Новое в Федеральном законодательстве


Выпуск от 25.07.2024

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".   

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс 25 июля 2024 года.

    
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
"Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства"(утв. Президентом РФ 22.07.2024)

Президент РФ поручил предусмотреть увеличение размера стандартного налогового вычета по НДФЛ, который будет предоставлен налогоплательщикам, регулярно проходящим диспансеризацию и успешно выполняющим нормативы ГТО 
Также в перечне поручений: 
обеспечить финансирование расходов на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, в том числе с использованием электронных сертификатов; 
обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих введение понятия "многофункциональная зона дорожного сервиса" и установление требований к составу такой зоны; 
обеспечить развитие на автомобильных дорогах системы навигации, информирующей туристов об объектах дорожного сервиса и туристической инфраструктуры, а также об объектах туристского показа; 
обеспечить покрытие автомобильных дорог, входящих в состав автомобильных туристских маршрутов, устойчивой мобильной связью и интернет-связью; 
обеспечить с 1 июля 2025 г. возможность заселения граждан РФ в гостиницы при предъявлении водительского удостоверения.

  "Перечень поручений по итогам Петербургского международного экономического форума"
(утв. Президентом РФ)

Президент РФ поручил представить предложения о поэтапном перемещении государственных корпораций, компаний с государственным участием из г. Москвы в субъекты РФ по месту осуществления их основной производственной или операционной деятельности
Также в перечне поручений:
внести в законодательство РФ о налогах и сборах изменения, предусматривающие: предоставление права на применение инвестиционного налогового вычета лицам, входящим в одну группу компаний; установление инвестиционного налогового вычета в виде права налогоплательщика уменьшать сумму налога на прибыль организаций, подлежащую зачислению в доходную часть федерального бюджета;
обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих продление до 10 лет срока осуществления софинансирования за счет средств федерального бюджета расходов граждан на уплату добровольных взносов в рамках программы долгосрочных сбережений, формируемых негосударственными пенсионными фондами;
обеспечить внесение изменений в перечень приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики в целях расширения возможностей для финансирования инвестиционных проектов кредитными организациями;
обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих установление максимальной суммы страхового покрытия по договору долевого страхования жизни в размере 2,8 млн рублей;
принять дополнительные меры, направленные на привлечение граждан к участию в программе долгосрочных сбережений, формируемых негосударственными пенсионными фондами, исходя из необходимости обеспечения объема вложений граждан на уровне не менее 250 млрд рублей в 2024 году и не менее 1 процента валового внутреннего продукта в 2026 году, обратив особое внимание на стимулирование работодателей к участию в софинансировании расходов работников на уплату добровольных взносов в рамках указанной программы.

  Приказ Госкорпорации "Росатом" от 26.03.2024 N 1/5-НПА

"Об утверждении Административного регламента предоставления Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства и разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов учреждениям Госкорпорации "Росатом", акционерным обществам Госкорпорации "Росатом" и их дочерним обществам, а также подведомственным предприятиям, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, в случаях строительства, реконструкции указанных объектов на территориях этих закрытых административно-территориальных образований"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2024 N 78903.
Обновлен порядок выдачи Росатомом разрешений подведомственным предприятиям на строительство объектов капитального строительства и их ввод в эксплуатацию на территориях ЗАТО
Заявителями являются учреждения и АО Госкорпорации "Росатом", их дочерние общества, а также подведомственные предприятия, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, выполняющие функции застройщика, либо их уполномоченные представители.
Максимальный срок предоставления госуслуги - 5 рабочих дней. Услуга предоставляется без взимания платы.
Признан утратившим силу аналогичный Приказ Госкорпорации "Росатом" от 28.11.2018 N 1/36-НПА.

  Приказ Минфина России от 25.06.2024 N 96н

"Об утверждении перечня грубых нарушений обязательных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях применения положений абзаца первого пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2023 г. N 402 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2024 N 78904.
Установлен перечень грубых нарушений обязательных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территориях новых регионов
Приказ действует до 1 января 2026 г.

  Проект Федерального закона N 848369-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (по вопросам наступления административной ответственности в случае заключения антиконкурентного соглашения) (текст принятого закона, направляемого в СФ РФ)

За противодействие проведению антимонопольных проверок будут налагаться штрафы
Согласно принятому Госдумой закону воспрепятствование законной деятельности должностного лица антимонопольного органа по проведению проверок соблюдения требования о запрете заключения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения или уклонение от таких проверок, если это повлекло за собой невозможность ее проведения или завершения, влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; на должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
В отношении юридических лиц установлено, что размер штрафа будет зависеть от совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. Так, если годовая выручка не превышает 120 млн. рублей, то размер штрафа составит 100 тыс. рублей, а, к примеру, если годовой объем выручки превышает 2 млрд рублей, то юридическое лицо будет оштрафовано на сумму 2 млн рублей.
Предусматривается, что если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, то совокупный размер суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) определяется за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Проект Федерального закона N 679980-8 "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О персональных данных" и статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей""

В Госдуму внесен законопроект, уточняющий порядок оформления согласия на обработку персональных данных
Так, в Федеральном законе "О персональных данных" предлагается установить, что согласие на обработку персональных данных должно оформляться отдельно от иных документов, которые подтверждает или подписывает субъект персональных данных.
Кроме этого, в Законе "О защите прав потребителей" планируется закрепить требование о том, что продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе ограничивать доступ потребителя к информации о товарах (работах, услугах) в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (не внесен в ГД ФС РФ)

С 1 января 2025 года минимальный размер оплаты труда предлагается установить в сумме 22440 рублей в месяц
МРОТ определяется исходя из величины медианной заработной платы за предыдущий год. С 2025 года соотношение МРОТ и медианной заработной платы устанавливается в размере не ниже 48 процентов.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ
Постановление Правительства РФ от 18.07.2024 N 974

"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 286"
Утверждены изменения, направленные на совершенствование порядка оплаты дополнительных расходов на реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве или профзаболеваний
В числе прочего установлено, что, в случае если медицинская помощь не предусмотрена программой бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, но при этом входит в объем лечения, определенного врачебной комиссией, страховщик осуществляет ее оплату в полном объеме на основании подтверждающих документов.
Скорректирован порядок компенсации расходов в размере стоимости протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации, рекомендованных программой реабилитации пострадавшего.
Также, в частности, размер оплаты расходов на текущий ремонт транспортного средства и горюче-смазочные материалы увеличен с 835 рублей в год до 3220 рублей.

Проект Федерального закона N 594960-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о совершенствовании мер социальной поддержки семей, имеющих детей, и пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан) (текст принятого закона, направляемого в СФ РФ)

В Совет Федерации направлен законопроект, предусматривающий надбавку на уход к пенсии инвалидов I группы или граждан, достигших возраста 80 лет
Согласно законопроекту размер надбавки составит 1200 рублей в месяц и будет подлежать ежегодной индексации.
Кроме того, законопроектом предусматривается возможность получить в виде единовременной выплаты остаток средств материнского (семейного) капитала, не превышающий 10000 рублей.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
<Письмо> ФНС России от 15.07.2024 N БС-4-21/7995@

"О реализации Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ (в части, касающейся налогообложения имущества)"
ФНС сообщает об изменениях в налогообложении имущественными налогами в связи с внесением поправок в НК РФ в рамках налогового реформирования 
Приведена информация о вступающих в силу изменениях с 1 января 2025 года в части уплаты налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц и земельного налога, касающаяся повышения ставки налога в отношении объектов, стоимость которых превышает 300 миллионов рублей.
Проект Приказа ФНС России "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме"
Подготовлен проект новой формы 3-НДФЛ
Проект содержит форму (формат) налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и порядок ее заполнения.
Обновление формы обусловлено изменениями в налоговом законодательстве и переходом на использование номера записи единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ, при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
С утверждением приказа будет признан утратившим силу Приказ ФНС России от 15.10.2021 N ЕД-7-11/903@.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Указание Банка России от 17.06.2024 N 6749-У

"О признании утратившими силу Указания Банка России от 10 апреля 2015 года N 3620-У и внесенных в него изменений"
Зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2024 N 78849.
Признается утратившим силу Указание Банка России от 10 апреля 2015 года N 3620-У "О порядке создания и эксплуатации единой автоматизированной системы и перечнях видов информации, предоставляемой страховщиками" с внесенными в него изменениями
Данное указание устанавливает порядок создания и эксплуатации единой автоматизированной системы, в том числе обеспечения доступа к содержащейся в ней информации, а также перечни видов информации, предоставляемой страховщиками, осуществляющими страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) и (или) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, в обязательном порядке.
Настоящее указание вступает в силу с 1 октября 2024 года.

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
<Письмо> ФНС России от 14.07.2023 N Д-5-17/38@

<Об осуществлении валютного контроля в отношении резидентов новых субъектов Российской Федерации в части соблюдения ими порядка уведомления и представления отчетности по зарубежным счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка>
ФНС сообщает о порядке уведомления и представления отчетности по зарубежным счетам (вкладам) резидентами новых субъектов РФ 
Обязанности по представлению в налоговый орган уведомлений и отчетов возникают с момента приобретения статуса "валютного" резидента: для физлица - это получение гражданства РФ либо вида на жительство РФ; для юрлица - внесение записи в ЕГРЮЛ. 
Отчеты представляются по всем счетам, открытым как до, так и после получения статуса валютного резидента, начиная с отчетного периода, в котором такой статус был приобретен. 
Обращено внимание на то, что представление уведомлений и отчетов не требуется при условии пребывания физлица - резидента за пределами РФ в совокупности более 183 дней в календарном году.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Приказ Минфина России от 23.04.2024 N 46н

"Об утверждении нормативов технологических потерь и норм естественной убыли при производстве и обороте сырья и никотинового сырья и производстве табачной продукции и никотинсодержащей продукции"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.07.2024 N 78906.
Установлены нормативы технологических потерь и нормы естественной убыли при производстве и обороте сырья и никотинового сырья и производстве табачной и никотинсодержащей продукции 
Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования и действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

Проект Федерального закона N 99437-8

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления обязательных требований к некурительной табачной продукции) (текст принятого закона, направляемого в СФ РФ)
Принят закон об установлении обязательных требований к некурительной табачной продукции
Согласно закону, в частности, при производстве некурительной табачной продукции в качестве ингредиентов не допускается использование веществ, направленных на повышение привлекательности некурительной табачной продукции.
Предусмотрено, что содержание никотина в некурительных табачных изделиях не должно превышать 10 миллиграммов на одно изделие.
Закреплены правила представления отчета о составе некурительных табачных изделий.
Уточнены требования к содержанию информации для потребителей некурительных табачных изделий.
Установлен перечень веществ, которые не допускается использовать в качестве ингредиентов при производстве некурительной табачной продукции.
Предусмотрен запрет производства насвая и табака сосательного (снюса) на территории РФ.

СТРОИТЕЛЬСТВО
Постановление Правительства РФ от 23.07.2024 N 999

"Об утверждении особенностей проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, предназначенных для защиты транспортного перехода через Керченский пролив в акватории Керченского пролива, выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию таких объектов"
До 31 декабря 2024 г. включительно установлены особенности проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, предназначенных для защиты транспортного перехода через Керченский пролив, а также особенности выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию таких объектов 
Государственная экспертиза проектной документации проводится только в части достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства. Проверка достоверности определения сметной стоимости проводится в части оценки расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, сметным ценам строительных ресурсов в текущем уровне цен и (или) в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г., индексам изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов, размещенным в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, и физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ, утвержденную застройщиком или техническим заказчиком. 
При проведении государственной экспертизы проектной документации не проводится государственная экологическая экспертиза. Разработка документации по планировке территории не осуществляется. 
Выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию не требуется.

<Письмо> Минстроя России от 21.03.2024 N 15763-СМ/08

<О критериях отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования>
Даны разъяснения о критериях отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования 
Сообщается, в частности, что согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) под зданием понимается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных. 
В силу подпункта 23 пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 384-ФЗ под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. 
В проектной документации согласно Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87, в том числе определяются технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства, включая площадь застройки, общую площадь, строительный объем, указываются места размещения существующих и проектируемых зданий, строений и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения). Технологическая связь основного объекта со вспомогательным также определяется в проектной документации. 
Таким образом, параметры объектов капитального строительства, в том числе отнесение их к вспомогательным, определяются в проектной документации. 
Постановление Правительства РФ от 4 мая 2023 г. N 703 "Об утверждении критериев отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования" регламентирует случаи, при которых строения, сооружения относятся к строениям и сооружениям вспомогательного использования. При этом здания не являются предметом регулирования указанного Постановления. 
Вместе с тем строения, сооружения являются объектами капитального строительства, в связи с чем относятся к объектам недвижимости. 
В этой связи необходимость в уточнении критериев и наделении уполномоченных на выдачу разрешительной документации органов полномочиями по отнесению строений, сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования отсутствует.

ТРАНСПОРТ
Приказ МВД России от 10.06.2024 N 323

"Об утверждении Порядка выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности допуска или заключения о невозможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности"
Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2024 N 78880.
Обновлен порядок выдачи органами внутренних дел РФ заключения о возможности допуска или заключения о невозможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности
Для получения заключения уполномоченный компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности, находящаяся в его ведении организация или аттестующая организация направляют путем межведомственного взаимодействия в территориальный орган МВД России запрос с указанием в нем реквизитов, идентифицирующих заявителя (полное наименование, ОГРН, ИНН, адрес в пределах места нахождения юридического лица), а также информацию об аттестуемых лицах, в отношении которых требуется выдача заключения (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения, адрес регистрации по месту жительства, серия и номер документа, удостоверяющего личность, дата его выдачи и наименование органа, его выдавшего).
Признан утратившим силу Приказ МВД России от 6 июля 2021 г. N 515, которым был утвержден аналогичный порядок.
Настоящий приказ действует до 1 сентября 2029 года.

СТРАХОВАНИЕ
Указание Банка России от 01.04.2024 N 6710-У

"О внесении изменений в приложение 1 к Указанию Банка России от 16 мая 2022 года N 6137-У "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2024 N 78830.
Обновлены тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП) для некоторых видов транспорта, а также установлены тарифы для легковых такси 
Указанием, в частности: 
снижены минимальные значения страховых тарифов по ОСГОП для междугородних автобусных перевозок, туристических перевозок водным транспортом, перевозок вертолетами, железнодорожным и морским транспортом; 
установлены минимальные и максимальные значения страховых тарифов для перевозчиков легковым такси (обязанность страховать ответственность за возможное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров для легковых такси вводится с 1 сентября 2024 года).

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
<Письмо> Минприроды России от 24.06.2024 N 25-47/25454

"О рассмотрении обращения"
Рассмотрен вопрос об утилизации отходов от использования товаров
Сообщается, что производители, импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров, используемых в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих при производстве товаров, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства от 29.12.2023 N 2414, и при производстве транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Информация о таких товарах должна быть указана в отчетности, правила представления которой утверждены Постановлением Правительства от 31.05.2024 N 741.

ТУРИЗМ. СПОРТ
Федеральный закон от 24.07.2024 N 214-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О публично-правовой компании "Единый регулятор азартных игр" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Уточняется правовой статус профессиональных спортивных лиг 
Подписанный закон предоставляет профессиональной спортивной лиге в целях проведения отдельных официальных спортивных соревнований право самостоятельно разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, утверждать условия и порядок перехода спортсменов в другие профессиональные спортивные клубы, участвующие в таких соревнованиях, а также в иностранные спортивные организации. 
Минспорт наделен полномочиями по утверждению перечня видов спорта, для которых профессиональная спортивная лига вправе утверждать указанные условия и порядок перехода спортсменов. 
Также профессиональные спортивные лиги получили право осуществлять аккредитацию спортивных агентов, утверждать календарные планы проведения отдельных официальных спортивных соревнований и направлять запросы в ППК "Единый регулятор азартных игр" в целях предотвращения манипулирования такими соревнованиями. 
Кроме этого, поправками Минспорт уполномочен устанавливать ограничения на участие спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды РФ, в международных спортивных соревнованиях или во всероссийских спортивных соревнованиях по командным игровым видам спорта во взаимодействии с общероссийскими спортивными федерациями и спортивными лигами по соответствующим видам спорта. 
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу.

ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Федеральный закон от 24.07.2024 N 215-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Уточнен порядок исполнения воинской обязанности гражданами, проходящими службу в таможенных органах, прокуратуре, следственных органах
Изменениями, внесенными в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", устранены пробелы, регулирующие вопросы организации воинского учета, вопросы предоставления отсрочки от призыва на военную службу, увольнения с военной службы, зачисления в запас, освобождения от военных сборов в отношении граждан, проходящих службу в таможенных органах РФ (в части воинского учета), органах и организациях прокуратуры РФ, следственных органах и учреждениях СК России.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.