Новое в Федеральном законодательстве

01.10.2024

Выпуск от 01.10.2024

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".   

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс 1 октября 2024 года.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Переносится срок проведения микропереписи населения
 
    Федеральный закон от 30.09.2024 N 332-ФЗ
"О приостановлении действия пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О Всероссийской переписи населения" 
Подписанным законом до 1 января 2029 года приостанавливается действие пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" в части периодичности проведения выборочного федерального статистического наблюдения в отношении части лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения, на основе выборки не менее 5 процентов населения РФ. 
Ранее с учетом проведения последней Всероссийской переписи населения в 2021 году микроперепись населения необходимо было провести не позднее 2026 года. 
  
За прокуратурой РФ закреплены полномочия по осуществлению надзора за деятельностью органов публичной власти федеральных территорий 
 
    Федеральный закон от 30.09.2024 N 334-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" 
Законом прокуратура РФ наделяется полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами публичной власти федеральных территорий. 
Генеральный прокурор России, его заместители и по их поручению другие прокуроры, а также прокурор субъекта РФ, города, района и приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры наделены правом присутствовать на заседаниях органов публичной власти федеральных территорий. 
Установлено, что прокурор в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов публичной власти федеральных территорий. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в представительный орган федеральной территории, подлежит обязательному рассмотрению на его ближайшем заседании. 
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 
  
Уточнены особенности осуществления отдельных видов федерального государственного контроля (надзора) на территориях новых регионов 
 
    Постановление Правительства РФ от 23.09.2024 N 1286
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" 
В частности, в 2025 году не будут проводиться плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении надзора в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и энергетического надзора. 
До 1 сентября 2026 года для внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений сведений о гидротехнических сооружениях, введенных в эксплуатацию до 1 июня 2023 года, не нужно представлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения. 
  
Минстрой: ГОСТ Р 56038-2023 носит добровольный характер применения и не содержит обязательных для исполнения требований 
 
    <Письмо> Минстроя России от 20.08.2024 N 21846-ОГ/00
<О применении ГОСТ Р 56038-2023> 
Сообщается, что проверка исполнения положений этого документа в рамках осуществления государственного жилищного контроля (надзора) и лицензионного контроля органами государственного жилищного надзора не осуществляется. 
  
В 2025 - 2027 годах весь инструментарий бюджетной и налоговой политики будет ориентирован на содействие достижению национальных целей развития 
 
    "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(утв. Минфином России) 
К 2025 году предусматривается завершение нормализации бюджетной политики и выход на структурный первичный баланс бюджета. Это укрепит стабильность финансовой системы и будет содействовать обеспечению устойчивой и предсказуемой экономической среды. 
В налоговой политике системные изменения налоговой системы, основные параметры которой будут зафиксированы до 2030 года, направлены на формирование стабильных и предсказуемых финансовых условий. Предусмотрено изменение налогообложения налогом на доходы физических лиц, которое основывается на повышении справедливости распределения налоговой нагрузки, сокращая ее за счет налоговых вычетов для семей с детьми, имеющих низкий доход, и увеличивая для налогоплательщиков со сверхвысокими доходами. Донастройка параметров налоговой системы в части налогообложения личных доходов будет включать введение дифференцированных ставок по НДФЛ и пятиступенчатой налоговой шкалы в зависимости от размера и вида полученного налогоплательщиком дохода. 
Повышение налоговой нагрузки затронет около 3% налогоплательщиков НДФЛ. При этом одновременно будут усилены налоговые меры социальной поддержки, в частности: введение налогового вычета для семей с двумя и более детьми, доход которых не превышает величину 1,5 прожиточных минимума; распространение стандартного налогового вычета на лиц, выполнивших нормативы ГТО; увеличение предельного размера доходов, до достижения которого применяются стандартные налоговые вычеты; увеличение стандартных налоговых вычетов на детей и пр. 
Также представлены основные меры бюджетной и налоговой политики, направленные на достижение национальных целей развития. 
Кроме этого, отмечено, что в 2025 - 2027 годах условия мирового и внутреннего рынков товаров на фоне геополитических угроз, рисков, усиления радикальной санкционной политики, а также курса импортозамещения требуют от внешнеэкономической политики создание "гибкой" таможенно-тарифной политики, которая повысит оперативность реагирования на внешние вызовы и принятия действенных решений, в том числе по развитию торговли с дружественными странами. 
  
Разработан прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов 
 
    "Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработан Минэкономразвития России) 
В рамках прогноза социально-экономического развития на 2025 - 2027 годы скорректирован ряд ключевых макропараметров по сравнению со сценарными условиями функционирования экономики РФ и основными параметрами прогноза социально-экономического развития РФ на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, подготовленными в апреле 2024 года. 
Учтены, в частности, следующие тенденции: более высокий уровень мировых цен на нефть по сравнению с уровнем, прогнозируемым весной 2024 года; ослабление рубля по отношению к иностранным валютам; конкуренция за кадры на рынке труда и связанный с этим рост заработных плат и денежных доходов населения; сохранение высокой инвестиционной активности; опережающий рост выпуска обрабатывающей промышленности. Как следствие - улучшены оценки роста ВВП и ряда его компонентов на прогнозный период. 
Так, в 2025 году с учетом жестких денежно-кредитных условий 2024 года темпы инфляции ожидаются на уровне 4,5% г/г (на конец 2025 года). С 2026 года инфляция выйдет на целевой уровень 4,0 процента. 
В прогнозе, в числе прочего, приведены предварительные итоги социально-экономического развития РФ за январь - июль 2024 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за 2024 год. 
  
Представлен перечень нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности, содержащих обязательные требования, подлежащие оценке применения в 2025 году 
 
    "Перечень нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности, содержащих обязательные требования, подлежащие оценке применения в 2025 году" 
Перечень содержит постановление Правительства от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации". 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Дополнен перечень видов деятельности, позволяющих относить некоммерческие организации к категории социально ориентированных некоммерческих организаций
 
    Федеральный закон от 30.09.2024 N 333-ФЗ
"О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
В указанный перечень включена деятельность, направленная на благоустройство территории, а также на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
 
С 21 октября 2024 года устанавливаются особенности проведения экспертизы заявленного обозначения с религиозной символикой (семантикой)
 
    Приказ Минэкономразвития России от 20.09.2024 N 593
"О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. N 482"
Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2024 N 79605.
Реализован пункт 8 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2024 N 190-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации". 

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Расширен перечень документов, которые необходимо представлять гражданину при поступлении на муниципальную службу
 
    Федеральный закон от 30.09.2024 N 338-ФЗ
"О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Внесенными изменениями уточняется, что при поступлении на муниципальную службу представляется документ об образовании и о квалификации.
 
Дополнительный день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день по желанию работника может быть использован в течение одного года со дня такой работы либо присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период
 
    Федеральный закон от 30.09.2024 N 339-ФЗ
"О внесении изменений в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации"
Также установлен порядок оплаты работнику неиспользованных дополнительных дней отдыха в день увольнения.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.
 
С 1 января 2025 года минимальный размер оплаты труда предлагается установить в сумме 22440 рублей в месяц
 
    Проект Федерального закона N 727324-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
МРОТ определяется исходя из величины медианной заработной платы за предыдущий год. Медианная заработная плата за 2023 год, по данным Росстата, составляет 46751 рубль. С 2025 года соотношение между МРОТ и медианной заработной платой устанавливается в размере не менее 48%.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ
Размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, с 1 января 2025 года предлагается установить на уровне 89,83%
 
    Проект Федерального закона N 727329-8 "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
Речь идет о денежном довольствии военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах УИС, войсках Росгвардии, органах принудительного исполнения РФ.
Кроме того, до 1 января 2026 года предлагается продлить приостановление действия части второй статьи 43 указанного Закона N 4468-1.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Режим налоговой тайны распространен на сведения, передаваемые налоговыми органами в соответствии с Законом о занятости населения
 
    Федеральный закон от 30.09.2024 N 335-ФЗ
"О внесении изменения в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Согласно принятому закону положения НК РФ в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения, составляющие налоговую тайну, передаваемые налоговыми органами в межведомственные комиссии субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости, а также в Роструд и его территориальные органы.
 
Подписан закон о праве на применение инвестиционного налогового вычета в размере суммы вклада по договору инвестиционного товарищества
 
    Федеральный закон от 30.09.2024 N 337-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 278.2 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В НК РФ внесено дополнение, предусматривающее предоставление налогового вычета в отношении расходов в виде денежных средств, внесенных в качестве вклада в инвестиционное товарищество, деятельность которого направлена на осуществление венчурных и (или) прямых инвестиций в организации, имеющие статус малой технологической компании, при условии, что информация о таком инвестиционном товариществе включена в региональный реестр.
В случаях, например, расторжения или прекращения договора инвестиционного товарищества сумму налога, не уплаченную в связи с применением такого вычета, необходимо будет уплатить в бюджет с учетом сумм пеней.
 
На период 2025 - 2027 годов предлагается сохранить действующие тарифы и порядок уплаты страховых взносов на травматизм и профзаболевания
 
    Проект Федерального закона N 727323-8 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
Согласно проекту в указанный период страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются, как и ранее, в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ.
Также проектом сохраняются действующие льготные тарифы (в размере 60% от установленного размера) для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.
 
Увеличены размеры взимаемых пошлин за государственные услуги Роспатента
 
    Постановление Правительства РФ от 18.09.2024 N 1278
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 941"
Так, новый размер пошлины за принятие решения по результатам экспертизы заявки на полезную модель по существу составляет 3000 руб. (ранее - 2500 руб.), за рассмотрение заявления о продлении срока действия исключительного права на изобретение, относящееся к такому продукту, как лекарственное средство, пестицид, агрохимикат, и принятие решения по результатам его рассмотрения - 100000 руб. (ранее - 3000 руб.), за проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве географического указания, наименования места происхождения товара, и принятие решения по ее результатам - 13000 руб. (ранее - 10800 руб.).
Кроме этого, отменена скидка в размере 30% на уплату пошлины за подачу в электронном виде заявлений по ряду госуслуг Роспатента.
Помимо прочего, документом уточняются сроки уплаты ряда пошлин и устанавливаются новые льготы отдельным категориям граждан, испрашивающих патент. Расширен круг заявителей, которые могут быть освобождены от уплаты пошлин: в него включены в том числе лица, принимающие (принимавшие) участие в СВО, граждане, призванные на военную службу по мобилизации, лица, принимавшие участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил ДНР, Народной милиции ЛНР, воинских формирований и органов ДНР и ЛНР, начиная с 11 мая 2014 года, и др.
Предусмотрены и иные изменения.
 
ФНС России информирует о порядке предоставления МВД России сведений о суммах дохода и об исчисленных суммах налога на доходы физических лиц, являющихся высококвалифицированными специалистами
 
    <Письмо> ФНС России от 17.09.2024 N БС-4-11/10633@
<О получении территориальными органами МВД России сведений о суммах дохода и об исчисленных суммах налога на доходы физических лиц, являющихся высококвалифицированными специалистами>
Порядок предоставления данной информации определен приказом МВД России от 05.02.2024 N 40. Предусмотрено, что запросы МВД России в ФНС России о предоставлении информации о полученных высококвалифицированными специалистами (далее - ВКС) суммах дохода направляются в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) не реже одного раза в год в целях контроля за соблюдением работодателями или заказчиками работ (услуг) условий привлечения и использования ВКС.
ФНС России в продуктивной среде СМЭВ 3 зарегистрирован вид сведений о суммах дохода и об исчисленных суммах налога на доходы физических лиц, являющихся ВКС (https://lkuv.gosuslugi.ru/paip-portal/#/inquiries/ce8bc857-356c-11ec-8a1e-ed07a54e2344/versions/d007.... Учитывая изложенное, ФНС России выражает готовность по представлению соответствующей информации в отношении доходов ВКС в рамках СМЭВ, без запросов и ответов на бумажных носителях.
 
За второй квартал 2024 года сформирован обзор правовых позиций ФНС по наиболее распространенным категориям споров
 
    Письмо ФНС России от 20.09.2024 N БВ-4-9/10821@
"Обзор правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков за второй квартал 2024 года"
В обзоре рассмотрены в том числе отдельные вопросы, связанные с институтом ЕНС, споры по налогу на прибыль организаций, споры по налогу на добавленную стоимость, споры по налогу на доходы физических лиц, споры, связанные с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отдельные вопросы привлечения к ответственности, иные налоговые споры.
 
ФТС разъясняет особенности администрирования утилизационного сбора
 
    <Информация> ФТС России
"Изменения по утилизационному сбору, вступающие с 1 октября 2024 г."
С 1 октября 2024 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2024 г. N 1255 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждена долгосрочная шкала индексации утилизационного сбора на автомобильную и специализированную технику, а также внесены изменения в части порядка уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.
Под транспортным средством, ввезенным в РФ для личного пользования, понимается транспортное средство, в отношении которого одновременно соблюдаются следующие условия: в расчете утилизационного сбора указано, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования; транспортное средство в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера зарегистрировано на плательщика утилизационного сбора.
Кроме того, должно быть соблюдено одно из следующих условий:
с даты выпуска транспортного средства в свободное обращение, решение о выпуске которого на территории ЕАЭС принято не таможенными органами РФ и в отношении которого таможенные пошлины, налоги уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в соответствии с главой 37 ТК ЕАЭС, до даты его отчуждения в пользу гражданина РФ должно пройти не менее 12 месяцев;
транспортное средство произведено на территории РФ и находилось на государственном учете в государствах - членах ЕАЭС не менее 12 месяцев;
транспортное средство приобретено плательщиком утилизационного сбора на открытых аукционах (торгах), проводимых Росимуществом или его подразделениями на территории РФ;
транспортное средство ввозится физическим лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в РФ, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;
транспортное средство ввозится членом семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Установлены дополнительные особенности исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2024 году
 
    Федеральный закон от 30.09.2024 N 336-ФЗ
"О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году", признании утратившей силу части 7 статьи 7 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Определено, в частности, что в 2024 году иные межбюджетные трансферты могут быть предоставлены бюджетам субъектов РФ, в том числе на софинансирование их расходных обязательств на оказание медицинской или протезно-ортопедической помощи военнослужащим Вооруженных Сил РФ, являющимся участниками специальной военной операции, в период ее проведения.
Государственное (муниципальное) задание на 2024 год в отношении государственных (муниципальных) учреждений не будет признаваться невыполненным в случае недостижения установленных показателей в связи с приостановлением (ограничением) деятельности указанных учреждений, из-за введения на отдельных территориях (объектах) уровней террористической опасности, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ.
Кроме того, до 1 января 2025 года приостанавливается действие отдельных положений законодательных актов РФ, устанавливающих порядок и сроки индексации окладов денежного содержания военнослужащих и приравненных к ним лиц.
До 1 января 2031 года допускается возможность установления в отношении отдельных субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, предельных уровней софинансирования расходных обязательств субъектов РФ в целях реализации их проектов, обеспечивающих достижение показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, а также в целях реализации государственных программ "Комплексное развитие сельских территорий" и "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа".
 
В Госдуму направлен проект федерального бюджета на 2025 - 2027 годы
 
    Проект Федерального закона N 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
Основные характеристики федерального бюджета на 2025 год определены исходя из предполагаемого уровня инфляции, не превышающего 4,5 процента. В 2025 году прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета составит 40,3 трлн рублей, общий объем расходов - 41,5 трлн рублей. В плановом периоде ожидается снижение уровня инфляции до 4,0 процента и сохранение дефицита бюджета.
Согласно прогнозным показателям в течение ближайших трех лет ожидается значительное увеличение поступлений в доходную часть бюджета, что позволит обеспечить поставленные приоритетные задачи по восстановлению экономики и выполнение всех социальных обязательств.
Так, на 2025 - 2027 годы в сфере социального обеспечения населения предусматривается, в частности, следующее:
в 2025 году размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, в сумме 383 979,3 рубля;
с 1 января 2025 года размер индексации отдельных социальных выплат и пособий (в т.ч. на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, пособий детям погибших военнослужащих и т.д.) в размере 1,045;
на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предусмотрено свыше 4 трлн рублей; на предоставление материнского (семейного) капитала - свыше 1,7 трлн рублей; на поддержку демографических программ, направленных на повышение рождаемости, - около 37,5 млрд рублей.
 
Предложен бюджет СФР на 2025 - 2027 годы
 
    Проект Федерального закона N 727321-8 "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
Бюджет Фонда на 2025 год прогнозируется дефицитным, в 2026 - 2027 годах бюджет планируется профицитным.
Согласно пояснительной записке, бюджет Фонда сформирован с учетом следующих особенностей: в 2025 году индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней осуществляется с 1 января на индекс потребительских цен (ИПЦ) за прошедший год. При этом в 2026 - 2027 годах индексация страховых пенсий может осуществляться два раза в год: с 1 февраля - страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней на ИПЦ за прошедший год и с 1 апреля - страховой пенсии по темпу роста доходов фонда.
 
Предложены особенности исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2025 году
 
    Проект Федерального закона N 727327-8 "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Законопроектом, в частности:
продлевается приостановка отдельных положений Бюджетного кодекса РФ, устанавливающих ограничения в бюджетном процессе;
устанавливается, что иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета могут быть предоставлены бюджетам субъектов РФ в случае софинансирования их расходных обязательств, возникающих при оказании медицинской помощи, протезно-ортопедической помощи военнослужащим Вооруженных Сил РФ, являющимся участниками специальной военной операции, медицинскими организациями в период проведения специальной военной операции;
предусматривается, что государственное (муниципальное) задание не признается невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания в связи с приостановлением (ограничением) деятельности учреждений, связанным с установлением на отдельных территориях (объектах) уровней террористической опасности, предусматривающих принятие мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ;
в целях недопущения нарушения сроков реализации и снижения качества реализации инфраструктурных проектов, осуществляемых за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов, предлагается установление мер ответственности в виде повышения процентной ставки вдвое;
предусматривается с 1 января 2025 года изменение норматива распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ;
предусматривается продление на 2025 год переходного периода в части индексации страховых пенсий с 1 января текущего года на индекс роста потребительских цен. Также устанавливается стоимость одного пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 января 2025 года;
предусматривается приостановление норм, регламентирующих установление прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на очередной год исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год, установление прожиточного минимума в целом по РФ, начиная с 2026 года федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период с учетом инфляции прошлого года;
предусматривается при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитывать наличие у заявителя и членов его семьи доходов от трудовой, предпринимательской и иных видов деятельности, а также иных доходов.
 
Банк России больше не будет направлять в адрес финансовой организации уведомление об исключении сведений о ней из реестра финансового уполномоченного
 
    Указание Банка России от 17.06.2024 N 6755-У
"О внесении изменений в Указание Банка России от 21 января 2019 года N 5064-У"
Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2024 N 79503.
Соответствующее положение Указания Банка России от 21 января 2019 года N 5064-У "О порядке исключения финансовой организации из реестра финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг" признано утратившим силу.
Также уточнены иные положения Указания N 5064-У.
Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
С 1 апреля 2025 года вводятся Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-6 "Сведения о финансовых вложениях и обязательствах"
 
    Приказ Росстата от 25.09.2024 N 424
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-6 "Сведения о финансовых вложениях и обязательствах" 
Первичные статистические данные по форме предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений, некредитных финансовых организаций). 
Форму предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц. 
  
Банк России разъяснил, как отражать на счетах бухучета НФО проценты, начисленные в течение срока действия льготного периода, и возмещение кредиторам 50 процентов недополученного дохода в связи с прекращением обязательств военнослужащих 
 
    Разъяснение Банка России от 30.09.2024
"По вопросу отражения на счетах бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями процентов, начисленных в течение срока действия льготного периода, и возмещения кредиторам 50 процентов недополученного дохода в связи с прекращением обязательств военнослужащих" 
По мнению регулятора изменения денежных потоков, обусловленные правом заемщика на установление льготного периода и правом кредитора на возмещение части недополученного дохода, следует учесть при определении эффективной процентной ставки даже в тех случаях, когда заемщик еще не уведомил кредитора о намерении осуществить право на установление льготного периода.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Установлен порядок отражения в кредитной истории физлица сведений о запрете на заключение договоров потребительского займа (кредита)
 
    Указание Банка России от 27.06.2024 N 6776-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 11 мая 2021 года N 758-П и Указание Банка России от 11 мая 2021 года N 5791-У"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.09.2024 N 79552.
Раздел 2 "Показатели кредитной информации физического лица" дополнен новым блоком "Сведения о запрете (снятии запрета) на заключение договоров потребительского займа (кредита)", где отражаются, в частности, дата и время подачи заявлений о запрете (снятии запрета), а также условия запрета (для этих целей введен новый Справочник 6.6 "Условия запрета на заключение договоров потребительского займа (кредита)").
Отдельные уточнения коснулись требований, касающихся указания ИНН: в кредитной истории физического лица может содержаться только один показатель ИНН, прошедший проверку.
Также внесены изменения в правила поиска информации о субъекте кредитной истории. 

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
Предлагается обновить с 1 января 2025 года состав сведений о физическом лице, его расходах, связанных с приобретением и хранением ценных бумаг, и о его индивидуальном инвестиционном счете
 
    Проект Приказа ФНС России "Об утверждении состава сведений о физическом лице, его расходах, связанных с приобретением и хранением ценных бумаг, и о его индивидуальном инвестиционном счете, предоставляемых брокером, управляющим или управляющей компанией открытого паевого инвестиционного фонда другому брокеру, управляющему или управляющей компании открытого паевого инвестиционного фонда"
В частности, в состав сведений включена информация о брокере, управляющем или управляющей компании открытого паевого инвестиционного фонда, а также информация о представлении физическим лицом заявления в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 19.12.2023 N 600-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении индивидуального инвестиционного счета.
Проектом признается утратившим силу Приказ ФНС России от 15.12.2014 N ММВ-7-11/646@, регулирующий аналогичные правоотношения. 

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Установлен порядок идентификации товаров электронной торговли, в отношении которых предусмотрена возможность их возврата после приобретения
 
    Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 24.09.2024 N 75
"О порядке идентификации товаров электронной торговли, в отношении которых предусмотрена возможность их возврата после приобретения"
Оператор электронной торговли до осуществления доставки товаров получателю обеспечивает нанесение на каждую единицу товара или его упаковку, в которой товар предоставляется для розничной продажи, средство идентификации;
Сведения, позволяющие идентифицировать товары электронной торговли, вносятся в информационную систему оператора, а также, если это предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС, в документы, в соответствии с которыми такие товары выдаются физическому лицу, являющемуся их получателем.
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года, подписанного 25 декабря 2023 г.
 
Обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в сфере таможенного дела в качестве оператора электронной торговли, являющееся условием включения в реестр операторов, предоставляется в размере, эквивалентном не менее 500 тыс. евро
 
    Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 24.09.2024 N 76
"О размере обеспечения исполнения обязанностей оператора электронной торговли"
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года, подписанного 25 декабря 2023 г.
 
Внесены изменения в раздел I перечня подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору)
 
    Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 24.09.2024 N 77
"О внесении изменения в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза"
В позиции с кодами из 3002 49 000, из 3002 59 000 0, из 3002 90 800 0 ТН ВЭД ЕАЭС слова "из 3002 90 800 0" исключены.
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Минприроды рекомендует не допускать случаи разработки проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекты, не включенные в реестр
 
    <Письмо> Минприроды России от 09.07.2024 N 12-53/27580
"О разработке проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде"
Ведомство отмечает: в связи с тем, что объектами накопленного вреда окружающей среде являются объекты, включенные в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, рекомендуется не разрабатывать проекты ликвидации на объекты, не включенные в указанный реестр, поскольку в рамках экспертиз, предусмотренных пунктом 9 Правил организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде, устанавливается соответствие проектов ликвидации требованиям указанных Правил.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Россия ратифицировала Соглашение о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок
 
    Федеральный закон от 30.09.2024 N 331-ФЗ
"О ратификации Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок"
Соглашение подписано в городе Москве 29 августа 2023 года в целях обеспечения беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков, зарегистрированных на территории одного государства - члена ЕАЭС, к участию в государственных (муниципальных) закупках, проводимых в другом государстве - члене ЕАЭС.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Минобрнауки сообщает о размерах нормативов государственных стипендий, установленных Правительством с учетом уровня инфляции с 1 сентября 2024 года
 
    <Письмо> Минобрнауки России от 21.08.2024 N МН-11/2470
"О стипендиальном обеспечении с 1 сентября 2024 г."
В письме сообщается, что размеры государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не могут быть меньше указанных нормативов.
Рекомендовано произвести с 1 сентября 2024 года индексацию размеров государственных стипендий, установленных в образовательных организациях. С указанной даты не допускается устанавливать (или сохранять) размеры государственных стипендий менее приведенных нормативов. 

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
На 2027 год планируется продлить формирование нормированного страхового запаса в целях направления средств для выплат медикам
 
    Проект Федерального закона N 727326-8 "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Межбюджетные трансферты будут предоставляться территориальным фондам ОМС на следующие цели:
для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медперсонала;
для осуществления выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний.
Также до 1 января 2028 года планируется продлить действие положений об обязанности медицинских организаций использовать средства нормированного страхового запаса для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.

ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
С 1 октября 2024 года начинается "осенний" призыв на военную службу
 
    Указ Президента РФ от 30.09.2024 N 822
"О призыве в октябре - декабре 2024 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву"
По 31 декабря 2024 г. на военную службу будут призваны 133 000 граждан РФ в возрасте от 18 до 30 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву.
Солдаты, матросы, сержанты и старшины, срок военной службы по призыву которых истек, подлежат увольнению.
 
Уточнен порядок получения юридическими лицами с особыми уставными задачами во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему
 
    Постановление Правительства РФ от 23.09.2024 N 1284
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
В частности, до 30 рабочих дней сокращен срок выдачи во временное пользование боевого оружия с момента заключения соответствующего договора между Росгвардией и организациями, установлено, что организации и их территориальные подразделения обязаны участвовать в проводимой Росгвардией инвентаризации боевого оружия.
Кроме того, определено, что специальные технические средства противодействия беспилотным аппаратам и комплексам могут приобретаться собственниками охраняемых объектов и предоставляться частным охранным организациям во временное пользование.
Также в новой редакции изложены перечень отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, получаемых юридическими лицами с особыми уставными задачами во временное пользование, и нормы обеспечения ими.