборот не предусмотрен, ФАС рекомендует рассмотреть возможность включить в договоры этот пункт.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
В Ломбардный список Банка России включены новые ценные бумаги
 
    Решение Банка России от 03.03.2025
"Совет директоров Банка России принял решение о включении ценных бумаг в Ломбардный список"
Речь идет о биржевых облигациях ряда компаний и облигациях некоторых субъектов РФ (приводятся регистрационные номера выпусков).

ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ
Минфин: с 13 февраля 2025 г. вступили в силу требования к банкам, зарегистрированным на территории государства - члена ЕАЭС, за исключением РФ, и осуществляющим выдачу участникам закупки из такого государства независимых гарантий для целей осуществления госзакупок
 
    Информационное письмо Минфина России от 28.02.2025 N 24-01-01/19823
"О вступлении в силу требований к банкам, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, и осуществляющим выдачу участникам закупки из этого государства-члена независимых гарантий в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств"
Требования, установленные пунктом 2(1) постановления Правительства от 20 декабря 2021 г. N 2369, вступили в силу одновременно с Соглашением о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок, подписанным в г. Москве 29 августа 2023 года.