Новое в Федеральном законодательстве

19.03.2025

Выпуск от 1903.2025

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".   

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс 19 марта 2025 года.


 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2025 N 12-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 23 Федерального закона "О некоммерческих организациях", пункта 5 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях", подпункта "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", подпункта "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта "б" пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области в связи с жалобой Псковского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко"

КС РФ: руководитель регионального отделения политической партии, избранный в установленном порядке, вправе подписать документы о выдвижении списка кандидатов на выборах до внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юрлица

Выявлен конституционно-правовой смысл положений пункта 4 статьи 23 Федерального закона "О некоммерческих организациях", пункта 5 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях", подпункта "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", подпункта "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта "б" пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области.

Конституционным Судом отмечено, в частности, следующее: несмотря на то что государственная регистрация в качестве юридического лица является обязательным условием законного существования регионального отделения политической партии, это не может свидетельствовать о распространении на него юридических последствий такой регистрации (актуализации сведений о нем) в публично-правовой сфере, в том числе в правоотношениях, в которых оно выступает в качестве избирательного объединения. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц рассчитано в основном на применение в отношении лиц, действующих в области имущественных отношений гражданско-правового характера. Этот признак не имеет такого же определяющего значения для юридических лиц - региональных отделений политических партий, которые осуществляют экономическую деятельность лишь постольку, поскольку это отвечает достижению целей, ради которых они создаются.

Особенности как самих политических партий, так и их региональных отделений, признанных законом избирательными объединениями, позволяющие отграничить их от юридических лиц иных видов, обусловливают необходимость истолкования оспариваемых норм преимущественно в контексте федеральных законов "О политических партиях" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Таким образом, на структурные подразделения политических партий, не зарегистрированные в ЕГРЮЛ, но имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, при уведомлении соответствующей избирательной комиссии о выдвижении ими кандидатов, списков кандидатов действие оспариваемых законоположений автоматически не распространяется.

Конституционный Суд пришел к выводу, что оспариваемые законоположения не могут быть истолкованы как отождествляющие электоральные возможности регионального отделения политической партии с правами и обязанностями, вытекающими из статуса юридического лица. Они не противоречат Конституции РФ в той мере, в какой не препятствуют избранному в установленном порядке руководителю регионального отделения политической партии, обладающего статусом избирательного объединения, подписывать (заверять) представляемые в соответствующие избирательные комиссии документы, связанные с выдвижением списков кандидатов на выборах, до внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

В противном случае зарегистрированные в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О политических партиях" региональные отделения политических партий, равно как и избранные в установленном порядке их руководители, оказались бы по сугубо формальным, не имеющим разумного оправдания причинам отстранены от участия в выборах.

• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

<Информация> ФНС России
"ФНС уточнила правила проведения проверок достоверности заявленных сведений об адресах компаний"

Регистрация компании по адресу, который также является адресом пяти и более организаций, больше не является основанием для автоматического назначения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ

Соответствующее изменение утверждено Приказом ФНС России от 10.12.2024 N ЕД-7-14/1119@.

При наличии оснований регистрирующий орган может проверить достоверность включенных в ЕГРЮЛ сведений об адресе. Если компания не ведет деятельность по адресу, указанному при регистрации, то в ЕГРЮЛ могут внести запись о недостоверности представленных сведений, а затем исключить компанию из реестра.

• ЖИЛИЩЕ. ЖКХ

<Письмо> ФАС России от 28.02.2025 N ГМ/18229/25
"О применении сезонного коэффициента"

Разъяснены особенности применения на 2025 год дифференцированных по объемам потребления электрической энергии тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей

Сообщается в числе прочего следующее:

перерасчет и последующее определение стоимости электрической энергии по диапазонам объемов потребления с учетом примененного сезонного коэффициента осуществляется в отношении оборудованных электроотопительными установками негазифицированных жилых и садовых домов, в том числе находящихся на земельных участках садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, при наличии зарегистрированного права собственности или иного предусмотренного законом права на указанные объекты;

при определении стоимости электрической энергии в отношении садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации применяют диапазоны объемов потребления, установленные для данной группы потребителей, за исключением тех жилых и (или) садовых домов, в отношении которых заключены договоры энергоснабжения между потребителем и гарантирующим поставщиком, энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией;

в целях проверки фактов газификации жилых (садовых) домов гарантирующие поставщики (энергосбытовые (энергоснабжающие) организации) могут обратиться в газораспределительные организации или органы местного самоуправления с запросом перечня жилых и садовых домов, подключенных к централизованной системе газоснабжения. Уполномоченным исполнительным органам субъектов РФ рекомендуется содействовать в предоставлении такой информации;

при выставлении счетов гарантирующими поставщиками, энергосбытовым (энергоснабжающим) организациям населению и приравненным потребителям, к объемам первого диапазона потребления электрической энергии применяется соответствующий тариф на электрическую энергию для первого диапазона. К объемам второго и третьего диапазонов потребления электрической энергии применяются соответствующие тарифы на электрическую энергию для второго и третьего диапазонов. Выставление поставщиками тарифа не соответствующего диапазона, а также применение тарифа второго и третьего диапазона ко всему объему потребления электрической энергии является нарушением действующего порядка ценообразования на розничном рынке электрической энергии и мощности.

Также отмечается, что к документам, подтверждающим отопление жилого (садового дома) с применением электроотопительной установки, могут быть отнесены, в частности:

технический паспорт жилого помещения;

проектная документация или иные документы технического учета, если в них отражен данный способ отопления;

технический паспорт на электроотопительную установку;

акт осмотра гарантирующего поставщика (энергосбытовой (энергоснабжающей) организации), с которым потребитель ведет расчеты, и (или) осмотром сетевой организации или осмотром представителя садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (в отношении садовых участков (домов), расчеты за электрическую энергию (мощность) по которым ведутся с указанным товариществом);

иные документы, подтверждающие наличие соответствующего оборудования.

<Письмо> Минстроя России от 03.03.2025 N 11824-ДН/04
<Об управлении многоквартирным домом, все помещения в котором принадлежат одному собственнику>

Разъяснены особенности управления многоквартирным домом, все помещения в котором принадлежат одному собственнику

Сообщается, в частности, следующее.

В случае если все помещения в МКД принадлежат одному собственнику, такой собственник на основании части 7 статьи 46 ЖК РФ единолично принимает решение о выборе способа управления МКД. Если в МКД более тридцати квартир, тогда выбор непосредственного управления МКД законом не допускается.

ЖК РФ не содержит запрета на создание ТСЖ лицом, которое является собственником всех помещений в МКД.

В случае если ТСЖ создано лицом, которое является собственником всех помещений в МКД, такое лицо единолично образует правление ТСЖ и является председателем правления ТСЖ, при этом указанное лицо обязано избрать ревизионную комиссию (ревизора), членом которой само это лицо являться не может. Отмечается, что ЖК РФ не содержит требования о выборе ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ исключительно из членов ТСЖ. Кроме того, в случае наличия у собственника всех помещений в МКД лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД созданное таким собственником ТСЖ не имеет права заключить договор управления МКД с этим собственником.

В случае выбора собственником всех помещений в МКД способа управления МКД управляющей организацией такой собственник в силу пункта 4.7 части 2 статьи 44 ЖК РФ имеет право выбрать управляющую организацию. Лицо, которое является собственником всех помещений в МКД, в случае выбора способа управления МКД управляющей организацией не имеет права выбрать в качестве управляющей организации самого себя, независимо от того, имеется ли у указанного лица лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.

Таким образом, собственник всех помещений в МКД вправе принять единолично решение о выборе способа управления МКД, а определенное решением лицо, осуществляющее деятельность по управлению МКД, обязано размещать информацию в ГИС ЖКХ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".

• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

<Письмо> Минтруда России от 03.03.2025 N 13-5/10/В-3472
<О методических рекомендациях по сопровождаемому проживанию инвалидов, утв. Приказом Минтруда России от 25.02.2025 N 85>

Минтруд информирует об утверждении новых методических рекомендаций по сопровождаемому проживанию инвалидов, вступивших в силу с 1 марта 2025 года

Методические рекомендации утверждены Приказом Минтруда от 25 февраля 2025 г. N 85.

Отмечено, что с 1 марта 2025 года признаны утратившими силу методические рекомендации по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях, утвержденные Приказом Минтруда от 14 декабря 2017 г. N 847, а также иные акты, затрагивающие различные аспекты формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи детям и их семьям.

• НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

<Письмо> ФНС России от 28.02.2025 N СД-4-3/2077@
<О применении упрощенной системы налогообложения при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога>

Налогоплательщик, уведомивший налоговый орган о переходе на уплату ЕСХН и не сообщивший об отказе от УСН в установленный срок, признается утратившим право на применение УСН с момента перехода на ЕСХН

В этом случае в информационном ресурсе налогового органа датой перехода налогоплательщика на иной режим налогообложения в связи с утратой права на применение УСН будет являться 1 января года, в котором налогоплательщик перешел на ЕСХН.

<Письмо> ФНС России от 05.03.2025 N БС-4-11/2332@
<О социальном налоговом вычете>

ФНС сообщает о порядке подтверждения права на социальный налоговый вычет по НДФЛ в сумме расходов по договорам добровольного страхования, предусматривающим оплату страховыми организациями медицинских услуг

Речь идет о налоговом вычете, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ.

Начиная с расходов, произведенных с 01.01.2024, подтверждением права на указанный налоговый вычет является Справка об уплате страховых взносов, представленная по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 12.10.2023 N БВ-7-11/736@.

Если денежные средства на уплату страховых взносов были перечислены работодателем путем удержания этих сумм из заработной платы работника, в этом случае страховые организации должны выдавать налогоплательщикам справки об уплате страховых взносов на основании представленных ими справок от работодателей об удержании соответствующих денежных средств из заработной платы работников.

<Письмо> ФНС России от 07.03.2025 N ЕА-4-15/2526@
<О дополнении письма ФНС России от 11.02.2025 N ЕА-4-15/1253@>

ФНС дополнены разъяснения относительно определения даты получения документа, направленного налоговым органом налогоплательщику по ТКС через оператора электронного документооборота

В случае направления документа по ТКС через оператора ЭДО датой его получения считается шестой день с даты отправки электронного документа. Шестидневный срок начинает течь на следующий день со дня направления документа налоговым органом.

В случае направления налогоплательщиком квитанции о приеме электронного документа ранее/позднее истечения шестидневного срока документ будет считаться полученным налогоплательщиком по истечении указанного выше шестидневного срока, а не с даты, указанной в квитанции.

<Письмо> ФНС России от 13.03.2025 N ШЮ-4-13/2827@
<Об обеспечении корректного применения письма ФНС России от 25.05.2022 N ШЮ-4-13/6384@>

С учетом изменений, внесенных в НК РФ, даны разъяснения по вопросам обоснования рыночных цен в контролируемых сделках

Сообщается о внесении изменений в раздел V.I Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 27.11.2023 N 539-ФЗ.

В этой связи письмо ФНС России от 22.05.2022 N ШЮ-4-13/6384@ в отношении сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются начиная с 1 января 2024 года (вне зависимости от даты заключения договора), применяется с учетом указанных выше изменений.

Сообщается, в частности, о необходимости указания в уведомлении о контролируемых сделках и в представляемой документации метода, применяемого для обоснования рыночного уровня цен в контролируемой сделке.

• БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Положение Банка России от 30.01.2025 N 851-П
"Об установлении обязательных для кредитных организаций, иностранных банков, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через свои филиалы, требований к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента"
Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2025 N 81462.

Обновлены обязательные требования к обеспечению защиты информации в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента

Требования применяются для обеспечения защиты: информации, содержащейся в составленных в электронном виде документах; информации, необходимой для авторизации клиентов; информации об осуществленных банковских операциях; информации, связанной с исполнением распоряжений пользователя платформы цифрового рубля; ключевой информации средств криптографической защиты информации (СКЗИ).

Кредитные организации, филиалы иностранных банков должны формировать для клиентов рекомендации по защите информации от воздействия вредоносных кодов в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента.

На основании заявлений клиентов могут устанавливаться ограничения на осуществление операций либо ограничения максимальной суммы одной операции и (или) операций за определенный период времени.

Системно значимые КО, а также КО, значимые на рынке платежных услуг, должны обеспечить возможность использования мобильной версии приложения для приема заявлений клиентов-физлиц о каждом случае совершения операций без их согласия или с согласия клиента, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием.

Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Признано утратившим силу Положение Банка России от 17 апреля 2019 года N 683-П.

• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

<Письмо> Минприроды России от 24.02.2025 N 25-53/7387
"В дополнение к письму от 23 декабря 2024 г. N 25-53/52726"

Даны разъяснения по вопросу передачи отходов масел специализированным организациям

Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 41 Приказа Минприроды России от 11 июня 2021 г. N 399 "Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы масел, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны передать эти отходы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов "Отходы масел", в течение 11 месяцев со дня образования отходов масел.

В случае образования отходов масел индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе передать любому индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу, имеющему лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, соответствующий вид отхода.

<Письмо> Минприроды России от 07.03.2025 N 08-25-53/9531
"О требованиях законодательства в области вовлечения отходов"

Даны разъяснения о требованиях законодательства в области вовлечения вторичных ресурсов и вторичного сырья в хозяйственный оборот

В частности, сообщается о принятых нормативных правовых актах Правительства РФ в данной сфере, об изменениях, внесенных в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в части совершенствования института расширенной ответственности производителя, а также о повышении нормативов утилизации в рамках Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. N 2414.

Отмечается, что общая информация по вопросам расширенной ответственности производителя доступна на сайте ППК "Российский экологический оператор" по ссылке: https://reo.ru/rop.

• СТРОИТЕЛЬСТВО

Постановление Правительства РФ от 15.03.2025 N 313
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 г. N 702"

Установлен порядок осуществления за счет средств федерального бюджета капитальных вложений в объекты, расположенные за пределами РФ

Для принятия решения в отношении объектов, не находящихся в государственной собственности Российской Федерации, строительство которых осуществляется за пределами территории РФ, требуется копия международного договора (при наличии).

Одновременно уточнены требования к документации, необходимой для принятия решения в отношении такого объекта недвижимости.

• СТРАХОВАНИЕ

Указание Банка России от 03.02.2025 N 6994-У
"О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России, устанавливающие минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления добровольного страхования"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2025 N 81503.

Юридико-технические правки внесены в отдельные нормативные акты Банка России, устанавливающие минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления добровольного страхования

Речь идет об указаниях Банка России от 8 июля 2019 года N 5192-У и от 10 января 2020 года N 5385-У.

Внесенными изменениями уточнено, что сведения о заключении договора добровольного страхования указываются в страховом полисе обязательного страхования в соответствии с пунктом 9 формы страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, определенной в приложении 1 к Положению Банка России от 1 апреля 2024 года N 837-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Настоящее указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Указание Банка России от 03.02.2025 N 6995-У
"О внесении изменений в пункт 1 Указания Банка России от 6 апреля 2023 года N 6405-У"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2025 N 81502.

Юридико-технические правки внесены в Указание Банка России от 6 апреля 2023 года N 6405-У

В пункте 1 Указания Банка России от 6 апреля 2023 года N 6405-У "О требованиях к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, иных информационных систем в целях осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в абзаце первом слова "в пункте 1.18 правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных приложением 1 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" заменены словами "в пункте 2.8 Положения Банка России от 1 апреля 2024 года N 837-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Также в новой редакции изложены сноски к данному указанию.

Настоящее указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

• СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Приказ ФСО России от 21.01.2025 N 8
"Об утверждении Порядка наложения ограничений на использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств любого назначения, если они создают радиопомехи средствам связи для нужд органов государственной власти"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2025 N 81543.

Установлен порядок наложения ограничений на использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств любого назначения, если они создают радиопомехи средствам связи для нужд органов государственной власти

Наложение ограничений осуществляется путем прекращения функционирования РЭС и ВЧУ, создающих радиопомехи средствам связи, или изменения их технических характеристик. Решение о наложении ограничений принимается руководителями (начальниками) подразделений ФСО России, имеющими право издания приказов по личному составу. Выбор способов наложения ограничения осуществляется на основании характера и степени опасности возможных последствий функционирования РЭС и ВЧУ.

Уполномоченным сотрудником оформляется уведомление о наложении ограничений на использование РЭС и ВЧУ, один экземпляр которого вручается владельцу (пользователю) РЭС и ВЧУ или его представителю.

В приложении приводится рекомендуемый образец уведомления о наложении ограничений на использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.

<Письмо> Минцифры России от 12.03.2025 N ДУ-П12-23759
"О рассмотрении письма"

Даны разъяснения по вопросу размещения оператором связи сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме

Сообщается, в частности, что если размещенная в многоквартирном доме сеть связи функционально и (или) технически используется для оказания услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети "Интернет" абоненту-гражданину, являющемуся собственником помещения в многоквартирном доме или нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма и заключившему договор об оказании услуг связи, то в отношении ее размещения, эксплуатации и демонтажа действуют положения Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и Правил взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 августа 2024 г. N 1055, и решение общего собрания собственников не требуется и взимание платы за ее размещение не осуществляется.

При монтаже сети связи количество вводов в многоквартирный дом определяет оператор связи в соответствии с требованиями по проектированию сетей связи. Отсутствие возможности прокладки сети связи в существующих сооружениях не является препятствием для подготовки проекта монтажа сети связи иным способом и его согласования лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

В случаях, не предусмотренных вышеназванными нормами, монтаж сетей связи осуществляется в порядке, установленном общими положениями гражданского и жилищного законодательства.

• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

"Кодекс этики применения искусственного интеллекта в сфере охраны здоровья. Версия 2.1"
(утв. Межведомственной рабочей группой при Минздраве России по вопросам создания, развития и внедрения в клиническую практику медицинских изделий и сервисов с использованием технологий искусственного интеллекта, протокол от 14.02.2025 N 90/18-0/117)

Утвержден Кодекс этики применения искусственного интеллекта в сфере охраны здоровья

Положения настоящего кодекса рассчитаны на системы искусственного интеллекта (далее - СИИ), применяемые исключительно в сфере охраны здоровья граждан при оказании медицинской помощи в части профилактики, диагностики, лечения и иных действий в сфере здравоохранения РФ.

Положения кодекса распространяются на все лица, принимающие участие в жизненном цикле СИИ при его реализации на территории РФ, и лица, находящиеся на территории РФ, в отношении которых применяется СИИ, включая предоставление товаров и оказание услуг. К таким лицам относятся в том числе: разработчики, производители, уполномоченные представители производителей, заказчики, владельцы, операторы и поставщики данных, пользователи, лица, принимающие участие в регуляторном воздействии на сферу ИИ, в том числе разработчики нормативно-технических документов, руководств, различных регуляторных положений, требований и стандартов в области ИИ (регулятор), иные лица, действия которых потенциально могут повлиять на результаты действий СИИ или лиц, принимающих решения с использованием СИИ.