Новое в Федеральном законодательстве
Выпуск от 10.03.2025
КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс 10 марта 2025 года.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Внесены уточнения в перечень нормативных правовых актов, в отношении которых не применяются положения Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
Изменениями корректируются сроки применения некоторых нормативных правовых актов, а также дополняются группы нормативных правовых актов.
Дополнен перечень функций, осуществляемых Минэнерго России
Установлено, что Министерство осуществляет мероприятия по обеспечению соответствия его деятельности целям и задачам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Дополнен перечень полномочий, осуществляемых Рособрнадзором
С 1 апреля 2025 года на Службу возлагается определение минимального количества баллов, подтверждающих успешное прохождение иностранными гражданами и лицами без гражданства тестирования, а также методическое обеспечение проведения данного тестирования.
Также в перечне новых полномочий - организация разработки диагностических материалов и критериев оценивания знания русского языка, достаточного для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, для проведения тестирования.
В перечень функций, осуществляемых рядом федеральных министерств и ведомств, включено осуществление мероприятий по обеспечению соответствия их деятельности целям и задачам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей
Речь идет о Минтрансе России, Ространснадзоре, Росавиации, Росморречфлоте, Росжелдоре, Росавтодоре.
Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора), предметом которого является соблюдение лицензионных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания)
Перечень включает в себя в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД, реквизиты структурных единиц нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ
Внесены уточнения в порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями
Утратившим силу признано положение, согласно которому на Минспорт России совместно с Минтрудом России возлагалась обязанность информировать инвалидов из числа спортсменов - кандидатов в спортивные сборные команды РФ, членов спортивных сборных команд РФ об органах, уполномоченных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в субъектах РФ, на территории которых проводятся официальные спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Определены особенности назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам РФ, которые временно отселены в безопасные районы с территорий Республики Крым, Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и г. Севастополя
При назначении ежемесячного пособия указанным гражданам, которые по состоянию на дату принятия исполнительными органами субъектов РФ решения о временном отселении были зарегистрированы по месту жительства (месту пребывания) в населенных пунктах, расположенных на территориях указанных субъектов РФ:
решение об отказе в назначении ежемесячного пособия по основанию, предусмотренному подпунктом "д" пункта 31 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2022 г. N 2330 (далее - Правила), не принимается;
решение об отказе в назначении ежемесячного пособия по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" и "л" пункта 31 Правил, в случае признания граждан в установленном порядке безработными по состоянию на день подачи заявления о назначении ежемесячного пособия, не принимается;
положения подпункта "з" пункта 31 Правил в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности граждан и расположенных на территориях населенных пунктов субъектов РФ, не применяются;
положения подпункта "и" пункта 31 Правил в отношении автотранспортных (мототранспортных) средств, маломерных судов, самоходных машин или других видов техники, зарегистрированных на граждан, не применяются.
При принятии решения о назначении гражданам ежемесячного пособия с учетом названных положений, такое назначение осуществляется на 6 месяцев.
С 1 марта 2025 года подлежат применению методические рекомендации по сопровождаемому проживанию инвалидов
Методические рекомендации предназначены для руководителей исполнительных органов субъектов РФ, специалистов реабилитационных организаций и организаций социального обслуживания, а также руководителей общественных объединений инвалидов и иных негосударственных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих услуги сопровождаемого проживания инвалидов.
• НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Разъяснены особенности представления налоговой декларации по туристическому налогу при наличии у налогоплательщика на территории одного муниципального образования нескольких средств размещения и направления уведомления о выборе налогового органа, в который представляется налоговая декларация по туристическому налогу
Сообщается, в частности, что на основании пункта 2 статьи 418.9 НК РФ в случае учета налогоплательщика в нескольких налоговых органах по месту нахождения средств размещения, расположенных на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), налогоплательщик вправе выбрать налоговый орган на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), в который представляется налоговая декларация, направив уведомление о выборе налогового органа в налоговые органы по месту нахождения средств размещения на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"). Указанное уведомление представляется налогоплательщиком однократно, за исключением случаев реализации (иного выбытия из владения налогоплательщика) средства (средств) размещения, по месту нахождения которого (которых) выбран налоговый орган, в который представляется налоговая декларация (абзац второй пункта 2 статьи 418.9 НК РФ).
Следовательно, в силу пункта 2 статьи 418.9 Налогового кодекса налогоплательщик представляет уведомление о выборе налогового органа для представления налоговой декларации по туристическому налогу однократно, за исключением случаев реализации (иного выбытия из владения налогоплательщика) средства (средств) размещения, по месту нахождения которого (которых) выбран налоговый орган.
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (пункт 1 статьи 83 НК РФ).
Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами и лицами, указанными в статье 85, пункте 4.1 статьи 382, пункте 2.1 статьи 408 НК РФ, пункте 6 статьи 53 ЗК РФ (пункт 5 статьи 83 НК РФ).
По мнению Минфина России, для правового урегулирования рассмотренных предложений требуется внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс. До внесения в статью 418.9 НК РФ соответствующих изменений Минфин России поддерживает предложение о праве налогоплательщика представить уведомление о выборе налогового органа для целей представления налоговых деклараций по туристическому налогу в один из налоговых органов по месту нахождения средства размещения на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), если налогоплательщик состоит на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения средств размещения, расположенных на соответствующей территории.
ФТС информирует о расширении оснований для отказа в совершении регистрационных действий
Согласно вступившим в силу с 1 марта 2025 г. изменениям в Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", основанием для отказа в совершении регистрационных действий является в том числе обращение в регистрационное подразделение владельца транспортного средства, не уплатившего утилизационный сбор в течение срока и в случаях, которые установлены Правительством РФ, для постановки ввезенного в Российскую Федерацию физическим лицом транспортного средства на государственный учет или внесения изменений в регистрационные данные такого транспортного средства в связи со сменой его владельца.
С 1 марта 2025 г. в случае отчуждения ввезенного колесного транспортного средства плательщиком утилизационного сбора в собственность иного лица до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера, новому собственнику транспортного средства будет отказано в совершении регистрационных действий при неосуществлении доплаты разницы утилизационного сбора.
• ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Внесены уточнения в порядок открытия лицевых счетов участникам казначейского сопровождения
Изменения коснулись видов договоров (соглашений), контрактов, на которые распространяются положения указанного порядка.
Установлено, что в случае, если при осуществлении документооборота в электронном виде применяется УКЭП, полномочия представителя на выполнение соответствующих действий подтверждаются доверенностью в электронной форме в машиночитаемом виде.
Утратило силу положение, согласно которому информация и документы при отсутствии технической возможности формируются на бумажном носителе.
Скорректированы некоторые процедурные сроки, в том числе предусмотренные в отношении проверки документов для резервирования лицевого счета.
В новой редакции изложен перечень документов, представляемых участником казначейского сопровождения для открытия лицевого счета.
Кроме того, обновлены некоторые формы документов, предусмотренных приложениями к приказу, а также включено новое приложение, содержащее реквизитный состав информации из контракта (договора), сведения о котором не размещаются в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в единой информационной системе в сфере закупок.
Утрачивает силу приказ Минфина России от 1 июня 2023 г. N 80н, которым утверждены коды (перечни кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2024 год и плановый период
Также признаны утратившими силу приказы, вносящие в него изменения.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что регистрации при текст документа может быть изменен.
• БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
До 9 сентября 2025 года продлен запрет на взимание комиссии с физлиц при выдаче наличной иностранной валюты
Речь идет о выдаче суммы остатка на 00:00 часов по московскому времени на 9 марта 2022 года на вкладах или счетах в иностранной валюте (вне зависимости от валюты счета или вклада), открытых в кредитной организации.
Также запрещено взимать комиссию за конвертацию иностранной валюты в сумме остатка на 00:00 часов по московскому времени 9 марта 2022 года в доллары США или евро, осуществляемую в целях выдачи физлицам наличной иностранной валюты с любых их вкладов или счетов в иностранной валюте (вне зависимости от валюты счета или вклада).
• ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
До 9 сентября 2025 года продлены ограничения на снятие наличной иностранной валюты
Для граждан, чей валютный счет или вклад был открыт до 9 марта 2022 года, сохраняется лимит на снятие валюты в сумме остатка денежных средств на 00:00 по московскому времени указанной даты, но не более 10 тыс. долларов США или эквивалентной суммы в евро, независимо от валюты вклада или счета, при условии что они ранее не реализовали такую возможность.
Остальные средства можно получить в рублях. Выплачиваемая сумма не может быть меньше рассчитанной на день выплаты по официальному курсу Банка России для средств, размещенных на счете до 9 сентября 2022 года. Средства, размещенные после 9 сентября 2022 года, выдаются по курсу банка на дату выдачи.
Валютные переводы без открытия счета и через электронные кошельки выдаются в рублях. При этом выдаваемая сумма не может быть меньше рассчитанной на день выплаты по официальному курсу Банка России.
Юридическим лицам - нерезидентам выдача наличных в долларах США, евро, фунтах стерлингов, японских иенах до 9 сентября 2025 года не производится, по другим валютам ограничений нет.
• БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
С 1 января 2027 года вступит в силу СБУ ГФ "Бюджетная отчетность"
Стандарт устанавливает обязательные требования к составу, содержанию и порядку формирования информации, раскрываемой в бюджетной отчетности.
Стандарт применяется при составлении бюджетной отчетности, начиная с отчетности за 2026 год.
<Информация> ФНС России
"Отчитаться в ГИР БО за 2024 год необходимо до 31 марта"
Не позднее 31 марта 2025 года необходимо направить бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган в виде электронного документа для формирования ГИР БО
Отчетность необходимо направить в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.
К отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, прилагается аудиторское заключение. Сообщены требования к формату и наименованию файлов.
Сообщено об экономических субъектах, которые освобождены от представления обязательного экземпляра отчетности.
Отмечено также, что организации, имеющие основания на ограничение доступа к своей отчетности, не освобождаются от ее предоставления в ГИР БО. В этом случае необходимо представить заявление в соответствии с приказом ФНС России от 14.10.2022 N ЕД-7-1/939@.
• СТРОИТЕЛЬСТВО
Дополнены особенности проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства с особым статусом
Установлено, что в случае если после получения первичного положительного заключения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства в нее внесены изменения, предусматривающие неучтенные ранее или изменившиеся усложняющие факторы, условия и методы производства работ, которые оказывают влияние на порядок определения сметной стоимости и не могут быть учтены без корректировки сметной документации, представление документов для проведения повторной проверки достоверности определения сметной стоимости осуществляется после корректировки сметной документации в части, подвергшейся таким изменениям, с учетом сметных нормативов, единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, индексов изменения сметной стоимости, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, сметных цен строительных ресурсов, индексов изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов, размещенных в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.
• ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Внесены изменения в порядок осуществления индивидуального или группового маркирования и учета животных
Изменения касаются овец и коз, пушных зверей, рыб и иных объектов аквакультуры животного происхождения.
Предусматривается, что в соответствии с положениями Закона РФ "О ветеринарии" овцы и козы, подвергнутые групповому маркированию и учету до вступления в силу настоящего постановления, повторному маркированию и учету не подлежат.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Установлен порядок обращения с заявками о предоставлении права пользования участками недр, расположенными на территориях новых субъектов РФ, право пользования которыми предоставлено в соответствии с документами, выданными до дня принятия указанных субъектов в РФ
До 1 января 2026 г. заявители, имеющие ранее выданный документ, вправе представить лично либо направить почтовым отправлением или с использованием электронной почты заявку в Роснедра или его территориальный орган в отношении участков недр, не являющихся участками недр местного значения, в органы государственной власти новых субъектов РФ в отношении участков недр местного значения.
Определены в числе прочего перечень сведений, которые должна содержать заявка, перечень прилагаемых к ней документов, процедура принятия решения о предоставлении права пользования участком недр.
Внесены уточнения в перечни некапитальных строений, сооружений, а также объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов
Включены новые позиции, некоторые позиции изложены в новой редакции.
• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
<Информация> Роспотребнадзора
"Об изменениях в СанПиН 2.3/2.4.3590-20"
Роспотребнадзор информирует о вступивших в силу с 1 марта 2025 года изменениях в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"
Сообщается, что основные изменения носят юридико-технический (уточняющий) характер и не вводят новых требований.
В то же время, в частности, пунктом 2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отменяется обязанность разработки и утверждения руководителем организации ассортимента кулинарных изделий, изготавливаемых предприятиями общественного питания для оказания услуг общественного питания. Обязательность утверждения ассортимента готовых блюд и напитков сохраняется только при организации массовых мероприятий (который утверждается руководителем предприятия общественного питания или организатором массового мероприятия).
Новая редакция пункта 2.13 предусматривает возможность выбора используемых в предприятии общественного питания вытяжных систем в зонах (участках) и (или) размещенных в них оборудовании, являющихся источниками выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла (либо локальная вытяжная система, присоединенная к системе вытяжной вентиляции производственных помещений, либо автономная вытяжная система).
В пункте 5.1 конкретизированы организации общественного питания, для которых требование о контроле температуры блюд на линии раздачи с использованием термометров является обязательным, а именно - при оказании услуг общественного питания для детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг.
• ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Уточнены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Роспотребнадзора
В частности, расширен состав комиссии для проведения категорирования объекта (территории), дополнен перечень антитеррористических мероприятий в отношении объектов (территорий) первой категории, до 5 лет увеличен срок актуализации и хранения паспорта безопасности объекта (территории).
Разработаны рекомендации органам местного самоуправления по организации подготовки, информированию и консультированию населения муниципальных образований в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
Рекомендации предназначены для представителей органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и специалистов в области подготовки, информирования и консультирования населения по вопросам ГО и защиты от ЧС.
Рекомендации могут быть использованы в целях совершенствования уровня знаний населения в области ГО и защиты от ЧС в современных условиях, выработки единых подходов к организации подготовки, информирования и консультирования населения муниципальных образований по вопросам ГО и защиты от ЧС.