НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

06.10.2025

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".  

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 6 по 10 октября 2025 года. 



Суды: размещение информации о подрядчике в РНП нельзя считать распространением порочащих сведений(10.10/2025)

Контролеры включили сведения о подрядчике в РНП, но спустя год их решение признали недействительным. Подрядчик решил, что незаконное размещение сведений в реестре умалило его деловую репутацию и причинило ему нравственные страдания, поэтому он обратился в суд за компенсацией нематериального и морального вреда.
Три инстанции отказали в иске, поскольку подрядчик не доказал наличие морального вреда, а также ничем не подтвердил, что размещение сведений в реестре как-то повлияло на его хоздеятельность.
Суды отметили: публичное размещение сведений в РНП нельзя считать распространением порочащей информации по смыслу ст. 152 ГК РФ.
Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.09.2025 по делу N А32-54509/2024

Централизованные госзакупки офисного софта для федеральных нужд будут отменены: проект Минцифры(9.10.2025)

Планируют, что Минцифры больше не будет проводить централизованные закупки офисного ПО и антивирусов для федеральных органов власти, подконтрольных правительству. Ранее это полномочие ведомства приостанавливалось до конца 2025 года.
Как отметили авторы проекта, механизм централизованных закупок такой продукции оказался неэффективным. При этом многие федеральные органы власти уже используют отечественное ПО и могут приобретать его сами.
Общественное обсуждение инициативы завершится 21 октября.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects/161012)

Закупать аудит и иные финуслуги у российских компаний с иностранным влиянием нельзя с 11 октября(8.10.2025)

Запрет закупок аудиторских и иных финуслуг (бухучет, налоговые консультации и др.) распространят на услуги российских компаний с долей иностранного участия более 10%.
Новшество вступит в силу 11 октября 2025 года. Оно коснется компаний, в которых иностранным лицам (кроме лиц из ЕАЭС) прямо или косвенно принадлежит более 10% голосующих акций или долей в уставном капитале.
Документ: Постановление Правительства РФ от 27.09.2025 N 1478


Объединение в госзакупке услуг из разных позиций доптребований ограничивает конкуренцию, решили суды(7.10.2025)

Заказчик приобретал услуги по комплексному содержанию здания, в том числе по его уборке и техобслуживанию. В извещении он установил два доптребования:
по позиции 14 - для услуг по техобслуживанию зданий, сооружений;
по позиции 36 - для услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.
Контролеры и суды трех инстанций нашли нарушение:
- постановление о доптребованиях разделяет требования к опыту по указанным позициям. Оно позволяет применить лишь одну из них;
- объединение в закупке услуг, для которых установлены отдельные доптребования, ограничивает конкуренцию. Такое формирование лота исключает участие в закупке лиц с опытом услуг по техобслуживанию зданий, но без такового в сфере услуг по уборке (и наоборот);
- объединить услуги в одну закупку заказчик мог, если бы стоимость одной из них была менее 1 млн руб., то есть такой, при которой доптребования устанавливать не надо. Цена же каждого вида услуг превышала это значение.
Отметим, в практике можно встретить пример, когда суды не увидели нарушения в том, что в извещении установили две позиции доптребований.
Документ: Постановление АС Московского округа от 17.09.2025 по делу N А40-292066/2024

ФАС о национальном режиме: отечественным лекарствам не из перечня ЖНВЛП предоставляют преимущество

Служба поддержала позицию Минфина о том, что к лекарствам из перечня ЖНВЛП применяется защитная мера в виде ограничения, а отечественным препаратам, которых нет в этом списке, предоставляется преимущество.
Документ: Письмо ФАС России от 11.08.2025 N ДФ/75357/25

Суды не посчитали санкции уважительной причиной срыва поставок по госконтрактам(6.10.2025)

Заказчик решил в одностороннем порядке отказаться от контрактов, поскольку ему не поставили расходные медизделия.
Исполнитель представил копию уведомления от официального дистрибьютора производителя, который подтвердил задержку поставок товаров из-за дополнительного регулирования экспорта медизделий в РФ.
Контролеры включили сведения в РНП. Три инстанции поддержали их решение:
- на момент участия исполнителя в закупках и заключения контрактов санкции действовали уже долго. Он, как профучастник рынка, мог предусмотреть риски из-за задержки поставок импортного товара;
- санкции - это предпринимательский риск, а не форс-мажор. Наличие последнего могло подтвердить заключение ТПП РФ, но его не представили;
- подавая заявку на участие в закупке, исполнитель подтвердил, что может выполнить обязательства соразмерно своим возможностям и потребностям заказчика. Ему следовало осознавать, на каких условиях и в какие сроки нужно поставлять товар. Подписание контрактов означает согласие с их условиями;
- ненадлежащее выполнение обязательств исполнителем доказали. Он допустил существенное нарушение, из-за которого заказчик лишился того, на что рассчитывал при заключении сделок;
- включение данных в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу исполнителя, чрезмерно не ограничивает его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Даже если сведения о нем есть в реестре, он может участвовать в госзакупках, в которых нет требования об отсутствии участников в таком реестре.
Документ: Постановление АС Московского округа от 15.09.2025 по делу N А40-257201/2024




Дата изменения: 11.10.2025 11:30:07