НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ
КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 6 по 10 октября 2025 года.
Объединение в госзакупке услуг из разных позиций доптребований ограничивает конкуренцию, решили суды(7.10.2025)
Заказчик приобретал услуги по комплексному содержанию здания, в том числе по его уборке и техобслуживанию. В извещении он установил два доптребования:
- по позиции 14 - для услуг по техобслуживанию зданий, сооружений;
- по позиции 36 - для услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.
Контролеры и суды трех инстанций нашли нарушение:
- постановление о доптребованиях разделяет требования к опыту по указанным позициям. Оно позволяет применить лишь одну из них;
- объединение в закупке услуг, для которых установлены отдельные доптребования, ограничивает конкуренцию. Такое формирование лота исключает участие в закупке лиц с опытом услуг по техобслуживанию зданий, но без такового в сфере услуг по уборке (и наоборот);
- объединить услуги в одну закупку заказчик мог, если бы стоимость одной из них была менее 1 млн руб., то есть такой, при которой доптребования устанавливать не надо. Цена же каждого вида услуг превышала это значение.
Отметим, в практике можно встретить пример, когда суды не увидели нарушения в том, что в извещении установили две позиции доптребований.
Документ: Постановление АС Московского округа от 17.09.2025 по делу N А40-292066/2024
ФАС о национальном режиме: отечественным лекарствам не из перечня ЖНВЛП предоставляют преимущество
Служба поддержала позицию Минфина о том, что к лекарствам из перечня ЖНВЛП применяется защитная мера в виде ограничения, а отечественным препаратам, которых нет в этом списке, предоставляется преимущество.
Документ: Письмо ФАС России от 11.08.2025 N ДФ/75357/25
Суды не посчитали санкции уважительной причиной срыва поставок по госконтрактам(6.10.2025)
Заказчик решил в одностороннем порядке отказаться от контрактов, поскольку ему не поставили расходные медизделия.
Исполнитель представил копию уведомления от официального дистрибьютора производителя, который подтвердил задержку поставок товаров из-за дополнительного регулирования экспорта медизделий в РФ.
Контролеры включили сведения в РНП. Три инстанции поддержали их решение:
- на момент участия исполнителя в закупках и заключения контрактов санкции действовали уже долго. Он, как профучастник рынка, мог предусмотреть риски из-за задержки поставок импортного товара;
- санкции - это предпринимательский риск, а не форс-мажор. Наличие последнего могло подтвердить заключение ТПП РФ, но его не представили;
- подавая заявку на участие в закупке, исполнитель подтвердил, что может выполнить обязательства соразмерно своим возможностям и потребностям заказчика. Ему следовало осознавать, на каких условиях и в какие сроки нужно поставлять товар. Подписание контрактов означает согласие с их условиями;
- ненадлежащее выполнение обязательств исполнителем доказали. Он допустил существенное нарушение, из-за которого заказчик лишился того, на что рассчитывал при заключении сделок;
- включение данных в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу исполнителя, чрезмерно не ограничивает его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Даже если сведения о нем есть в реестре, он может участвовать в госзакупках, в которых нет требования об отсутствии участников в таком реестре.
Документ: Постановление АС Московского округа от 15.09.2025 по делу N А40-257201/2024
Дата изменения: 08.10.2025 08:42:07