Новое в Федеральном законодательстве

14.02.2025

Выпуск от 14.02.2025

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".   

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс 14 февраля 2025 года.


АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
Разъяснено применение временных мер ограничительного характера в случае совершения сделок с акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации
 
    Официальное разъяснение Банка России от 12.02.2025 N 2-ОР
"О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами", Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 2022 года N 737 "О некоторых вопросах осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций)"
Разъяснения касаются ситуации, связанной с приобретением права собственности в отношении акций (долей в уставном капитале) экономически значимой организации, в силу требований законодательства, как следствие решения арбитражного суда о приостановлении осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в отношении экономически значимой организации.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В Госдуму внесен законопроект об увеличении штрафа за несообщение гражданином в военкомат о переезде на новое место пребывания при отсутствии регистрации
 
    Проект Федерального закона N 840347-8
"О внесении изменений в статьи 3.5 и 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Согласно законопроекту несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, сведений о его переезде на новое место пребывания на срок более 3 месяцев, не подтвержденное регистрацией, повлечет наложение административного штрафа в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.
 
С 14 февраля 2025 г. по 31 декабря 2026 г. будет проводиться эксперимент по предоставлению разработчикам программного обеспечения возможности добровольного подтверждения компетенций
 
    Постановление Правительства РФ от 11.02.2025 N 130
"О проведении эксперимента по предоставлению разработчикам программного обеспечения возможности добровольного подтверждения компетенций"
Предложения организаций об участии в эксперименте на добровольной и безвозмездной основе в качестве оператора платформы подтверждения ИТ-компетенций вносятся Минцифры России на рассмотрение президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности до 28 февраля 2025 г. Организация, отобранная для участия в эксперименте в качестве оператора, должна обладать наилучшими программно-техническими средствами, технологической инфраструктурой и информационными технологиями, необходимыми для успешной реализации эксперимента, а также обладать необходимыми компетенциями. Оператор отбирается до 31 марта 2025 г.
С 31 мая 2025 г. разработчикам программного обеспечения предоставляется возможность добровольного подтверждения компетенций посредством платформы подтверждения ИТ-компетенций. В случае успешного подтверждения соответствующего уровня владения ИТ-компетенцией выдается сертификат ИТ-компетенций, срок действия которого исчисляется с даты фактического прохождения оценки на платформе подтверждения ИТ-компетенций и завершается по истечении одного года.
 
Актуализирована процедура удостоверения подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств
 
    Приказ Минюста России от 07.02.2025 N 23
"Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги "Удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств"
Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2025 N 81221.
Услуга предоставляется Минюстом России физическим, юридическим лицам (их представителям), указанным в таблице 1 приложения N 1 к Административному регламенту.
Максимальный срок предоставления услуги составляет 30 рабочих дней.
Взимание госпошлины или иной платы за предоставление услуги не предусмотрено.
Реализован Федеральный закон от 22.06.2024 N 145-ФЗ "О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов".
Признан утратившим силу аналогичный приказ Минюста России от 12.09.2023 N 252.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Разъяснены особенности обращения взыскания на средства и ценные бумаги, учитываемые на счете типа "С"
 
    Официальное разъяснение Банка России от 12.02.2025 N 1-ОР
"О применении пункта 5(1) Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами"
В соответствии с пунктом 5(1) Указа Президента РФ от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" (далее - Указ N 95) на средства и ценные бумаги, учитываемые на счете типа "С", не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, наложен арест, в отношении их не может быть заявлено требование о взыскании обязательных платежей, не могут быть приняты иные обеспечительные меры, если судебные акты и акты иных органов вынесены после 3 января 2024 года.
Положения пункта 5(1) Указа N 95 распространяются на случаи обращения взыскания, включая случаи как принудительного исполнения, так и добровольного удовлетворения требований по передаче (возврату) активов, находящихся на счетах типа "С", во исполнение судебного акта (судебного постановления) на средства и ценные бумаги, учитываемые на счете типа "С", по любым основаниям, независимо от того, относится ли должник к лицам, указанным в пункте 1 Указа N 95.
Исполнение вынесенных после 3 января 2024 года судебных актов и актов иных органов, влекущих перечисление денежных средств и (или) ценных бумаг должника, учитываемых на счете типа "С", обращение на них взыскания, наложение ареста, взыскание обязательных платежей, принятие обеспечительных мер, как органами принудительного исполнения, так и кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями не допускается.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
С 1 сентября 2025 года применяются новые правила возмещения расходов при переезде в другую местность работников федеральных госорганов, ГВБФ и ФГУ
 
    Постановление Правительства РФ от 11.02.2025 N 140
"Об утверждении Правил возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений"
Правила устанавливают порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность.
Возмещению подлежат: расходы на оплату проезда работника и членов его семьи, расходы по провозу имущества, расходы по обустройству на новом месте жительства. Также осуществляется выплата суточных за каждый день нахождения в пути к новому месту работы.
Работник, который не явился на работу или отказался приступить к работе по уважительной причине, обязан вернуть выплаченные ему средства за вычетом понесенных расходов, связанных с переездом и провозом имущества.
Признаны утратившими силу некоторые акты Правительства РФ, в том числе постановление от 2 апреля 2003 г. N 187 "О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность".

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Минфином поддержана позиция ФНС о нераспространении освобождения ИП на УСН от уплаты налога на имущество в отношении объектов незавершенного строительства
 
    Письмо ФНС России от 12.02.2025 N БС-2-21/1747@
"Об основаниях освобождения индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении объекта незавершенного строительства"
Позиция ФНС о нераспространении указанного освобождения в отношении объектов, эксплуатация (в т.ч. использование для предпринимательской деятельности) которых до завершения их строительства не предусмотрена законодательством, поддержана Минфином России (письмо от 10.02.2025 N 03-05-04-01/11504).
 
ФНС разъяснены условия применения пониженного тарифа страховых взносов для субъектов МСП в сфере деятельности "Обрабатывающие производства"
 
    Письмо ФНС России от 12.02.2025 N БС-4-11/1279@
"О применении пониженного тарифа страховых взносов для плательщиков, признаваемых субъектами МСП, основным видом экономической деятельности которых является вид деятельности раздела "Обрабатывающие производства"
Сообщается о видах деятельности, подпадающих под действие льготы, а также об определении доли доходов от таких видов деятельности в общей сумме доходов плательщика страховых взносов.
Отмечено, в частности, что для целей применения пониженных тарифов распоряжением Правительства РФ от 11.12.2024 N 3689-р утвержден Перечень видов экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства".
При этом указано, что виды экономической деятельности, указанные в Перечне, определены на уровне подкласса иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования, предусмотренного ОКВЭД2. Соответственно, все входящие в определенный подкласс группы, подгруппы и виды осуществления деятельности по ОКВЭД2 также относятся к Перечню.


ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Скорректирован перечень источников доходов федерального бюджета, администрируемых налоговыми органами
 
    Приказ ФНС России от 20.12.2024 N ЕД-7-8/1182@
"О внесении изменений в приказ ФНС России от 10.11.2023 N ЕА-7-8/842@"
Перечень дополнен новыми источниками доходов, отдельные позиции исключены или изложены в новой редакции.
Также в новой редакции изложено приложение N 3 "Источники доходов федерального бюджета, закрепленные за отдельными территориальными налоговыми органами, осуществляющими полномочия администраторов доходов федерального бюджета"
Приказ вступает в силу с 1 января 2025 года.
 
Внесено уточнение в "Источники доходов федерального бюджета, закрепленные за отдельными территориальными налоговыми органами, осуществляющими полномочия администраторов доходов федерального бюджета"
 
    Приказ ФНС России от 27.12.2024 N ЕД-7-8/1199@
"О внесении изменений в приказ ФНС России от 10.11.2023 N ЕА-7-8/842@"
Исключена из таблиц N 8 и N 9 приложения N 3 к приказу ФНС России от 10.11.2023 N ЕА-7-8/842@ позиция КБК 182 1 17 05010 01 7000 180 "Прочие неналоговые доходы федерального бюджета (федеральные казенные учреждения)".


БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Подписан закон о противодействии осуществлению операций с использованием денежных средств клиента без его согласия или с согласия, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием
 
    Федеральный закон от 13.02.2025 N 9-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Внесенными изменениями, в частности, с 1 сентября 2025 года устанавливается "период охлаждения" по кредитам и займам, когда получить деньги по кредиту или займу от 50 тыс. до 200 тыс. рублей можно будет только через 4 часа после заключения договора. Если сумма (лимит) потребительского кредита (займа) превышает 200 тысяч рублей, выдача денежных средств по кредитному договору может быть осуществлена не раньше чем через 48 часов.
Мероприятия по противодействию заключению договоров потребительского кредита без добровольного согласия клиента не применяются: при множественности лиц в обязательстве на стороне заемщика, наличии у заемщика поручителей; если обязательства заемщика обеспечиваются ипотекой и (или) залогом транспортного средства (в случаях зачисления заемных денежных средств на счета юридического лица - продавца транспортного средства); если потребительский кредит предоставляется заемщику в целях полного или частичного исполнения им обязательств по другому кредиту (займу) или другим кредитам (займам) и если это не повлечет за собой увеличение размера существующих денежных обязательств заемщика; если заемщиком не позднее чем за два дня до направления заявления о предоставлении кредита назначено уполномоченное лицо для получения подтверждения заключения кредитного договора; если кредитная организация перечисляет денежные средства юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) в счет оплаты товаров (работ, услуг), приобретаемых заемщиком, за исключением случаев их приобретения с использованием сети "Интернет"; если такие договоры являются договорами основного образовательного кредита.
Также регулируется порядок проверки сведений о получателе денежных средств в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, определяются мероприятия по противодействию операциям по внесению наличных денежных средств на банковские счета с применением токенизированных (цифровых) платежных карт с использованием банкоматов или иных технических устройств, устанавливается обязанность предоставления бюро кредитных историй сведений пользователю кредитной истории для предупреждения возможного мошенничества.
Закреплена обязанность микрофинансовых организаций зачислять денежные средства по договору потребительского займа только при условии совпадения сведений о заемщике и получателе денежных средств. Микрофинансовые организации смогут получать от Банка России в установленном порядке и по установленной форме информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента.
Предусматривается, что кредитные организации, микрофинансовые организации не вправе требовать исполнения заемщиком обязательств, начислять проценты и уступать права требования по договору потребительского кредита (займа) при одновременном наличии следующих обстоятельств: они не осуществили комплекс мер, направленных на борьбу с мошенниками, и по факту хищения денежных средств по договору потребительского кредита (займа) у заемщика возбуждено уголовное дело.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
 
Обновлен порядок расчета Банком России размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, и филиалах иностранных банков
 
    Указание Банка России от 30.10.2024 N 6911-У
"О порядке расчета размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, и филиалах иностранных банков"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2025 N 81135.
Расчет осуществляется по утвержденной формуле на основе имеющихся в Банке России сведений о совокупной величине иностранных инвестиций нерезидентов в уставные капиталы; совокупном размере уставного капитала КО; совокупной величине минимальных гарантийных депозитов всех филиалов иностранных банков.
Признано утратившим силу Указание Банка России от 28 января 2016 года N 3948-У.
 
Актуализированы сроки направления финансовыми организациями уведомлений в Банк России о назначении на должность и об освобождении от должности отдельных должностных лиц
 
    Указание Банка России от 19.12.2024 N 6966-У
"О внесении изменений в Указание Банка России от 25 декабря 2017 года N 4662-У"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2025 N 81133.
Реализованы положения Федерального закона от 22 июля 2024 года N 198-ФЗ.
Настоящее Указание вступает в силу с 1 марта 2025 года.


ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Ко второму чтению доработан законопроект о наделении Банка России полномочиями по установлению перечня видов иностранной валюты, которая может быть внесена в оплату уставных капиталов банков, страховых организаций и НПФ
 
    Проект Федерального закона N 653124-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части расширения перечня функций Совета директоров Банка России) (текст ко второму чтению)
Ко второму чтению из законопроекта исключены положения об обязанности Банка России ежегодно не позднее 15 февраля публиковать решение об установлении такого перечня.
Доработанным законопроектом также уточнено, что Банк России сможет ограничивать максимальную долю иностранных валют в капитале и определять максимальный размер доли, которая может быть оплачена конкретным видом валюты из перечня.


ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Утвержден перечень торгово-промышленных палат в РФ, уполномоченных на проведение выездной или дистанционной оценки наличия у производителя товара технической и технологической возможности производства товаров (продукции) с использованием вторичного сырья
 
    Приказ ТПП РФ от 17.01.2025 N 5
"О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации, уполномоченных на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2024 года N 1991 "О порядке подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья в целях применения понижающего коэффициента к нормативу утилизации отходов от использования товаров, массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации"
В перечень включены Торгово-промышленная палата РФ, а также торгово-промышленные палаты по федеральным округам.


ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ТПП РФ определила порядок проведения выездной и (или) дистанционной оценки наличия технической и технологической возможности производства товаров (продукции) с использованием вторичного сырья
 
    Приказ ТПП РФ от 17.01.2025 N 4
"Об утверждении Положения о порядке проведения выездной и (или) дистанционной оценки наличия технической и технологической возможности производства товаров (продукции) с использованием вторичного сырья"
Реализовано постановление Правительства от 30.12.2024 N 1991 "О порядке подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья в целях применения понижающего коэффициента к нормативу утилизации отходов от использования товаров, массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации".

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Минприроды информирует о мероприятиях, которые необходимо реализовать в целях исполнения обязательств России по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, и Кигалийской поправки к нему
 
    <Письмо> Минприроды России от 19.12.2024 N 03-14-53/52184
"О реализации Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу"
Так, в частности, сообщается о необходимости поэтапного сокращения использования гидрофторуглеродов (далее - ГФУ) за счет перехода на использование природных хладагентов или ГФУ с максимально низким потенциалом глобального потепления.
Отмечено, что полностью отказываться от ГФУ не требуется, необходимо лишь соблюдать обязательства по поэтапному сокращению их потребления, предусмотренные Монреальским протоколом, обеспечив переход на альтернативные виды холодильного оборудования там, где это технически возможно и применимо. Например, в секторе розничной торговли, мясо-молочных производствах, рыбохозяйственном комплексе, секторе хранения плодовых культур.
 
Разъяснены особенности учета охотничьих ресурсов в 2025 году в отдельных регионах в связи с неблагоприятными погодными условиями (отсутствие снежного покрова)
 
    <Письмо> Минприроды России от 31.01.2025 N 29-53/3309
"Об учете охотничьих ресурсов в 2025 году"
Для получения показателей численности видов охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливаются лимит добычи и квоты добычи, и предоставления их для формирования данных государственного мониторинга рекомендуется провести учет численности методом шумового прогона или методом учета в местах искусственных концентраций. Методики учета охотничьих ресурсов методом шумового прогона и в местах искусственных концентраций размещены в сети "Интернет" на официальном сайте Минприроды России.
Для сокращения времени обработки и расчета численности охотничьих ресурсов предлагается воспользоваться программными продуктами: "База МШП" и "База ИК", размещенными на сайте ФГБУ "ФНИЦ Охота" http://www.ohotcontrol.ru в разделе "Материалы".
Для получения консультаций по возникающим вопросам следует обращаться в ФГБУ "ФНИЦ Охота" по тел. 8(495)783-69-97, 8(495)783-69-86.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Разъяснена компетенция Суда ЕАЭС по рассмотрению споров по заявлениям физических лиц об оспаривании актов Евразийской экономической комиссии
 
    Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 12.02.2025 N Р-6/24
<О разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года>
Сообщается, в частности, что правом ЕАЭС Суд наделен компетенцией рассматривать дела об оспаривании решений Комиссии, определяющих ответственность за нарушения в сфере конкуренции на трансграничных рынках, по заявлениям только тех физических лиц, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС или третьего государства. Рассмотрение Судом споров по заявлениям иных физических лиц Статутом Суда не предусмотрено.


ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Представлены перечень учебных изданий по тематике ВПР, прошедших экспертизу и получивших положительную экспертную оценку ФГБУ "ФИОКО", а также список пособий, прошедших научно-методическую оценку ФГБНУ "ФИПИ" в 2024 году
 
    <Письмо> Рособрнадзора от 24.01.2025 N 28/02
<О перечне учебных изданий по тематике ВПР, прошедших экспертизу и получивших положительную экспертную оценку ФГБУ "ФИОКО", а также списке пособий, прошедших научно-методическую оценку ФГБНУ "ФИПИ" в 2024 году>
В связи с массовой негативной практикой использования некачественных, устаревших или не соответствующих содержанию действующих федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных образовательных программ методических и дидактических материалов по тематике ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) и ВПР, массовое распространение которой отмечается в сфере частного репетиторства, Рособрнадзор считает необходимым проинформировать всех заинтересованных участников образовательного процесса об использовании в учебном процессе:
по тематике ВПР - учебных изданий по тематике ВПР, получивших положительную экспертную оценку и рекомендованных ФГБУ "ФИОКО", размещенных на сайте ФГБУ "ФИОКО" в разделе Экспертиза учебных изданий, https://fioco.ru/expert_of_ed_pub;
по тематике ГИА - пособий, прошедших научно-методическую оценку ФГБНУ "ФИПИ" и размещенных на сайте ФГБНУ "ФИПИ" в разделе Экспертиза, https://doc.fipi.ru/uslugi/ekspertiza/spisok_posobiy_2024.pdf.
 
Направлены разъяснения обязательных требований, установленных Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 27 ноября 2024 г. N 821
 
    <Письмо> Минобрнауки России от 03.02.2025 N МН-5/353-ДА
"О направлении информации"
Так, даны разъяснения в части: установления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, сроков подачи апелляции до опубликования конкурсных списков; определения очередности действий при зачислении на обучение, в случае если высший проходной приоритет является приоритетом целевой квоты и в случае если высший проходной приоритет является приоритетом иных мест; начисления баллов за наличие дополнительного образования по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим конкурсному профилю; определения сроков проведения вступительных испытаний по программам магистратуры по всем формам обучения и пр.


ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Минздравом направлены разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2025 - 2027 годах
 
    <Письмо> Минздрава России от 11.02.2025 N 31-2/И/2-2286
"О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 - 2027 годы"
В письме приведены в числе прочего методические подходы к формированию территориальной программы, в том числе к установлению дифференцированных нормативов объема и финансового обеспечения единицы объема медицинской помощи с учетом региональных особенностей.


ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Срок исполнения решения о призыве на военную службу, которое не было исполнено в период проведения конкретного призыва, предлагается продлить на следующие периоды его проведения
 
    Проект Федерального закона N 840357-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Согласно законопроекту, в случае, если решение о призыве на военную службу не было исполнено в период проведения призыва на военную службу, в котором оно было принято, указанное решение подлежит исполнению в следующие периоды проведения призыва на военную службу в течение одного года со дня, в котором оно было принято, при условии, что на день исполнения такого решения не возникли обстоятельства, являющиеся основанием для принятия иного решения, а именно: о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Кроме того, предлагается предусмотреть с 1 января 2025 года возможность создания одной призывной комиссии в двух и более муниципальных районах, муниципальных и городских округах, а также в городах федерального значения. Решение о создании таких призывных комиссий будет приниматься высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара субъекта РФ, в порядке, определяемом Правительством РФ.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Предложены масштабные изменения института нотариата в РФ
 
    Проект Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ)
Проектом нового закона о нотариате предусматриваются, в частности, следующие положения:
- Минюст будет утверждать предельные размеры нотариальных тарифов, а региональные органы власти установят фактические размеры тарифов с учетом особенностей социально-экономического развития региона;
- ужесточаются требования, предъявляемые к лицу, желающему стать нотариусом: устанавливается запрет наличия вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание за рубежом; требование о наличии высшего юридического образования конкретизируется указанием на необходимый уровень такого образования; усиливается контроль за отсутствием судимости у кандидатов на должность нотариуса;
- до 3 лет сокращается срок перерыва в осуществлении нотариальной деятельности, который требует повторной сдачи государственного квалификационного экзамена;
- закрепляются положения о создании государственных квалификационных комиссий, которые будут образованы в субъектах РФ для приема государственного квалификационного экзамена на право заниматься нотариальной деятельностью;
- территориальные органы Минюста и Прокуратуры смогут инициировать судебные процессы о приостановлении или прекращении полномочий нотариусов.
В случае принятия новый закон вступит в силу 1 января 2026 года.