Новое в Федеральном законодательстве
Выпуск от 16.07.2025
КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс 16 июля 2025 года.
• КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Рассмотрение проектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к маркировке товаров средствами идентификации, и урегулирование разногласий по ним возлагается на Государственную комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции
Согласно указу проекты нормативных правовых актов (далее - НПА) не подлежат оценке регулирующего воздействия и рассмотрению Правительственной комиссией по проведению административной реформы или ее подкомиссией.
Внесение проектов НПА в Правительство РФ осуществляется в порядке, установленном Государственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. НПА вступают в силу без учета положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" в сроки, определенные Государственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции или ее подкомиссией.
Соответствующие изменения внесены также в Положение о Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, утвержденное Указом Президента РФ от 23 января 2015 г. N 31.
Настоящий указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Внесены уточнения в перечень товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению
В позиции, касающейся пряжи и нитей текстильных, указанного перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2014 г. N 180, код "5101 21 000 0" заменен кодом "5101 21 000", код "5101 30 000 0" заменен кодом "5101 30 000".
Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и их компонентов, автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц
Таким индикатором будет являться выявление Росстандартом факта отсутствия изготовителя находящейся в обращении у контролируемого лица продукции по адресу, указанному в качестве адреса осуществления деятельности (производства продукции) в документе об оценке соответствия, и (или) на маркировке, и (или) в паспорте, и (или) в эксплуатационных документах такой продукции.
• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
По итогам II квартала 2025 года обобщены наиболее распространенные причины, препятствующие осуществлению кадастрового учета и регистрации прав в отношении предприятий как имущественных комплексов и объектов недвижимости, расположенных в пределах более одного кадастрового округа
В документе приведены причины и основания приостановления (отказа) кадастрового учета и регистрации прав (в том числе в рамках осуществления единой учетно-регистрационной процедуры).
Проведен анализ законодательных изменений в сфере земли и недвижимости во втором квартале 2025 года
В том числе сообщается о следующих нововведениях:
граждане смогут подавать документы на регистрацию объектов недвижимости с помощью Единой биометрической системы, которая позволяет установить и подтвердить личность с использованием биометрических персональных данных физических лиц;
введена возможность исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков (частей границ земельных участков, занятых линейными объектами) в случае, если они являются смежными по отношению к объектам, в отношении которых Росреестром выполняются работы по исправлению реестровых ошибок.
Указано, на какую аудиторию рассчитаны новые положения: физические лица, профессиональное сообщество, органы власти.
• ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
Внесены изменения в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства от 17 декабря 2010 года N 1050
В частности, первоочередное право на получение социальной выплаты в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей закреплено также за неполными молодыми семьями, состоящими из не вступившей (не вступившего) в повторный брак супруги (супруга) и одного ребенка и более лица, погибшего (умершего) в период участия в специальной военной операции.
Кроме того, внесенными изменениями предусматривается, что высший исполнительный орган субъекта РФ вправе установить для участия молодых семей в мероприятии дополнительное требование о постоянном проживании на территории субъекта РФ в течение определенного периода времени.
Рассмотрены вопросы о применении срока исковой давности при проверках отдела государственного жилищного надзора, о проверке готовности прибора учета к эксплуатации, а также об определении показателей качества коммунальных услуг
Отмечается, в частности, что на основании пункта 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта прибора учета осуществляется проверка готовности прибора учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки прибора учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 правил. Поскольку проверка узла учета в соответствии с пунктом 73 правил проводится в отношении узлов учета, которые ранее были введены в эксплуатацию в установленном законом порядке, то подписание акта проверки подтверждает исправность приборов учета, используемых для коммерческого учета тепловой энергии до составления такого акта, что подтверждает возможность использования таких приборов учета в расчетах за тепловую энергию вне зависимости от наличия у потребителя акта первичного ввода таких приборов учета в эксплуатацию.
Минстроем разъяснены особенности участия застройщика в общем собрании собственников помещений в МКД
Со ссылками на действующее законодательство в письме сообщается, в частности, что при определении кворума на ОСС в МКД, который введен в эксплуатацию и в котором еще не все помещения переданы по передаточному акту или иному документу о передаче, необходимо учитывать площадь всех помещений в МКД - как переданных лицам, заключившим с застройщиком договоры купли-продажи или договоры участия в долевом строительстве, так и не переданных таким лицам.
До передачи помещения в многоквартирном доме по передаточному акту или иному документу о передаче застройщик вправе участвовать в ОСС в случае государственной регистрации права собственности на нереализованные помещения. Участие застройщика в ОСС без наличия зарегистрированного права собственности на помещения не допускается.
В случае если на строительство МКД застройщиком привлечены денежные средства участников долевого строительства, то такой застройщик не может являться правообладателем указанных объектов. В данном случае отсутствует возможность регистрации права собственности застройщика на помещения в МКД, подлежащие передаче участникам долевого строительства, и соответственно отсутствует возможность участия застройщика в ОСС от имени помещений в МКД, подлежащих передаче участникам долевого строительства.
Если МКД построен застройщиком за счет собственных средств, для реализации права участия в ОСС застройщику необходимо осуществить государственную регистрацию права собственности на принадлежащие ему помещения. При определении наличия кворума на ОСС подлежит учету общая площадь всех помещений в МКД, включая площади помещений, не переданных застройщиком третьим лицам, при этом факт отсутствия у застройщика права голосовать от имени указанных непереданных помещений не имеет значения.
Минстрой: в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) размер платы за содержание жилого помещения в рамках действующего договора управления МКД не подлежит изменению
Также не могут быть изменены условия действующего договора управления МКД, включая порядок определения размера платы за содержание жилого помещения, на основании решения и (или) правового акта органа местного самоуправления.
Действующее законодательство не предусматривает возможность самостоятельного (то есть в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в МКД) изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в МКД, включая применение размера платы, установленного органом местного самоуправления (пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. N 307-КГ17-18683 по делу N А56-84095/2016).
Поскольку порядок определения и размер платы за содержание общего имущества дома, а также перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания общего имущества МКД, являются условиями договора управления, при этом изменение условий договора управления о размере платы за содержание общего имущества исходя из норм ЖК РФ возможно исключительно по решению общего собрания собственников помещений дома, то условие договора управления о размере платы за содержание общего имущества должно соответствовать решению, принятому на собрании собственников дома.
В ином случае оно может быть оспорено по правилам недействительности сделок (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2023 г. N 45-КГ23-2-К7).
Вместе с тем в силу части 6 статьи 162 ЖК РФ при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления МКД по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
При этом согласно части 3 статьи 162 ЖК РФ существенными условиями договора управления являются в том числе перечень работ и (или) услуг по управлению МКД, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, и порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением коммунальных услуг и платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ.
• ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
АНО "НАРК" утверждены изменения редакционного характера в наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации в сфере нанотехнологий и микроэлектроники
Приводятся номер квалификации в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, уточненный перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации.
Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/.
• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ
Время службы в органах и организациях прокуратуры на территории новых регионов в период проведения СВО засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один день за два, с 1 января 2024 года
Соответствующее дополнение внесено в Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 942.
• НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
<Информация> ФАС России
"Индикативный тариф на транспортировку нефти за 2 квартал 2025 года"
Опубликованы индикативные тарифы на транспортировку нефти за II квартал 2025 года
Индикативный тариф применяется для определения расчетных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр в целях исчисления налога на дополнительный доход.
• ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Установлен порядок осуществления мониторинга и контроля реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта по созданию и эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования по маршруту "Москва - Санкт-Петербург"
Целью мониторинга и контроля является оценка эффективности осуществляемых вложений средств Фонда национального благосостояния при финансировании самоокупаемого инфраструктурного проекта. Предметом мониторинга и контроля являются ход реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта (своевременность и полнота выполнения заявленных мероприятий, предусмотренных паспортом инвестиционного проекта), целевое использование средств фонда.
Определен порядок представления и рассмотрения документов в рамках мониторинга и контроля, приведены формы необходимых документов.
Установлены условия и порядок предоставления субсидии бюджету Республики Карелия в целях софинансирования мероприятий, направленных на оказание финансовой поддержки промышленным предприятиям
Средства субсидии предоставляются на финансирование мероприятий, реализуемых в рамках ФЦП "Развитие Республики Карелия на период до 2030 года", при соблюдении условий, предусмотренных абзацами вторым - четвертым пункта 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2014 г. N 999.
Определены биржи для проведения Казначейством России отбора заявок и заключения договоров банковского депозита, договоров репо, сделок с иностранной валютой при размещении средств федерального бюджета, единого казначейского счета
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.05.2025 N 688 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определено в том числе, что:
проведение отбора заявок кредитных организаций на заключение договоров банковского депозита и заключение таких договоров осуществляются с использованием информационных программно-технических средств, предоставленных публичным акционерным обществом "Московская Биржа ММВБ-РТС" и акционерным обществом "Санкт-Петербургская Валютная Биржа";
проведение отбора заявок на заключение договоров репо и заключение таких договоров осуществляются с использованием информационных программно-технических средств, предоставленных публичным акционерным обществом "Московская Биржа ММВБ-РТС";
купля-продажа иностранной валюты и заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, предметом которых является иностранная валюта, на организованных торгах осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об организованных торгах" с центральным контрагентом через публичное акционерное общество "Московская Биржа ММВБ-РТС".
Настоящее распоряжение вступает в силу с 21 августа 2025 г.
• БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Урегулирован порядок заключения договоров социального банковского вклада и социального банковского счета
Закон о банках и банковской деятельности дополнен новыми положениями, устанавливающими особенности открытия социальных счетов и вкладов гражданам - клиентам кредитной организации, являющимся получателями мер социальной защиты (поддержки).
В целях реализации положений закона настоящим постановлением утверждены:
особенности заключения (продления) указанных договоров, а также их изменения и расторжения;
правила подачи заявления на оформление договора и проверки гражданина на соответствие требованиям, предусмотренным законом о банках и банковской деятельности;
правила ведения Реестра социальных банковских счетов и социальных банковских вкладов;
перечень мер социальной защиты (поддержки), получатели которых вправе заключать договоры социального банковского вклада и договоры социального банковского счета.
Постановление применяется в отношении системно значимых кредитных организаций со дня его вступления в силу, в отношении иных кредитных организаций - с 1 января 2027 г.
• ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
Внесены дополнения в порядок расчета собственных средств управляющих компаний инвестиционных фондов, ПИФ и НПФ, а также соискателей лицензии управляющей компании
В состав активов, принимаемых к расчету собственных средств управляющей компании, включены облигации российских эмитентов, решение о выпуске которых содержит условие об использовании полученных денежных средств на цели, связанные с финансированием проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ (облигации ТС и САЭ), и в отношении которых одновременно соблюдаются определенные условия.
Суммарная стоимость облигаций ТС и САЭ принимается к расчету в размере, не превышающем 5% суммарной стоимости принятых к расчету активов, указанных в абзацах втором - седьмом пункта 2 Указания N 4075-У.
Также установлен ряд дополнительных условий для включения в расчет облигаций российских эмитентов в части требований к наличию кредитных рейтингов (данные требования не распространяются на облигации, приобретенные до дня вступления в силу настоящего указания).
• БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Утвержден порядок представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения и актуарного заключения отдельных НФО, КРА и БКИ
Указание устанавливает порядок и сроки представления указанной отчетности (информации, заключений) с учетом видов осуществляемой деятельности.
Требования указания не распространяются на профессиональных участников, совмещающих свою деятельность с деятельностью кредитной организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию, специализированные депозитарии ИФ, ПИФ и НПФ, совмещающие свою деятельность с деятельностью кредитной организации, клиринговые организации, являющиеся кредитными организациями.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
• СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Актуализирован порядок ведения реестров потенциальных заемщиков, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию
В частности, внесенными изменениями дополнены случаи, в которых допускается уточнение уполномоченным банком информации по ранее включенным в реестр заемщиков заявкам в части пролонгации сроков ранее предоставленных льготных кредитов, а также случаи, при наступлении которых уполномоченный банк исключает заемщика из реестра заемщиков.
• СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Установлено, что создание и функционирование многофункционального сервиса обмена информацией обеспечиваются обществом с ограниченной ответственностью "Коммуникационная платформа"
Данная организация обладает исключительным правом на программу для электронных вычислительных машин "Цифровая платформа МАХ", которая обеспечивает функционирование многофункционального сервиса обмена информацией.
• ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Утверждена методика рейтинговой оценки критериев назначения стипендии Правительства для студентов, курсантов и слушателей, обучающихся по образовательным программам высшего образования, по конкурсным группам
Методика определяет порядок присвоения конкурсной комиссией конкурсных баллов заявкам на участие в конкурсе на назначение стипендии.
Критериями назначения стипендии являются количество и уровень достижений кандидата, соответствующих профилю специальности и направлению подготовки, по которым он обучается, полученных за период с 1 апреля года, предшествующего году, в котором назначается стипендия, по 31 марта года, в котором назначается стипендия.
Уровень достижений оценивается конкурсной комиссией в соответствии с числовыми значениями уровней достижений по конкурсным группам согласно приложению к настоящей методике.
• ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Утверждено новое Положение о членстве в адвокатской палате субъекта РФ и порядке разрешения некоторых вопросов, связанных с определением членства в адвокатской палате субъекта РФ
В целях определения членства в адвокатской палате субъекта РФ адвокатами одного субъекта РФ являются адвокаты, зарегистрированные в данном субъекте по месту постоянного жительства, за исключением ряда установленных случаев.
В случае регистрации по месту жительства на территории другого субъекта РФ адвокат обязан в трехмесячный срок обратиться в адвокатскую палату, членом которой он является, с уведомлением об изменении членства.
Установлено, что для адвокатов, являющихся членами адвокатских палат ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также членами адвокатских палат субъектов РФ, находящихся в Арктической зоне РФ, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, наличие регистрации по месту жительства на территории другого субъекта РФ само по себе, в отсутствие волеизъявления адвоката, не является основанием для изменения членства.
При наличии документально подтвержденных обстоятельств, определяющих необходимость изменения членства в адвокатской палате субъекта РФ без изменения регистрации по месту жительства (изменение места государственной службы либо места осуществления трудовой деятельности супруга или другого члена семьи адвоката, необходимость сопровождения либо ухода за членом семьи, необходимость продолжительного лечения, обстоятельства чрезвычайного характера и др.), а также в случае отсутствия у адвоката регистрации по месту жительства адвокат вправе обратиться в Федеральную палату адвокатов РФ за согласованием изменения членства.
Также документом закреплены особенности приобретения и изменения членства в адвокатских палатах субъектов РФ с определяемым членством.
Настоящее положение вступает в силу с 1 августа 2025 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. С момента вступления документа в силу утрачивают силу аналогичный порядок, утвержденный Решением Совета ФПА РФ от 2 апреля 2010 г. (протокол N 4), а также Разъяснение Совета ФПА РФ "О статусе адвоката, не завершившего процедуру изменения членства в адвокатской палате субъекта Российской Федерации" (утверждено Решением Совета ФПА РФ от 8 июня 2022 г. (протокол N 13)).
Актуализирован ряд актов Совета Федеральной палаты адвокатов РФ
В соответствии с положениями Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", действующего в редакции Федерального закона от 22 апреля 2024 г. N 83-ФЗ, приведены, в частности:
Положение о дополнительном офисе адвокатского образования (обособленного подразделения);
Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве;
Порядок ведения адвокатской палатой субъекта Российской Федерации сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещения на нем информации;
Разъяснение Совета ФПА РФ о недопустимости осуществления адвокатской деятельности на постоянной основе на территории субъекта Российской Федерации, членом адвокатской палаты которого не является адвокат.