Новое в Федеральном законодательстве
19.09.2024
Выпуск от 19.09.2024
КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс 19 сентября 2024 года.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Увеличены в 1,5 раза пороговые значения размера материального ущерба для целей классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Постановление Правительства РФ от 11.09.2024 N 1250
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304"
Так, например, согласно постановлению чрезвычайная ситуация носит локальный характер при условии, что размер материального ущерба не превышает 360 тысяч рублей (ранее - 240 тысяч рублей).
Применяемые для классификации размеры ущерба будут ежегодно индексироваться с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
Кроме того, постановлением уточнен подход к определению чрезвычайной ситуации межрегионального характера (в том числе для каждого субъекта РФ установлен размер материального ущерба свыше 180 млн. рублей).
Дополнен перечень форм документов, используемых Росздравнадзором при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств
Приказ Росздравнадзора от 16.08.2024 N 4666
"О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 10 марта 2022 г. N 1746 "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2024 N 79480.
Приказ Росздравнадзора от 10 марта 2022 года N 1746 дополнен следующими новыми формами:
формой акта о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
формой протокола осмотра;
формой протокола инструментального обследования.
Постановление Правительства РФ от 11.09.2024 N 1250
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304"
Так, например, согласно постановлению чрезвычайная ситуация носит локальный характер при условии, что размер материального ущерба не превышает 360 тысяч рублей (ранее - 240 тысяч рублей).
Применяемые для классификации размеры ущерба будут ежегодно индексироваться с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
Кроме того, постановлением уточнен подход к определению чрезвычайной ситуации межрегионального характера (в том числе для каждого субъекта РФ установлен размер материального ущерба свыше 180 млн. рублей).
Дополнен перечень форм документов, используемых Росздравнадзором при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств
Приказ Росздравнадзора от 16.08.2024 N 4666
"О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 10 марта 2022 г. N 1746 "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2024 N 79480.
Приказ Росздравнадзора от 10 марта 2022 года N 1746 дополнен следующими новыми формами:
формой акта о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
формой протокола осмотра;
формой протокола инструментального обследования.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Банк России напоминает о необходимости соблюдения положений пункта 5 статьи 61 Закона N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в редакции от 6 декабря 2011 года
<Письмо> Банка России от 16.08.2024 N 59-3-5/39314
"О необходимости соблюдения нормы п. 5 ст. 61 102-ФЗ"
Согласно указанной норме, если залогодержатель в порядке, установленном Законом N 102-ФЗ, оставляет за собой предмет ипотеки, которым является принадлежащее залогодателю жилое помещение, а стоимости жилого помещения недостаточно для полного удовлетворения требований залогодержателя, задолженность по обеспеченному ипотекой обязательству считается погашенной и обеспеченное ипотекой обязательство прекращается. Задолженность по обеспеченному ипотекой обязательству считается погашенной, если размер обеспеченного ипотекой обязательства меньше или равен стоимости заложенного имущества, определенной на момент возникновения ипотеки.
Сообщается об особенностях применения указанных положений Закона N 102-ФЗ в отношении обеспеченных ипотекой обязательств, возникших до 25 июля 2014 года. Также сообщается об условиях применения данной нормы в процедуре банкротства.
<Письмо> Банка России от 16.08.2024 N 59-3-5/39314
"О необходимости соблюдения нормы п. 5 ст. 61 102-ФЗ"
Согласно указанной норме, если залогодержатель в порядке, установленном Законом N 102-ФЗ, оставляет за собой предмет ипотеки, которым является принадлежащее залогодателю жилое помещение, а стоимости жилого помещения недостаточно для полного удовлетворения требований залогодержателя, задолженность по обеспеченному ипотекой обязательству считается погашенной и обеспеченное ипотекой обязательство прекращается. Задолженность по обеспеченному ипотекой обязательству считается погашенной, если размер обеспеченного ипотекой обязательства меньше или равен стоимости заложенного имущества, определенной на момент возникновения ипотеки.
Сообщается об особенностях применения указанных положений Закона N 102-ФЗ в отношении обеспеченных ипотекой обязательств, возникших до 25 июля 2014 года. Также сообщается об условиях применения данной нормы в процедуре банкротства.
НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Подготовлены изменения в правила заполнения книги покупок и книги продаж, применяемые налогоплательщиками НДС, учитывающие изменения, внесенные в НК РФ
Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137"
Проект разработан в том числе в связи с принятием:
Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ, устанавливающего обязанность уплаты НДС налогоплательщиками, применяющими УСН, у которых сумма годового дохода от предпринимательской деятельности превышает 60 млн рублей;
Федерального закона от 29 мая 2024 г. N 100-ФЗ, устанавливающего особенности исчисления и уплаты НДС при реализации физлицам товаров ЕАЭС посредством электронных торговых площадок.
С учетом указанных изменений внесены дополнения в правила заполнения книги покупок, дополнительного листа книги покупок, книги продаж, дополнительного листа книги продаж, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137.
Размер платы за проведение оценки отчета о выполненных НИОКР рассчитывается по утвержденной формуле, при этом не может составлять менее 10 000 рублей и более чем 50 000 рублей
Приказ Минобрнауки России от 31.07.2024 N 505
"Об утверждении Правил определения размера платы за проведение оценки отчета о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ) в целях подтверждения соответствия выполненных научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2024 N 79505.
Приказом Минобрнауки также утверждены значения коэффициентов трудозатрат на выполнение работ по оценке отчета и подготовке экспертного заключения.
Указанные выше затраты включаются в состав прочих расходов при исчислении налога на прибыль в соответствии с пунктом 7 статьи 262 НК РФ.
ФНС напоминает: для корректного заполнения уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей, сборов и страховых взносов следует соблюдать контрольные соотношения показателей
<Информация> ФНС России
"При заполнении уведомлений об исчисленных суммах налогов следует соблюдать контрольные соотношения"
В 2024 году применяются контрольные соотношения, доведенные письмом ФНС от 31.01.2024 N ЕА-4-15/971@.
Контрольные соотношения, применяемые с 1 января 2025 года, утверждены приказом ФНС России от 16.01.2024 N ЕД-7-15/19@.
Также в информации приведены наиболее частые нарушения.
Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137"
Проект разработан в том числе в связи с принятием:
Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ, устанавливающего обязанность уплаты НДС налогоплательщиками, применяющими УСН, у которых сумма годового дохода от предпринимательской деятельности превышает 60 млн рублей;
Федерального закона от 29 мая 2024 г. N 100-ФЗ, устанавливающего особенности исчисления и уплаты НДС при реализации физлицам товаров ЕАЭС посредством электронных торговых площадок.
С учетом указанных изменений внесены дополнения в правила заполнения книги покупок, дополнительного листа книги покупок, книги продаж, дополнительного листа книги продаж, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137.
Размер платы за проведение оценки отчета о выполненных НИОКР рассчитывается по утвержденной формуле, при этом не может составлять менее 10 000 рублей и более чем 50 000 рублей
Приказ Минобрнауки России от 31.07.2024 N 505
"Об утверждении Правил определения размера платы за проведение оценки отчета о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ) в целях подтверждения соответствия выполненных научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2024 N 79505.
Приказом Минобрнауки также утверждены значения коэффициентов трудозатрат на выполнение работ по оценке отчета и подготовке экспертного заключения.
Указанные выше затраты включаются в состав прочих расходов при исчислении налога на прибыль в соответствии с пунктом 7 статьи 262 НК РФ.
ФНС напоминает: для корректного заполнения уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей, сборов и страховых взносов следует соблюдать контрольные соотношения показателей
<Информация> ФНС России
"При заполнении уведомлений об исчисленных суммах налогов следует соблюдать контрольные соотношения"
В 2024 году применяются контрольные соотношения, доведенные письмом ФНС от 31.01.2024 N ЕА-4-15/971@.
Контрольные соотношения, применяемые с 1 января 2025 года, утверждены приказом ФНС России от 16.01.2024 N ЕД-7-15/19@.
Также в информации приведены наиболее частые нарушения.
ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Определены порядок и условия компенсации расходов субъектов РФ, связанных с обеспечением медикаментами и продуктами лечебного питания детей-инвалидов граждан, постоянно проживающих на территориях Белгородской, Брянской, Курской областей и вынужденно покинувших указанные субъекты РФ
Постановление Правительства РФ от 18.09.2024 N 1276
"Об особенностях предоставления отдельным категориям граждан социальных гарантий в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов"
Критерием отбора субъекта РФ для предоставления иного межбюджетного трансферта является наличие подтвержденных расходов, связанных с обеспечением лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Межбюджетные трансферты предоставляются при условии направления в Минздрав России заявки субъекта РФ.
Заявка представляется два раза в год не позднее 15 июня и 15 ноября текущего года соответственно.
Документы для регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого не предназначены исключительно для квалифицированных инвесторов, должны представляться только в электронном виде
Указание Банка России от 08.08.2024 N 6822-У
"О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 24 мая 2022 года N 208-И"
Зарегистрировано в Минюсте России 09.09.2024 N 79411.
Изложены в новой редакции в том числе формы заявлений о регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого не ограничены в обороте, а также изменений и дополнений в них.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 18.09.2024 N 1276
"Об особенностях предоставления отдельным категориям граждан социальных гарантий в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов"
Критерием отбора субъекта РФ для предоставления иного межбюджетного трансферта является наличие подтвержденных расходов, связанных с обеспечением лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Межбюджетные трансферты предоставляются при условии направления в Минздрав России заявки субъекта РФ.
Заявка представляется два раза в год не позднее 15 июня и 15 ноября текущего года соответственно.
Документы для регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого не предназначены исключительно для квалифицированных инвесторов, должны представляться только в электронном виде
Указание Банка России от 08.08.2024 N 6822-У
"О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 24 мая 2022 года N 208-И"
Зарегистрировано в Минюсте России 09.09.2024 N 79411.
Изложены в новой редакции в том числе формы заявлений о регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого не ограничены в обороте, а также изменений и дополнений в них.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Из перечня субъектов, представляющих финансовую отчетность в соответствии с Указанием N 6406-У, исключены небанковские кредитные организации, не являющиеся центральным контрагентом или центральным депозитарием
Указание Банка России от 04.09.2024 N 6840-У
"О внесении изменений в приложение 2 к Указанию Банка России от 10 апреля 2023 года N 6406-У"
Соответствующее изменение внесено в приложение 2 к Указанию Банка России от 10 апреля 2023 года N 6406-У.
Указание приведено в соответствие с Федеральным законом от 22.07.2024 N 198-ФЗ, которым небанковские кредитные организации, не являющиеся центральным контрагентом или центральным депозитарием, освобождены от составления отчетности по МСФО.
Указание Банка России от 04.09.2024 N 6840-У
"О внесении изменений в приложение 2 к Указанию Банка России от 10 апреля 2023 года N 6406-У"
Соответствующее изменение внесено в приложение 2 к Указанию Банка России от 10 апреля 2023 года N 6406-У.
Указание приведено в соответствие с Федеральным законом от 22.07.2024 N 198-ФЗ, которым небанковские кредитные организации, не являющиеся центральным контрагентом или центральным депозитарием, освобождены от составления отчетности по МСФО.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
Актуализирован порядок проведения Банком России проверок соблюдения требований Закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации
Указание Банка России от 07.08.2024 N 6820-У
"О внесении изменений в Указание Банка России от 9 ноября 2015 года N 3845-У"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2024 N 79423.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Указание Банка России от 07.08.2024 N 6820-У
"О внесении изменений в Указание Банка России от 9 ноября 2015 года N 3845-У"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2024 N 79423.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ
Утвержден план мероприятий по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг для федеральных органов исполнительной власти федеральными казенными учреждениями
Распоряжение Правительства РФ от 17.09.2024 N 2551-р
<О плане мероприятий ("дорожной карте") по осуществлению централизации закупок товаров, работ, услуг для федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральным казенным учреждением (федеральными казенными учреждениями)>
Согласно Распоряжению, к 1 декабря 2024 года должен быть утвержден перечень типовых товаров, работ и услуг, в отношении которых будут идти централизованные закупки. С 2026 года первая группа из 10 федеральных министерств и ведомств, подведомственных Правительству РФ, должна осуществлять централизованные закупки с помощью одного или нескольких уполномоченных федеральных казенных учреждений.
С 2027 года вторая группа, включающая еще 10 министерств и ведомств, также станет участниками централизованных закупок.
Третья группа, куда войдут оставшиеся министерства и ведомства, начнет работу в режиме централизованных закупок с 2028 года.
Распоряжение Правительства РФ от 17.09.2024 N 2551-р
<О плане мероприятий ("дорожной карте") по осуществлению централизации закупок товаров, работ, услуг для федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральным казенным учреждением (федеральными казенными учреждениями)>
Согласно Распоряжению, к 1 декабря 2024 года должен быть утвержден перечень типовых товаров, работ и услуг, в отношении которых будут идти централизованные закупки. С 2026 года первая группа из 10 федеральных министерств и ведомств, подведомственных Правительству РФ, должна осуществлять централизованные закупки с помощью одного или нескольких уполномоченных федеральных казенных учреждений.
С 2027 года вторая группа, включающая еще 10 министерств и ведомств, также станет участниками централизованных закупок.
Третья группа, куда войдут оставшиеся министерства и ведомства, начнет работу в режиме централизованных закупок с 2028 года.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Уточнен порядок организации питания детей в общеобразовательных организациях
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.08.2024 N 10
"О внесении изменения в санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28"
Зарегистрировано в Минюсте России 17.09.2024 N 79493.
Из санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" исключено требование, согласно которому во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных организациях количество мест в обеденном зале должно обеспечивать организацию питания всех обучающихся не более чем в две перемены.
Таким образом, внесенными изменениями предусмотрена возможность организации питания обучающихся в три перемены.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2025 года и действует до 1 января 2027 года.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.08.2024 N 10
"О внесении изменения в санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28"
Зарегистрировано в Минюсте России 17.09.2024 N 79493.
Из санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" исключено требование, согласно которому во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных организациях количество мест в обеденном зале должно обеспечивать организацию питания всех обучающихся не более чем в две перемены.
Таким образом, внесенными изменениями предусмотрена возможность организации питания обучающихся в три перемены.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2025 года и действует до 1 января 2027 года.
ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Даны разъяснения по вопросу оборудования выходов из технических подполий
<Письмо> ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 22.05.2024 N ИГ-117-1132-13-4
"О применении нормативных документов"
Сообщается, что в соответствии с п. 4.2.12 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" для технического этажа или технического пространства площадью до 300 м2 допускается, как правило, предусматривать один эвакуационный выход, а на каждые последующие полные и неполные 2000 м2 площади следует предусматривать еще не менее одного выхода.
В технических подпольях эти выходы должны быть обособлены от выходов из здания и вести непосредственно наружу.
Исходя из указанного требования, выходы из технических подполий следует предусматривать только непосредственно наружу. Возможность проектирования указанных выходов через смежный технический этаж, расположенный на этом же уровне, нормативными документами по пожарной безопасности не оговорено.
Разъяснено, в каких случаях пожарные наружные лестницы и ограждения могут не окрашиваться
<Письмо> ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 13.09.2024 N ИГ-117-2019-12-4
"О разъяснении положений нормативных документов"
Сообщается, что в соответствии с п. 5.5 ГОСТ Р 53254-2009 "Лестницы пожарные наружные стационарные и ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний" конструкции наружных пожарных лестниц и их ограждений должны быть огрунтованы и окрашены, для их защиты от коррозии.
Конструкции наружных пожарных лестниц и их ограждений, выполненные из нержавеющей стали, грунтовать и окрашивать не обязательно.
<Письмо> ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 22.05.2024 N ИГ-117-1132-13-4
"О применении нормативных документов"
Сообщается, что в соответствии с п. 4.2.12 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" для технического этажа или технического пространства площадью до 300 м2 допускается, как правило, предусматривать один эвакуационный выход, а на каждые последующие полные и неполные 2000 м2 площади следует предусматривать еще не менее одного выхода.
В технических подпольях эти выходы должны быть обособлены от выходов из здания и вести непосредственно наружу.
Исходя из указанного требования, выходы из технических подполий следует предусматривать только непосредственно наружу. Возможность проектирования указанных выходов через смежный технический этаж, расположенный на этом же уровне, нормативными документами по пожарной безопасности не оговорено.
Разъяснено, в каких случаях пожарные наружные лестницы и ограждения могут не окрашиваться
<Письмо> ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 13.09.2024 N ИГ-117-2019-12-4
"О разъяснении положений нормативных документов"
Сообщается, что в соответствии с п. 5.5 ГОСТ Р 53254-2009 "Лестницы пожарные наружные стационарные и ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний" конструкции наружных пожарных лестниц и их ограждений должны быть огрунтованы и окрашены, для их защиты от коррозии.
Конструкции наружных пожарных лестниц и их ограждений, выполненные из нержавеющей стали, грунтовать и окрашивать не обязательно.