Новое в Федеральном законодательстве
Выпуск от 1903.2025
КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс 19 марта 2025 года.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
КС РФ: руководитель регионального отделения политической партии, избранный в установленном порядке, вправе подписать документы о выдвижении списка кандидатов на выборах до внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юрлица
Выявлен конституционно-правовой смысл положений пункта 4 статьи 23 Федерального закона "О некоммерческих организациях", пункта 5 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях", подпункта "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", подпункта "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта "б" пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области.
Конституционным Судом отмечено, в частности, следующее: несмотря на то что государственная регистрация в качестве юридического лица является обязательным условием законного существования регионального отделения политической партии, это не может свидетельствовать о распространении на него юридических последствий такой регистрации (актуализации сведений о нем) в публично-правовой сфере, в том числе в правоотношениях, в которых оно выступает в качестве избирательного объединения. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц рассчитано в основном на применение в отношении лиц, действующих в области имущественных отношений гражданско-правового характера. Этот признак не имеет такого же определяющего значения для юридических лиц - региональных отделений политических партий, которые осуществляют экономическую деятельность лишь постольку, поскольку это отвечает достижению целей, ради которых они создаются.
Особенности как самих политических партий, так и их региональных отделений, признанных законом избирательными объединениями, позволяющие отграничить их от юридических лиц иных видов, обусловливают необходимость истолкования оспариваемых норм преимущественно в контексте федеральных законов "О политических партиях" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Таким образом, на структурные подразделения политических партий, не зарегистрированные в ЕГРЮЛ, но имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, при уведомлении соответствующей избирательной комиссии о выдвижении ими кандидатов, списков кандидатов действие оспариваемых законоположений автоматически не распространяется.
Конституционный Суд пришел к выводу, что оспариваемые законоположения не могут быть истолкованы как отождествляющие электоральные возможности регионального отделения политической партии с правами и обязанностями, вытекающими из статуса юридического лица. Они не противоречат Конституции РФ в той мере, в какой не препятствуют избранному в установленном порядке руководителю регионального отделения политической партии, обладающего статусом избирательного объединения, подписывать (заверять) представляемые в соответствующие избирательные комиссии документы, связанные с выдвижением списков кандидатов на выборах, до внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В противном случае зарегистрированные в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О политических партиях" региональные отделения политических партий, равно как и избранные в установленном порядке их руководители, оказались бы по сугубо формальным, не имеющим разумного оправдания причинам отстранены от участия в выборах.
• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Регистрация компании по адресу, который также является адресом пяти и более организаций, больше не является основанием для автоматического назначения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ
Соответствующее изменение утверждено Приказом ФНС России от 10.12.2024 N ЕД-7-14/1119@.
При наличии оснований регистрирующий орган может проверить достоверность включенных в ЕГРЮЛ сведений об адресе. Если компания не ведет деятельность по адресу, указанному при регистрации, то в ЕГРЮЛ могут внести запись о недостоверности представленных сведений, а затем исключить компанию из реестра.
• ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
<Письмо> ФАС России от 28.02.2025 N ГМ/18229/25
"О применении сезонного коэффициента"
Разъяснены особенности применения на 2025 год дифференцированных по объемам потребления электрической энергии тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей
Сообщается в числе прочего следующее:
перерасчет и последующее определение стоимости электрической энергии по диапазонам объемов потребления с учетом примененного сезонного коэффициента осуществляется в отношении оборудованных электроотопительными установками негазифицированных жилых и садовых домов, в том числе находящихся на земельных участках садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, при наличии зарегистрированного права собственности или иного предусмотренного законом права на указанные объекты;
при определении стоимости электрической энергии в отношении садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации применяют диапазоны объемов потребления, установленные для данной группы потребителей, за исключением тех жилых и (или) садовых домов, в отношении которых заключены договоры энергоснабжения между потребителем и гарантирующим поставщиком, энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией;
в целях проверки фактов газификации жилых (садовых) домов гарантирующие поставщики (энергосбытовые (энергоснабжающие) организации) могут обратиться в газораспределительные организации или органы местного самоуправления с запросом перечня жилых и садовых домов, подключенных к централизованной системе газоснабжения. Уполномоченным исполнительным органам субъектов РФ рекомендуется содействовать в предоставлении такой информации;
при выставлении счетов гарантирующими поставщиками, энергосбытовым (энергоснабжающим) организациям населению и приравненным потребителям, к объемам первого диапазона потребления электрической энергии применяется соответствующий тариф на электрическую энергию для первого диапазона. К объемам второго и третьего диапазонов потребления электрической энергии применяются соответствующие тарифы на электрическую энергию для второго и третьего диапазонов. Выставление поставщиками тарифа не соответствующего диапазона, а также применение тарифа второго и третьего диапазона ко всему объему потребления электрической энергии является нарушением действующего порядка ценообразования на розничном рынке электрической энергии и мощности.
Также отмечается, что к документам, подтверждающим отопление жилого (садового дома) с применением электроотопительной установки, могут быть отнесены, в частности:
технический паспорт жилого помещения;
проектная документация или иные документы технического учета, если в них отражен данный способ отопления;
технический паспорт на электроотопительную установку;
акт осмотра гарантирующего поставщика (энергосбытовой (энергоснабжающей) организации), с которым потребитель ведет расчеты, и (или) осмотром сетевой организации или осмотром представителя садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (в отношении садовых участков (домов), расчеты за электрическую энергию (мощность) по которым ведутся с указанным товариществом);
иные документы, подтверждающие наличие соответствующего оборудования.
Разъяснены особенности управления многоквартирным домом, все помещения в котором принадлежат одному собственнику
Сообщается, в частности, следующее.
В случае если все помещения в МКД принадлежат одному собственнику, такой собственник на основании части 7 статьи 46 ЖК РФ единолично принимает решение о выборе способа управления МКД. Если в МКД более тридцати квартир, тогда выбор непосредственного управления МКД законом не допускается.
ЖК РФ не содержит запрета на создание ТСЖ лицом, которое является собственником всех помещений в МКД.
В случае если ТСЖ создано лицом, которое является собственником всех помещений в МКД, такое лицо единолично образует правление ТСЖ и является председателем правления ТСЖ, при этом указанное лицо обязано избрать ревизионную комиссию (ревизора), членом которой само это лицо являться не может. Отмечается, что ЖК РФ не содержит требования о выборе ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ исключительно из членов ТСЖ. Кроме того, в случае наличия у собственника всех помещений в МКД лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД созданное таким собственником ТСЖ не имеет права заключить договор управления МКД с этим собственником.
В случае выбора собственником всех помещений в МКД способа управления МКД управляющей организацией такой собственник в силу пункта 4.7 части 2 статьи 44 ЖК РФ имеет право выбрать управляющую организацию. Лицо, которое является собственником всех помещений в МКД, в случае выбора способа управления МКД управляющей организацией не имеет права выбрать в качестве управляющей организации самого себя, независимо от того, имеется ли у указанного лица лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Таким образом, собственник всех помещений в МКД вправе принять единолично решение о выборе способа управления МКД, а определенное решением лицо, осуществляющее деятельность по управлению МКД, обязано размещать информацию в ГИС ЖКХ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ
Минтруд информирует об утверждении новых методических рекомендаций по сопровождаемому проживанию инвалидов, вступивших в силу с 1 марта 2025 года
Методические рекомендации утверждены Приказом Минтруда от 25 февраля 2025 г. N 85.
Отмечено, что с 1 марта 2025 года признаны утратившими силу методические рекомендации по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях, утвержденные Приказом Минтруда от 14 декабря 2017 г. N 847, а также иные акты, затрагивающие различные аспекты формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи детям и их семьям.
• НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Налогоплательщик, уведомивший налоговый орган о переходе на уплату ЕСХН и не сообщивший об отказе от УСН в установленный срок, признается утратившим право на применение УСН с момента перехода на ЕСХН
В этом случае в информационном ресурсе налогового органа датой перехода налогоплательщика на иной режим налогообложения в связи с утратой права на применение УСН будет являться 1 января года, в котором налогоплательщик перешел на ЕСХН.
<Письмо> ФНС России от 05.03.2025 N БС-4-11/2332@
<О социальном налоговом вычете>
ФНС сообщает о порядке подтверждения права на социальный налоговый вычет по НДФЛ в сумме расходов по договорам добровольного страхования, предусматривающим оплату страховыми организациями медицинских услуг
Речь идет о налоговом вычете, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ.
Начиная с расходов, произведенных с 01.01.2024, подтверждением права на указанный налоговый вычет является Справка об уплате страховых взносов, представленная по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 12.10.2023 N БВ-7-11/736@.
Если денежные средства на уплату страховых взносов были перечислены работодателем путем удержания этих сумм из заработной платы работника, в этом случае страховые организации должны выдавать налогоплательщикам справки об уплате страховых взносов на основании представленных ими справок от работодателей об удержании соответствующих денежных средств из заработной платы работников.
ФНС дополнены разъяснения относительно определения даты получения документа, направленного налоговым органом налогоплательщику по ТКС через оператора электронного документооборота
В случае направления документа по ТКС через оператора ЭДО датой его получения считается шестой день с даты отправки электронного документа. Шестидневный срок начинает течь на следующий день со дня направления документа налоговым органом.
В случае направления налогоплательщиком квитанции о приеме электронного документа ранее/позднее истечения шестидневного срока документ будет считаться полученным налогоплательщиком по истечении указанного выше шестидневного срока, а не с даты, указанной в квитанции.
С учетом изменений, внесенных в НК РФ, даны разъяснения по вопросам обоснования рыночных цен в контролируемых сделках
Сообщается о внесении изменений в раздел V.I Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 27.11.2023 N 539-ФЗ.
В этой связи письмо ФНС России от 22.05.2022 N ШЮ-4-13/6384@ в отношении сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются начиная с 1 января 2024 года (вне зависимости от даты заключения договора), применяется с учетом указанных выше изменений.
Сообщается, в частности, о необходимости указания в уведомлении о контролируемых сделках и в представляемой документации метода, применяемого для обоснования рыночного уровня цен в контролируемой сделке.
• БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Обновлены обязательные требования к обеспечению защиты информации в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента
Требования применяются для обеспечения защиты: информации, содержащейся в составленных в электронном виде документах; информации, необходимой для авторизации клиентов; информации об осуществленных банковских операциях; информации, связанной с исполнением распоряжений пользователя платформы цифрового рубля; ключевой информации средств криптографической защиты информации (СКЗИ).
Кредитные организации, филиалы иностранных банков должны формировать для клиентов рекомендации по защите информации от воздействия вредоносных кодов в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента.
На основании заявлений клиентов могут устанавливаться ограничения на осуществление операций либо ограничения максимальной суммы одной операции и (или) операций за определенный период времени.
Системно значимые КО, а также КО, значимые на рынке платежных услуг, должны обеспечить возможность использования мобильной версии приложения для приема заявлений клиентов-физлиц о каждом случае совершения операций без их согласия или с согласия клиента, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Признано утратившим силу Положение Банка России от 17 апреля 2019 года N 683-П.
• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Даны разъяснения по вопросу передачи отходов масел специализированным организациям
Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 41 Приказа Минприроды России от 11 июня 2021 г. N 399 "Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы масел, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны передать эти отходы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов "Отходы масел", в течение 11 месяцев со дня образования отходов масел.
В случае образования отходов масел индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе передать любому индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу, имеющему лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, соответствующий вид отхода.
Даны разъяснения о требованиях законодательства в области вовлечения вторичных ресурсов и вторичного сырья в хозяйственный оборот
В частности, сообщается о принятых нормативных правовых актах Правительства РФ в данной сфере, об изменениях, внесенных в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в части совершенствования института расширенной ответственности производителя, а также о повышении нормативов утилизации в рамках Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. N 2414.
Отмечается, что общая информация по вопросам расширенной ответственности производителя доступна на сайте ППК "Российский экологический оператор" по ссылке: https://reo.ru/rop.
• СТРОИТЕЛЬСТВО
Установлен порядок осуществления за счет средств федерального бюджета капитальных вложений в объекты, расположенные за пределами РФ
Для принятия решения в отношении объектов, не находящихся в государственной собственности Российской Федерации, строительство которых осуществляется за пределами территории РФ, требуется копия международного договора (при наличии).
Одновременно уточнены требования к документации, необходимой для принятия решения в отношении такого объекта недвижимости.
• СТРАХОВАНИЕ
Юридико-технические правки внесены в отдельные нормативные акты Банка России, устанавливающие минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления добровольного страхования
Речь идет об указаниях Банка России от 8 июля 2019 года N 5192-У и от 10 января 2020 года N 5385-У.
Внесенными изменениями уточнено, что сведения о заключении договора добровольного страхования указываются в страховом полисе обязательного страхования в соответствии с пунктом 9 формы страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, определенной в приложении 1 к Положению Банка России от 1 апреля 2024 года N 837-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Настоящее указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Юридико-технические правки внесены в Указание Банка России от 6 апреля 2023 года N 6405-У
В пункте 1 Указания Банка России от 6 апреля 2023 года N 6405-У "О требованиях к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, иных информационных систем в целях осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в абзаце первом слова "в пункте 1.18 правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных приложением 1 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" заменены словами "в пункте 2.8 Положения Банка России от 1 апреля 2024 года N 837-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Также в новой редакции изложены сноски к данному указанию.
Настоящее указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
• СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Установлен порядок наложения ограничений на использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств любого назначения, если они создают радиопомехи средствам связи для нужд органов государственной власти
Наложение ограничений осуществляется путем прекращения функционирования РЭС и ВЧУ, создающих радиопомехи средствам связи, или изменения их технических характеристик. Решение о наложении ограничений принимается руководителями (начальниками) подразделений ФСО России, имеющими право издания приказов по личному составу. Выбор способов наложения ограничения осуществляется на основании характера и степени опасности возможных последствий функционирования РЭС и ВЧУ.
Уполномоченным сотрудником оформляется уведомление о наложении ограничений на использование РЭС и ВЧУ, один экземпляр которого вручается владельцу (пользователю) РЭС и ВЧУ или его представителю.
В приложении приводится рекомендуемый образец уведомления о наложении ограничений на использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
<Письмо> Минцифры России от 12.03.2025 N ДУ-П12-23759
"О рассмотрении письма"
Даны разъяснения по вопросу размещения оператором связи сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме
Сообщается, в частности, что если размещенная в многоквартирном доме сеть связи функционально и (или) технически используется для оказания услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети "Интернет" абоненту-гражданину, являющемуся собственником помещения в многоквартирном доме или нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма и заключившему договор об оказании услуг связи, то в отношении ее размещения, эксплуатации и демонтажа действуют положения Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и Правил взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 августа 2024 г. N 1055, и решение общего собрания собственников не требуется и взимание платы за ее размещение не осуществляется.
При монтаже сети связи количество вводов в многоквартирный дом определяет оператор связи в соответствии с требованиями по проектированию сетей связи. Отсутствие возможности прокладки сети связи в существующих сооружениях не является препятствием для подготовки проекта монтажа сети связи иным способом и его согласования лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.
В случаях, не предусмотренных вышеназванными нормами, монтаж сетей связи осуществляется в порядке, установленном общими положениями гражданского и жилищного законодательства.
• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Утвержден Кодекс этики применения искусственного интеллекта в сфере охраны здоровья
Положения настоящего кодекса рассчитаны на системы искусственного интеллекта (далее - СИИ), применяемые исключительно в сфере охраны здоровья граждан при оказании медицинской помощи в части профилактики, диагностики, лечения и иных действий в сфере здравоохранения РФ.
Положения кодекса распространяются на все лица, принимающие участие в жизненном цикле СИИ при его реализации на территории РФ, и лица, находящиеся на территории РФ, в отношении которых применяется СИИ, включая предоставление товаров и оказание услуг. К таким лицам относятся в том числе: разработчики, производители, уполномоченные представители производителей, заказчики, владельцы, операторы и поставщики данных, пользователи, лица, принимающие участие в регуляторном воздействии на сферу ИИ, в том числе разработчики нормативно-технических документов, руководств, различных регуляторных положений, требований и стандартов в области ИИ (регулятор), иные лица, действия которых потенциально могут повлиять на результаты действий СИИ или лиц, принимающих решения с использованием СИИ.