Новое в Федеральном законодательстве
18.12.2024
Выпуск от 18.12.2024
КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс 18 декабря 2024 года.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта
Приказ Минтранса России от 01.10.2024 N 342
"О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (за исключением обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства), утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 августа 2023 г. N 291"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2024 N 80590.
Такими индикаторами являются, в том числе:
выявление в течение 180 календарных дней со дня первой аварии и (или) первого инцидента с судном повторной аварии и (или) повторного инцидента с судном одного владельца, отнесенных на его учет и не приведших к гибели человека, к причинению тяжкого вреда здоровью человека и ущерба окружающей среде;
приостановление действия судовых свидетельств об управлении безопасностью в течение одного календарного года у двух и более судов одного владельца, осуществляющего деятельность на внутренних водных путях РФ;
выявление в течение 180 календарных дней со дня задержания или официального запрета на эксплуатацию судна под флагом РФ, выданного органами государственного портового контроля иностранного морского порта, повторного задержания или официального запрета на эксплуатацию данного судна или любого другого судна одного и того же владельца, выданного органами государственного портового контроля иностранного морского порта, по причине выявления нарушения обязательных требований, указанных в Международном кодексе по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, Международном кодексе по охране судов и портовых средств;
фиксация должностным лицом Ространснадзора при рассмотрении декларации безопасности поднадзорного гидротехнического сооружения превышения по трем или более критериям безопасности гидротехнического сооружения предельных значений количественных показателей состояния гидротехнического сооружения, соответствующих допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения.
Установлены формы документов, применяемых при аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в области космической деятельности и аттестации экспертов по аккредитации в области космической деятельности
Приказ Госкорпорации "Роскосмос" от 14.10.2024 N 339
"Об установлении форм документов, применяемых при аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в области космической деятельности и аттестации экспертов по аккредитации в области космической деятельности"
Зарегистрировано в Минюсте России 12.12.2024 N 80552.
Приведены формы актов, заключений решений (всего 19 позиций).
Настоящий приказ действует до 1 сентября 2030 года.
Обновлен перечень актов для оценки соблюдения обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ и выдаче иностранным гражданам сертификата
"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата"
(утв. Рособрнадзором 09.12.2024)
Перечень содержит в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать такие обязательные требования; вид экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
Приказ Минтранса России от 01.10.2024 N 342
"О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (за исключением обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства), утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 августа 2023 г. N 291"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2024 N 80590.
Такими индикаторами являются, в том числе:
выявление в течение 180 календарных дней со дня первой аварии и (или) первого инцидента с судном повторной аварии и (или) повторного инцидента с судном одного владельца, отнесенных на его учет и не приведших к гибели человека, к причинению тяжкого вреда здоровью человека и ущерба окружающей среде;
приостановление действия судовых свидетельств об управлении безопасностью в течение одного календарного года у двух и более судов одного владельца, осуществляющего деятельность на внутренних водных путях РФ;
выявление в течение 180 календарных дней со дня задержания или официального запрета на эксплуатацию судна под флагом РФ, выданного органами государственного портового контроля иностранного морского порта, повторного задержания или официального запрета на эксплуатацию данного судна или любого другого судна одного и того же владельца, выданного органами государственного портового контроля иностранного морского порта, по причине выявления нарушения обязательных требований, указанных в Международном кодексе по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, Международном кодексе по охране судов и портовых средств;
фиксация должностным лицом Ространснадзора при рассмотрении декларации безопасности поднадзорного гидротехнического сооружения превышения по трем или более критериям безопасности гидротехнического сооружения предельных значений количественных показателей состояния гидротехнического сооружения, соответствующих допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения.
Установлены формы документов, применяемых при аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в области космической деятельности и аттестации экспертов по аккредитации в области космической деятельности
Приказ Госкорпорации "Роскосмос" от 14.10.2024 N 339
"Об установлении форм документов, применяемых при аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в области космической деятельности и аттестации экспертов по аккредитации в области космической деятельности"
Зарегистрировано в Минюсте России 12.12.2024 N 80552.
Приведены формы актов, заключений решений (всего 19 позиций).
Настоящий приказ действует до 1 сентября 2030 года.
Обновлен перечень актов для оценки соблюдения обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ и выдаче иностранным гражданам сертификата
"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата"
(утв. Рособрнадзором 09.12.2024)
Перечень содержит в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать такие обязательные требования; вид экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
До 31 декабря 2025 г. продлен особый порядок распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства
Постановление Правительства РФ от 16.12.2024 N 1799
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2023 г. N 1470"
Согласно порядку Росимущество, таможенные органы и органы принудительного исполнения осуществляют передачу движимого имущества, обращенного в собственность государства: Минобороны - в целях обеспечения потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; МЧС - для обеспечения потребностей его территориальных органов, спасательных воинских формирований, находящихся в его ведении организаций, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ, а также для осуществления мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию; Общероссийскому общественному движению "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ" - для безвозмездной передачи имущества гражданам и организациям на территориях новых регионов в гуманитарных целях.
Кроме того, в перечень указанного движимого имущества, обращенного в собственность государства для последующей передачи, включены одежда, обувь и текстильные изделия.
Постановление Правительства РФ от 16.12.2024 N 1799
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2023 г. N 1470"
Согласно порядку Росимущество, таможенные органы и органы принудительного исполнения осуществляют передачу движимого имущества, обращенного в собственность государства: Минобороны - в целях обеспечения потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; МЧС - для обеспечения потребностей его территориальных органов, спасательных воинских формирований, находящихся в его ведении организаций, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ, а также для осуществления мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию; Общероссийскому общественному движению "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ" - для безвозмездной передачи имущества гражданам и организациям на территориях новых регионов в гуманитарных целях.
Кроме того, в перечень указанного движимого имущества, обращенного в собственность государства для последующей передачи, включены одежда, обувь и текстильные изделия.
НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
С отчетности за I квартал 2025 года применяется обновленные форма (формат) и порядок представления налоговой декларации по НДС
Приказ ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/989@
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения (представления), формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, а также форматов представления документов, прилагаемых к такой декларации, в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2024 N 80579.
Приказ также содержит новые форматы представления сведений: из книги покупок и дополнительного листа книги покупок; из книги продаж и дополнительного листа книги продаж; из журнала учета выставленных счетов-фактур и из журнала учета полученных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции; из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 НК РФ, передаваемых в налоговой декларации по НДС.
Новая форма декларации учитывает изменения, внесенные в НК РФ. В частности, декларация дополнена строками для отражения суммы налога, исчисленной по новым налоговым ставкам 5% и 7%; скорректирован перечень кодов операций, облагаемых НДС по ставке 0%, а также освобожденных от НДС.
Признаны утратившими силу приказ ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, которым была утверждена форма налоговой декларации, а также приказы, вносящие в нее изменения.
Минздравом разъяснено, в отношении каких медицинских услуг можно получить социальный налоговый вычет по НДФЛ
<Письмо> Минздрава России от 23.09.2024 N 17-1/3118286-53864
<О предоставлении социального налогового вычета>
Сообщено, в частности, что медицинские услуги, за оплату которых можно вернуть налог на доходы физического лица (НДФЛ), перечислены в постановлении Правительства РФ от 08.04.2020 N 458.
Также обращено внимание на то, что определение соответствующего кода оказанных медицинских услуг находится в компетенции лечебного учреждения, выдавшего справку.
Приказ ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/989@
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения (представления), формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, а также форматов представления документов, прилагаемых к такой декларации, в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2024 N 80579.
Приказ также содержит новые форматы представления сведений: из книги покупок и дополнительного листа книги покупок; из книги продаж и дополнительного листа книги продаж; из журнала учета выставленных счетов-фактур и из журнала учета полученных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции; из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 НК РФ, передаваемых в налоговой декларации по НДС.
Новая форма декларации учитывает изменения, внесенные в НК РФ. В частности, декларация дополнена строками для отражения суммы налога, исчисленной по новым налоговым ставкам 5% и 7%; скорректирован перечень кодов операций, облагаемых НДС по ставке 0%, а также освобожденных от НДС.
Признаны утратившими силу приказ ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, которым была утверждена форма налоговой декларации, а также приказы, вносящие в нее изменения.
Минздравом разъяснено, в отношении каких медицинских услуг можно получить социальный налоговый вычет по НДФЛ
<Письмо> Минздрава России от 23.09.2024 N 17-1/3118286-53864
<О предоставлении социального налогового вычета>
Сообщено, в частности, что медицинские услуги, за оплату которых можно вернуть налог на доходы физического лица (НДФЛ), перечислены в постановлении Правительства РФ от 08.04.2020 N 458.
Также обращено внимание на то, что определение соответствующего кода оказанных медицинских услуг находится в компетенции лечебного учреждения, выдавшего справку.
ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
С 1 января 2025 г. в новой редакции излагаются условия и порядок предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ в рамках федерального проекта "Развитие физической культуры и массового спорта"
Постановление Правительства РФ от 13.12.2024 N 1773
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. N 1661"
Субсидии предоставляются в целях софинансирования их расходных обязательств, возникающих, в том числе, при приобретении (выкупе) в государственную собственность субъекта РФ (муниципальную собственность) объектов недвижимого имущества для занятий физической культурой и спортом, при реализации региональных проектов, предусматривающих мероприятия по созданию и модернизации объектов спортивной инфраструктуры, при реализации мероприятий по созданию (реконструкции) объектов спортивной инфраструктуры массового спорта, при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания в опорных населенных пунктах, малых городах и на сельских территориях модульных спортивных сооружений.
Определены критерии отбора субъектов РФ, перечни необходимых документов, порядок расчета размера субсидии.
С 1 января 2025 г. устанавливаются условия и порядок предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования их расходных обязательств, связанных с обеспечением лекарственными препаратами лиц с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями
Постановление Правительства РФ от 13.12.2024 N 1774
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640"
Речь идет об обеспечении больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
Определены критерии отбора субъектов РФ, порядок расчета размера субсидии. Результатом использования субсидии является количество лиц, обеспеченных лекарственными препаратами в отчетном году.
Внесены изменения в порядок возмещения из федерального бюджета затрат, понесенных организацией в рамках осуществления инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений
Постановление Правительства РФ от 14.12.2024 N 1789
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
В частности, уточняются порядок определения объема возмещения затрат, требования к отчетности и требования об осуществлении контроля за соблюдением порядка и условий предоставления субсидии, перечень затрат, которые подлежат возмещению, и порядок их подтверждения, порядок и условия привлечения экспертных организаций для проведения технологического и ценового аудита, корректируется предельный объем возмещаемых затрат, изменяется порядок предоставления субсидии и порядок ее расчета, и прочее.
Внесены изменения в перечень главных администраторов доходов федерального бюджета
Распоряжение Правительства РФ от 16.12.2024 N 3784-р
<О внесении изменений в перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, утв. распоряжением Правительства РФ от 16.09.2021 N 2591-р>
Включены дополнительные позиции и скорректированы отдельные позиции, касающиеся видов доходов федерального бюджета, администрируемых Росприроднадзором, Минфином России, Роспотребнадзором и некоторыми иными госорганами.
Постановление Правительства РФ от 13.12.2024 N 1773
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. N 1661"
Субсидии предоставляются в целях софинансирования их расходных обязательств, возникающих, в том числе, при приобретении (выкупе) в государственную собственность субъекта РФ (муниципальную собственность) объектов недвижимого имущества для занятий физической культурой и спортом, при реализации региональных проектов, предусматривающих мероприятия по созданию и модернизации объектов спортивной инфраструктуры, при реализации мероприятий по созданию (реконструкции) объектов спортивной инфраструктуры массового спорта, при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания в опорных населенных пунктах, малых городах и на сельских территориях модульных спортивных сооружений.
Определены критерии отбора субъектов РФ, перечни необходимых документов, порядок расчета размера субсидии.
С 1 января 2025 г. устанавливаются условия и порядок предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования их расходных обязательств, связанных с обеспечением лекарственными препаратами лиц с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями
Постановление Правительства РФ от 13.12.2024 N 1774
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640"
Речь идет об обеспечении больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
Определены критерии отбора субъектов РФ, порядок расчета размера субсидии. Результатом использования субсидии является количество лиц, обеспеченных лекарственными препаратами в отчетном году.
Внесены изменения в порядок возмещения из федерального бюджета затрат, понесенных организацией в рамках осуществления инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений
Постановление Правительства РФ от 14.12.2024 N 1789
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
В частности, уточняются порядок определения объема возмещения затрат, требования к отчетности и требования об осуществлении контроля за соблюдением порядка и условий предоставления субсидии, перечень затрат, которые подлежат возмещению, и порядок их подтверждения, порядок и условия привлечения экспертных организаций для проведения технологического и ценового аудита, корректируется предельный объем возмещаемых затрат, изменяется порядок предоставления субсидии и порядок ее расчета, и прочее.
Внесены изменения в перечень главных администраторов доходов федерального бюджета
Распоряжение Правительства РФ от 16.12.2024 N 3784-р
<О внесении изменений в перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, утв. распоряжением Правительства РФ от 16.09.2021 N 2591-р>
Включены дополнительные позиции и скорректированы отдельные позиции, касающиеся видов доходов федерального бюджета, администрируемых Росприроднадзором, Минфином России, Роспотребнадзором и некоторыми иными госорганами.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
На 2025 год продлевается действие порядка осуществления банковского сопровождения контрактов при казначейском сопровождении средств, установленного постановлением Правительства от 16 декабря 2023 года N 2185
Постановление Правительства РФ от 13.12.2024 N 1780
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2023 г. N 2185"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 года.
Сообщается о решениях Банка России по банковскому регулированию
<Информация> Банка России от 16.12.2024 "Банк России принял ряд решений по банковскому регулированию"
Так, регулятор:
с целью расширения возможностей банков по управлению ликвидностью скорректировал график перехода системно значимых кредитных организаций на соблюдение норматива краткосрочной ликвидности за счет собственных высоколиквидных активов;
с целью ограничения закредитованности крупных компаний и кредитных рисков банков утвердил новую редакцию нормативного акта по макропруденциальным надбавкам - новые надбавки будут распространяться на прирост требований банков к крупным корпоративным заемщикам с высоким уровнем долговой нагрузки.
Постановление Правительства РФ от 13.12.2024 N 1780
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2023 г. N 2185"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 года.
Сообщается о решениях Банка России по банковскому регулированию
<Информация> Банка России от 16.12.2024 "Банк России принял ряд решений по банковскому регулированию"
Так, регулятор:
с целью расширения возможностей банков по управлению ликвидностью скорректировал график перехода системно значимых кредитных организаций на соблюдение норматива краткосрочной ликвидности за счет собственных высоколиквидных активов;
с целью ограничения закредитованности крупных компаний и кредитных рисков банков утвердил новую редакцию нормативного акта по макропруденциальным надбавкам - новые надбавки будут распространяться на прирост требований банков к крупным корпоративным заемщикам с высоким уровнем долговой нагрузки.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ко второму чтению подготовлен законопроект, предусматривающий единые подходы к использованию кодов ОКВЭД для определения хозяйствующими субъектами видов экономической деятельности
Проект Федерального закона N 406676-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статьи 5 и 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")" (о совершенствовании системы подачи отчетности хозяйствующими субъектами) (ред., подготовленная ГД ФС РФ ко II чтению 16.12.2024)
Законопроектом ЕГРЮЛ и ЕГРИП предлагается определить в качестве единственных источников данных о кодах ОКВЭД хозяйствующих субъектов.
Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, дополняются данными о процентной доле осуществляемых видов экономической деятельности.
Исключается необходимость ежегодного подтверждения хозяйствующими субъектами кодов ОКВЭД. Одновременно вводится обязанность представлять сведения в случае изменения основного вида экономической деятельности, а также в случае, если процентная доля по одному из кодов ОКВЭД хозяйствующего субъекта изменилась более чем на 20 процентов.
Ко второму чтению в текст законопроекта внесены дополнения, предусматривающие, в частности, порядок представления организациями и индивидуальными предпринимателями соответствующих сведений в регистрирующий орган.
Предполагается, что Федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
В связи с введением новых ставок по НДС включены дополнительные реквизиты в форматы кассовых чеков (БСО)
Приказ ФНС России от 15.11.2024 N ЕД-7-20/1038@
"О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2024 N 80578.
С 1 января 2025 года организации и ИП, применяющие УСН, признаются плательщиками НДС с возможностью применения пониженных ставок НДС в размере 5% или 7%.
В этой связи, в частности, дополнен перечень реквизитов фискальных документов (уточнен общий перечень реквизитов ФД (таблица 4), описание общих значений реквизитов ФД (таблица 5), а также включены новые строки в таблицу 8 "Значения реквизита "ставка НДС" (тег 1199)".
Повышаются минимальные цены закупки, поставки и розничной продажи алкоголя крепостью свыше 28 процентов
Приказ Минфина России от 12.12.2024 N 191н
"Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов"
Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2024 N 80566.
Так, например, цена, не ниже которой должна осуществляться розничная продажа водки крепостью свыше 40 до 41 процента включительно (с НДС и акцизом) за 0,5 литра готовой продукции - 362 рубля. Минимальная розничная цена на коньяк такого же объема продукции - 651 рубль.
Приказ вступает в силу с 1 января 2025 года, но не ранее 10 дней после дня его официального опубликования, и действует по 31 декабря 2030 года включительно.
Проект Федерального закона N 406676-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статьи 5 и 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")" (о совершенствовании системы подачи отчетности хозяйствующими субъектами) (ред., подготовленная ГД ФС РФ ко II чтению 16.12.2024)
Законопроектом ЕГРЮЛ и ЕГРИП предлагается определить в качестве единственных источников данных о кодах ОКВЭД хозяйствующих субъектов.
Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, дополняются данными о процентной доле осуществляемых видов экономической деятельности.
Исключается необходимость ежегодного подтверждения хозяйствующими субъектами кодов ОКВЭД. Одновременно вводится обязанность представлять сведения в случае изменения основного вида экономической деятельности, а также в случае, если процентная доля по одному из кодов ОКВЭД хозяйствующего субъекта изменилась более чем на 20 процентов.
Ко второму чтению в текст законопроекта внесены дополнения, предусматривающие, в частности, порядок представления организациями и индивидуальными предпринимателями соответствующих сведений в регистрирующий орган.
Предполагается, что Федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
В связи с введением новых ставок по НДС включены дополнительные реквизиты в форматы кассовых чеков (БСО)
Приказ ФНС России от 15.11.2024 N ЕД-7-20/1038@
"О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2024 N 80578.
С 1 января 2025 года организации и ИП, применяющие УСН, признаются плательщиками НДС с возможностью применения пониженных ставок НДС в размере 5% или 7%.
В этой связи, в частности, дополнен перечень реквизитов фискальных документов (уточнен общий перечень реквизитов ФД (таблица 4), описание общих значений реквизитов ФД (таблица 5), а также включены новые строки в таблицу 8 "Значения реквизита "ставка НДС" (тег 1199)".
Повышаются минимальные цены закупки, поставки и розничной продажи алкоголя крепостью свыше 28 процентов
Приказ Минфина России от 12.12.2024 N 191н
"Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов"
Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2024 N 80566.
Так, например, цена, не ниже которой должна осуществляться розничная продажа водки крепостью свыше 40 до 41 процента включительно (с НДС и акцизом) за 0,5 литра готовой продукции - 362 рубля. Минимальная розничная цена на коньяк такого же объема продукции - 651 рубль.
Приказ вступает в силу с 1 января 2025 года, но не ранее 10 дней после дня его официального опубликования, и действует по 31 декабря 2030 года включительно.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Принят закон об обязанности осуществлять строительство инфраструктурных объектов при комплексном развитии территории
Проект Федерального закона N 664897-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об обязанности осуществлять строительство инфраструктурных объектов при КРТ) (текст принятого закона, направляемого в СФ РФ)
Согласно закону, если реализация решения о комплексном развитии территории будет обеспечиваться оператором КРТ, такое решение должно предусматривать осуществление строительства в соответствии с расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения, предусмотренными решением о КРТ.
Также введены положения о заключении договора о развитии территории в целях реализации программы реновации.
Предусмотрен порядок предоставления нескольких жилых помещений в случае, если при переселении жителей из МКД, включенного в программу реновации, отсутствует возможность предоставления собственнику или нанимателю жилого помещения, состоящего из четырех и более комнат, одного равнозначного жилого помещения. Кроме того, в случае письменного согласия собственника или нанимателя равнозначное жилое помещение может быть предоставлено в МКД, расположенном в ином районе Москвы, при наличии соответствующего жилого помещения в ином районе Москвы.
До конца 2025 года приостанавливается действие Положения о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием
Постановление Правительства РФ от 13.12.2024 N 1779
"О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Положением, утвержденным постановлением Правительства от 30 апреля 2013 г. N 382, устанавливается порядок проведения обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета с использованием механизма федеральной адресной инвестиционной программы.
Настоящее постановление вступает в силу с 31 декабря 2024 года.
Проект Федерального закона N 664897-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об обязанности осуществлять строительство инфраструктурных объектов при КРТ) (текст принятого закона, направляемого в СФ РФ)
Согласно закону, если реализация решения о комплексном развитии территории будет обеспечиваться оператором КРТ, такое решение должно предусматривать осуществление строительства в соответствии с расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения, предусмотренными решением о КРТ.
Также введены положения о заключении договора о развитии территории в целях реализации программы реновации.
Предусмотрен порядок предоставления нескольких жилых помещений в случае, если при переселении жителей из МКД, включенного в программу реновации, отсутствует возможность предоставления собственнику или нанимателю жилого помещения, состоящего из четырех и более комнат, одного равнозначного жилого помещения. Кроме того, в случае письменного согласия собственника или нанимателя равнозначное жилое помещение может быть предоставлено в МКД, расположенном в ином районе Москвы, при наличии соответствующего жилого помещения в ином районе Москвы.
До конца 2025 года приостанавливается действие Положения о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием
Постановление Правительства РФ от 13.12.2024 N 1779
"О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Положением, утвержденным постановлением Правительства от 30 апреля 2013 г. N 382, устанавливается порядок проведения обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета с использованием механизма федеральной адресной инвестиционной программы.
Настоящее постановление вступает в силу с 31 декабря 2024 года.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Правительством установлены правила формирования и ведения реестра организаций сектора промышленного дизайна и инжиниринговых организаций
Постановление Правительства РФ от 14.12.2024 N 1786
"О реестре организаций сектора промышленного дизайна, инжиниринговых организаций (инжиниринговых центров) в сфере создания промышленной продукции и инжиниринговых организаций (инжиниринговых центров) в сфере создания промышленного производства"
Формирование и ведение реестра осуществляются Минпромторгом в электронном виде с использованием государственной информационной системы промышленности.
Кроме этого, утверждены:
требования к организациям сектора промышленного дизайна и инжиниринговым организациям в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности;
правила подтверждения соответствия организаций сектора промышленного дизайна, инжиниринговых организаций установленным требованиям.
Настоящее постановление вступает в силу с 20 декабря 2024 года.
Постановление Правительства РФ от 14.12.2024 N 1786
"О реестре организаций сектора промышленного дизайна, инжиниринговых организаций (инжиниринговых центров) в сфере создания промышленной продукции и инжиниринговых организаций (инжиниринговых центров) в сфере создания промышленного производства"
Формирование и ведение реестра осуществляются Минпромторгом в электронном виде с использованием государственной информационной системы промышленности.
Кроме этого, утверждены:
требования к организациям сектора промышленного дизайна и инжиниринговым организациям в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности;
правила подтверждения соответствия организаций сектора промышленного дизайна, инжиниринговых организаций установленным требованиям.
Настоящее постановление вступает в силу с 20 декабря 2024 года.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
По 31 мая 2025 г. включительно устанавливается порядок выдачи разрешения на вывоз за пределы территории РФ в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, жидкостей-восстановителей оксидов азота AUS 32 и AUS 40
Приказ Минпромторга России от 27.11.2024 N 5573
"Об утверждении Порядка выдачи разрешения, предусмотренного абзацем четвертым подпункта "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2024 г. N 1400 "О введении временного количественного ограничения на вывоз отдельных видов удобрений"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2024 N 80576.
Выдача разрешения осуществляется Минпромторгом России на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в свободной форме. Приводится перечень документов, прилагаемых к заявлению.
Определена процедура регистрации поступивших документов, их рассмотрения и принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения.
Даны разъяснения по вопросу применения положений пункта 4 статьи 23 ТК ЕАЭС в части принятия предварительного решения о классификации товара
Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 16.12.2024 N Р-4/24
<О разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, международных договоров в рамках Евразийского экономического союза и решений органов Евразийского экономического союза>
Сообщается, в частности, что вопрос об оптимальном подходе к регулированию правоотношений, составляющих предмет пункта 4 статьи 23 ТК ЕАЭС, в наибольшей степени отвечающем объекту и целям Договора и ТК ЕАЭС на нынешнем этапе развития евразийской экономической интеграции, а также принятие на этот счет соответствующего решения, призванного обеспечить единообразное применение пункта 4 статьи 23 ТК ЕАЭС всеми государствами-членами и Евразийской экономической комиссией, нуждается в дополнительном изучении Комиссией и государствами-членами.
В этой связи Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза предоставляет, в частности, следующее разъяснение:
положения пункта 7 статьи 21 и пункта 4 статьи 23 ТК ЕАЭС имеют различный предмет регулирования. Пункт 7 статьи 21 ТК ЕАЭС во взаимосвязи с пунктом 6 статьи 21 ТК ЕАЭС регулирует вопросы таможенной классификации отдельных видов товаров (то есть определенной видовой совокупности товаров, имеющих общие классификационные признаки), тогда как пункт 4 статьи 23 ТК ЕАЭС во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 21 ТК ЕАЭС регламентирует вопросы принятия предварительных решений о таможенной классификации только каждого наименования конкретного товара, предполагаемого к ввозу на таможенную территорию Союза;
действующая редакция пункта 4 статьи 23 ТК ЕАЭС не допускает принятие таможенным органом государства - члена Союза предварительного решения о классификации товара как правоприменительного акта в отношении нескольких наименований, марок, моделей, артикулов и модификаций товара. Вместе с тем форма предварительного решения о классификации товара, порядок ее заполнения и внесения в такое предварительное решение изменений (дополнений) определяются Комиссией.
Приказ Минпромторга России от 27.11.2024 N 5573
"Об утверждении Порядка выдачи разрешения, предусмотренного абзацем четвертым подпункта "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2024 г. N 1400 "О введении временного количественного ограничения на вывоз отдельных видов удобрений"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2024 N 80576.
Выдача разрешения осуществляется Минпромторгом России на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в свободной форме. Приводится перечень документов, прилагаемых к заявлению.
Определена процедура регистрации поступивших документов, их рассмотрения и принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения.
Даны разъяснения по вопросу применения положений пункта 4 статьи 23 ТК ЕАЭС в части принятия предварительного решения о классификации товара
Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 16.12.2024 N Р-4/24
<О разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, международных договоров в рамках Евразийского экономического союза и решений органов Евразийского экономического союза>
Сообщается, в частности, что вопрос об оптимальном подходе к регулированию правоотношений, составляющих предмет пункта 4 статьи 23 ТК ЕАЭС, в наибольшей степени отвечающем объекту и целям Договора и ТК ЕАЭС на нынешнем этапе развития евразийской экономической интеграции, а также принятие на этот счет соответствующего решения, призванного обеспечить единообразное применение пункта 4 статьи 23 ТК ЕАЭС всеми государствами-членами и Евразийской экономической комиссией, нуждается в дополнительном изучении Комиссией и государствами-членами.
В этой связи Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза предоставляет, в частности, следующее разъяснение:
положения пункта 7 статьи 21 и пункта 4 статьи 23 ТК ЕАЭС имеют различный предмет регулирования. Пункт 7 статьи 21 ТК ЕАЭС во взаимосвязи с пунктом 6 статьи 21 ТК ЕАЭС регулирует вопросы таможенной классификации отдельных видов товаров (то есть определенной видовой совокупности товаров, имеющих общие классификационные признаки), тогда как пункт 4 статьи 23 ТК ЕАЭС во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 21 ТК ЕАЭС регламентирует вопросы принятия предварительных решений о таможенной классификации только каждого наименования конкретного товара, предполагаемого к ввозу на таможенную территорию Союза;
действующая редакция пункта 4 статьи 23 ТК ЕАЭС не допускает принятие таможенным органом государства - члена Союза предварительного решения о классификации товара как правоприменительного акта в отношении нескольких наименований, марок, моделей, артикулов и модификаций товара. Вместе с тем форма предварительного решения о классификации товара, порядок ее заполнения и внесения в такое предварительное решение изменений (дополнений) определяются Комиссией.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Установлен перечень медицинских организаций, которые имеют право изготавливать и применять биотехнологические лекарственные препараты
Распоряжение Правительства РФ от 13.12.2024 N 3736-р
<Об утверждении перечня медицинских организаций, имеющих право изготавливать и применять биотехнологические лекарственные препараты, предназначенные для применения в соответствии с индивидуальным медицинским назначением и специально изготовленные для конкретного пациента непосредственно в медицинской организации, имеющие в составе соединения, синтезированные по результатам генетических исследований материала, полученного от пациента, для которого изготовлен такой препарат>
Перечень включает 18 организаций.
Реализован подпункт "д" пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 30.01.2024 N 1-ФЗ.
Распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Распоряжение Правительства РФ от 13.12.2024 N 3736-р
<Об утверждении перечня медицинских организаций, имеющих право изготавливать и применять биотехнологические лекарственные препараты, предназначенные для применения в соответствии с индивидуальным медицинским назначением и специально изготовленные для конкретного пациента непосредственно в медицинской организации, имеющие в составе соединения, синтезированные по результатам генетических исследований материала, полученного от пациента, для которого изготовлен такой препарат>
Перечень включает 18 организаций.
Реализован подпункт "д" пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 30.01.2024 N 1-ФЗ.
Распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Возобновление производства по уголовному делу в целях пересмотра вступившего в законную силу судебного решения на основании постановления Конституционного Суда является обязательным, если на необходимость такого пересмотра прямо указано в постановлении
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.2024 N 58-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 части четвертой статьи 413 и части третьей статьи 414 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.В. Золотаревой"
Не противоречащими Конституции РФ признаны взаимосвязанные пункт 1 части четвертой статьи 413 и часть третья статьи 414 УПК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают - независимо от возможного ухудшения положения осужденного или оправданного - обязательность возобновления производства по уголовному делу в целях пересмотра вступившего в законную силу решения суда и исправления возможной судебной ошибки на основании постановления Конституционного Суда, признавшего примененный в этом деле нормативный акт или его отдельное положение не соответствующими либо соответствующими Конституции РФ в данном Конституционным Судом истолковании, с которым расходится используемое в решении суда толкование, если в постановлении Конституционного Суда содержится прямое указание на пересмотр этого дела. При пересмотре этого дела ухудшение положения осужденного или оправданного допускается, лишь если оно соразмерно (сообразно) восстановлению прав лица, указание на пересмотр дела которого содержится в постановлении Конституционного Суда.
Обязательность пересмотра дела с участием потерпевшего (а равно лица, в нарушение его прав не наделенного данным процессуальным статусом) не означает возможность применения к осужденному или оправданному положений уголовного и уголовно-процессуального законов вопреки их нормативному содержанию и установленным процедурам, а, напротив, предполагает необходимость разрешения дела в строгом соответствии с ними, однако уже непременно исходя из их конституционно-правового смысла, выявленного в постановлении Конституционного Суда, либо исходя из порядка его исполнения, а также с учетом указания на пересмотр дела, обязательного для суда в части нового рассмотрения обстоятельств дела, но самого по себе не предрешающего его исход.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.2024 N 58-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 части четвертой статьи 413 и части третьей статьи 414 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.В. Золотаревой"
Не противоречащими Конституции РФ признаны взаимосвязанные пункт 1 части четвертой статьи 413 и часть третья статьи 414 УПК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают - независимо от возможного ухудшения положения осужденного или оправданного - обязательность возобновления производства по уголовному делу в целях пересмотра вступившего в законную силу решения суда и исправления возможной судебной ошибки на основании постановления Конституционного Суда, признавшего примененный в этом деле нормативный акт или его отдельное положение не соответствующими либо соответствующими Конституции РФ в данном Конституционным Судом истолковании, с которым расходится используемое в решении суда толкование, если в постановлении Конституционного Суда содержится прямое указание на пересмотр этого дела. При пересмотре этого дела ухудшение положения осужденного или оправданного допускается, лишь если оно соразмерно (сообразно) восстановлению прав лица, указание на пересмотр дела которого содержится в постановлении Конституционного Суда.
Обязательность пересмотра дела с участием потерпевшего (а равно лица, в нарушение его прав не наделенного данным процессуальным статусом) не означает возможность применения к осужденному или оправданному положений уголовного и уголовно-процессуального законов вопреки их нормативному содержанию и установленным процедурам, а, напротив, предполагает необходимость разрешения дела в строгом соответствии с ними, однако уже непременно исходя из их конституционно-правового смысла, выявленного в постановлении Конституционного Суда, либо исходя из порядка его исполнения, а также с учетом указания на пересмотр дела, обязательного для суда в части нового рассмотрения обстоятельств дела, но самого по себе не предрешающего его исход.