Новое о законопроектах: от первого чтения до подписания

23.06.2025

Документы, введенные в систему КонсультантПлюс: Законопроекты с 16 по 20 июня 2025 года

Законопроекты, принятые в первом чтении

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

 

Проект Федерального закона N 926231-8

"О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 10.06.2025)

 

Законопроект о защите религиозных символов принят в первом чтении.

Документ устанавливает запрет на использование изображений и иных форм воспроизведения культовых зданий и объектов, содержащих религиозные символы, без указанных символов в СМИ, в Интернете, при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, в государственных, муниципальных символах и знаках, в объявлениях, на вывесках и в рекламе.

 

Проект Федерального закона N 904085-8

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 10.06.2025)

 

Планируется создание системы межведомственного взаимодействия между МВД России и органами управления в сфере образования с целью эффективной адаптации и интеграции несовершеннолетних иностранных граждан.

Проект Закона вводит обязанность образовательных организаций передавать в МВД России сведения о приеме, отчислении и обращениях детей мигрантов. В ответ МВД России будет передавать в регионы данные о миграционном учете несовершеннолетних иностранных граждан (регистрации или снятии с учета по месту жительства/пребывания). Это позволит выявлять детей, не проходящих обучение в образовательных организациях, и обеспечивать им право на общее образование.

Обмен данными будет осуществляться через единую систему межведомственного электронного взаимодействия, правила работы которой установит Правительство РФ.

Также уточняется порядок учета результатов тестирования мигрантов на знание русского языка. Эти данные будут использоваться как основание для допуска детей к получению образования, а в перспективе - для подтверждения уровня интеграции иностранных граждан при подаче заявлений на получение российского гражданства.

 

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Проект Федерального закона N 756478-8

"О внесении изменения в статью 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 17.06.2025)

 

Штрафы за курение в детсадах и школах увеличат.

Сейчас в КоАП РФ нет отдельного состава административного правонарушения в виде запрета потребления никотинсодержащей продукции на территориях или в помещениях школ и детских садов. Подобные действия правонарушителей квалифицируются по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ, предусматривающей административный штраф в размере от 500 до 1500 рублей.

Авторы законопроекта предлагают за потребление табака, никотинсодержащей продукции или использование кальянов на территориях и в помещениях образовательных учреждений (в т.ч. дошкольных) установить штрафы в размере от 2000 до 3000 рублей. Благодаря этим мерам, по мнению разработчиков, планируется усилить профилактику правонарушений в данной сфере, а также снизить количество курящих детей и подростков.

 

Проект Федерального закона N 897314-8

"О внесении изменения в Федеральный закон "О техническом регулировании"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 10.06.2025)

 

Правительство РФ подготовило проект Закона, устанавливающий особенности технического регулирования в отношении средств индивидуальной защиты населения в области гражданской обороны, разработанных либо модифицированных для защиты от бактериологических (биологических) агентов и радиоактивных материалов, которые могут быть использованы в военных целях, от токсичных химических веществ, используемых в химическом оружии, специально разработанных для них компонентов (далее - СИЗ для населения).

В этой связи Минобороны России совместно с МЧС России наделяются полномочиями по установлению обязательных требований в отношении СИЗ для населения, а также процессов проектирования, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации такой продукции.

Функции по определению особенностей оценки соответствия указанной продукции, а также процессов ее проектирования, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации планируется возложить на Правительство РФ.

 

Проект Федерального закона N 882699-8

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 10.06.2025)

 

Законопроект разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 03.10.2024 N 43-П, признавшего п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ч. 5 ст. 28.2, п. 4 ч. 1 ст. 29.4 и ч. 1 и 2 ст. 29.9 КоАП РФ не соответствующими Конституции РФ, поскольку в случае выявления судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу отсутствия в протоколе об административном правонарушении подписи составившего его должностного лица данные законоположения на основании одного этого факта обязывают судью прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

Документом предусматривается:

- закрепление права судьи или иного субъекта административной юрисдикции выносить определение о возврате материалов дела об административном правонарушении на доработку в связи с выявленными недостатками;

- определение государственными органами перечня должностных лиц, уполномоченных обжаловать от их имени соответствующие процессуальные документы;

- возможность обжалования определений о возврате материалов дела на доработку в ускоренном порядке.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 

Проект Федерального закона N 854737-8

"О внесении изменений в статью 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 17.06.2025)

 

Работы по благоустройству территорий в городах будут проводиться быстрее. Парламентарии предложили соответствующие изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В настоящее время в ходе выполнения данных работ часто возникает потребность в изменении проектных решений, их объемов и видов, замене оборудования и материалов. Однако замена или добавление новых видов работ в контракте на благоустройство не допускаются, поэтому заказчику приходится расторгать действующий контракт и проводить дополнительную закупку, что в итоге приводит к увеличению сроков реализации проекта благоустройства.

Законопроект предлагает разрешить изменения существенных условий контракта на осуществление благоустройства при изменении объема или видов выполняемых работ не более чем на 10% от цены контракта.

Также планируется включить в перечень случаев, при которых допускается изменение существенных условий контрактов, закупку работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо Госкорпорацией "Роскосмос", либо госучреждением, ГУП, либо АО, 100% акций которого принадлежит Российской Федерации.

Изменить существенные условия контракта при его исполнении будет возможно и в случае, если при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительному контролю, изменяется срок выполнения работ по строительству, реконструкции, капремонту, в процессе которых проводятся работы по строительному контролю. При этом изменение срока исполнения такого контракта допускается на срок, не превышающий срок выполнения работ по строительству, реконструкции, капремонту, в процессе которых проводятся работы по строительному контролю.

 

ЖИЛИЩЕ

 

Проект Федерального закона N 718470-8

"О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 10.06.2025)

 

Бывшие члены семьи собственника аварийной квартиры получат жилье вне очереди.

Правительство РФ подготовило законопроект в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 25.04.2024 N 21-П "По делу о проверке конституционности части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Я.В. Штраус".

Согласно документу в рамках программ расселения аварийного жилищного фонда бывшие члены семьи собственника квартиры, отказавшиеся от приватизации, в случае ее изъятия для госнужд получат право на внеочередное предоставление жилья.

Это будет возможно при соблюдении двух обязательных условий: изымаемое жилье должно быть у них единственным, они должны быть приняты на учет в качестве нуждающихся. Квартира будет передаваться отказавшемуся от приватизации в пользование.

 

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

 

Проект Федерального закона N 902847-8

"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 18.06.2025)

 

Для совместителей будут дополнительные гарантии при увольнении с основной работы.

Правительственный законопроект разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 22.11.2024 N 54-П и поддержан Госдумой.

Документом предусматривается, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работникам, которые на день увольнения работали по совместительству и продолжили выполнение соответствующей работы после увольнения с основной работы, должны будут предоставляться гарантии, предусмотренные ст. 178 ТК РФ, т.е. выплата среднего месячного заработка за период трудоустройства.

 

ФИНАНСЫ

 

Проект Федерального закона N 886707-8

"О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 18.06.2025)

 

Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на снижение налоговой нагрузки на негосударственные пенсионные фонды и повышение эффективности господдержки формирования долгосрочных сбережений граждан.

Предлагается освободить от обложения НДС услуги по расчету размера дополнительных стимулирующих взносов по договорам долгосрочных сбережений, оказываемые администратором софинансирования в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" и правилами осуществления деятельности администратора софинансирования.

Также планируется освободить от НДС услуги, оказываемые администратором софинансирования и непосредственно связанные с услугами по расчету размера дополнительных стимулирующих взносов, при условии, что оказание таких услуг предусмотрено правилами осуществления деятельности администратора софинансирования.

 

Проект Федерального закона N 924067-8

"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 11.06.2025)

 

Правительственный законопроект об интеграции цифрового рубля в бюджетный процесс поддержан в первом чтении.

Документом, в частности, предусматриваются:

- введение нового понятия "счет цифрового рубля Федерального казначейства";

- наделение Банка России полномочиями по обслуживанию счета цифрового рубля Казначейства РФ и предоставлению услуг на платформе цифрового рубля без взимания платы;

- расширение полномочий Казначейства РФ в связи с внедрением цифрового рубля (представление распоряжения о переводе цифровых рублей со счета цифрового рубля Казначейства РФ);

- возможность участников системы казначейских платежей осуществлять расчеты с использованием цифрового рубля;

- особенности проведения операций с цифровым рублем, связанных с переводом цифровых рублей, пополнением счета цифрового рубля и перечислением в бюджеты бюджетной системы РФ доходов, поступивших в цифровых рублях;

- особенности исполнения федерального бюджета в 2025 г. с использованием счета цифрового рубля Казначейства РФ по ограниченному перечню расходов, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с Банком России.

 

Проект Федерального закона N 919131-8

"О внесении изменений в статью 126.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 102 и 126.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 11.06.2025)

 

Программу долгосрочных сбережений для граждан предлагают усовершенствовать.

Для этого Правительство РФ подготовило ряд изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ.

Чтобы мотивировать работодателей участвовать в формировании средств по программе долгосрочных сбережений в пользу своих работников, планируется учитывать сберегательные взносы работодателей в составе расходов для целей налогообложения прибыли и ограничить обложение страховыми взносами сберегательных взносов работодателей.

При определении минимального срока действия договора предусматривается зачет срока действия договора в случае перевода всех средств, отраженных на счете долгосрочных сбережений, в новый договор. Также предлагается ограничить количество заключенных договоров в пользу близких родственников.

Кроме того, для выравнивания условий налогообложения НДФЛ по "долгосрочным продуктам" планируется в отношении налоговой базы по доходам, полученным в виде выплат по договору долгосрочных сбережений, установить налоговую ставку на доходы физлиц в размере 13% или 15% в зависимости от суммы налоговых баз по аналогии с налоговой ставкой по НДФЛ в отношении страховых выплат по договорам страхования, выплат по пенсионному обеспечению, а также в отношении доходов по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на ИИС.

С 01.01.2025 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2023 N 631-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий новый вид страхования жизни - долевое страхование жизни (далее - ДСЖ). ДСЖ представляет собой комбинированный страховой продукт, предоставляющий страхователю страховую защиту и возможность инвестировать за счет направления части уплаченной страховой премии в выбранные активы (инвестиционные паи ПИФ) и получать доход в зависимости от их рыночной стоимости.

Проектом Закона предлагается распространить налоговый вычет на долгосрочные сбережения граждан на страховые взносы налогоплательщика по договорам страхования жизни и освободить от налогообложения выплаты по таким договорам, превышающим суммы внесенных страховых взносов, в пределах 30 млн. руб. по каждому такому договору при выполнении установленных условий.

 

Проект Федерального закона N 909036-8

"О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 11.06.2025)

 

Правительство РФ разработало законопроект, уточняющий полномочия ФНС России по анализу и оценке сведений о финансово-хозяйственной деятельности юрлица или иных имеющихся у налогового органа сведений о данном юрлице (далее - сведения), а также по формированию результатов такого анализа для их предоставления в виде выписки юрлицу или иному лицу по его запросу.

Так, закрепляются понятия анализа (оценки) сведений и результата такого анализа или оценки.

В случае направления иным лицом запроса о предоставлении выписки с результатами оценки сведений о юрлице такая выписка сначала предоставляется юрлицу, сведения о котором подвергались оценке.

Юрлицо, несогласное с содержащимися в выписке результатами оценки, сможет направить заявление об их корректировке с приложением документов, подтверждающих ее обоснованность.

Определяются сроки направления юрлицом указанного заявления, осуществления налоговым органом корректировки, а также срок направления выписки с результатами оценки сведений о юрлице иному лицу, направившему запрос.

На ФНС России будут возложены полномочия по утверждению методики проведения оценки сведений о юрлице, порядка направления запроса о проведении оценки и предоставления ее результатов, форм (форматов) запроса и выписки с результатами проведенной оценки.

 

Проект Федерального закона N 877249-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 11.06.2025)

 

Банки с базовой лицензией получат право торговать ценными бумагами второго уровня.

Стадию первого чтения прошел законопроект, предоставляющий банкам с базовой лицензией возможность торговать ценными бумагами, включенными в котировальный список второго уровня, в т.ч. на площадке организатора торгов, в капитале которого не обязательно участие Банка России.

Кроме того, в целях устранения избыточной административной нагрузки на небанковские кредитные организации документ исключает для небанковских кредитных организаций часть обязанностей по раскрытию информации и назначению отдельного руководителя службы внутреннего контроля.

 

Проект Федерального закона N 853141-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 21 Федерального закона "О бухгалтерском учете"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 11.06.2025)

 

Госдума приняла в первом чтении законопроект, упрощающий деятельность кредитных потребительских кооперативов (в т.ч. сельскохозяйственных). Предлагается освободить их от обязанности применять нормативные акты Банка России в части бухгалтерского учета и отчетности.

Это касается только тех кооперативов, которые не совмещают свою деятельность с деятельностью иной некредитной финансовой организации, жилищных накопительных кооперативов.

Проект устраняет дублирование регулирования в области бухгалтерского учета и снижает административную нагрузку на указанные кооперативы.

 

Проект Федерального закона N 899977-8

"О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 10.06.2025)

 

Участников СВО и членов их семей освободят от уплаты госпошлины при обращении в суд.

Парламентарии подготовили изменение в Налоговый кодекс РФ, расширяющее перечень льгот для указанной категории граждан.

Так, предлагается участников СВО освободить от уплаты госпошлины при рассмотрении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, а членов их семей - при рассмотрении дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Проектом устанавливается перечень документов, на основании которых будут предоставляться указанные льготы.

 

Проект Федерального закона N 878698-8

"О внесении изменения в статью 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 10.06.2025)

 

Близким родственникам предоставят льготу при нотариальном удостоверении договоров дарения недвижимости.

Поскольку с 13.01.2025 нотариальное удостоверение договоров дарения недвижимости между гражданами является обязательным, парламентарии выступили с инициативой о предоставлении льготы по оплате нотариального удостоверения договоров дарения недвижимого имущества, заключаемых между лицами, которые признаются близкими родственниками в соответствии с семейным законодательством.

Согласно проекту в таких случаях стороны подлежат освобождению от уплаты 50% госпошлины.

 

Проект Федерального закона N 861621-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в статью 28 Федерального закона "О рекламе"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 10.06.2025)

 

Парламентарии подготовили законопроект, направленный на совершенствование действующих механизмов эксперимента по партнерскому финансированию.

Срок проведения эксперимента будет продлен до 01.09.2028.

Планируется расширить перечень сделок (операций) партнерского финансирования, которые вправе осуществлять участники эксперимента, включив операции (сделки) взаимного страхования имущественных интересов членов обществ взаимного страхования, открытия и ведения банковских счетов физических и юридических лиц, осуществления переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам.

Также расширяются основания отказа во внесении сведений о заявителе в реестр участников эксперимента и исключения сведений об участнике эксперимента из реестра участников эксперимента, в т.ч. при наличии признаков отсутствия его финансовой устойчивости.

Определяется механизм разработки и утверждения стандартов партнерского финансирования Комитетом по стандартам, создаваемым ассоциацией кредитных организаций с привлечением участников эксперимента. При этом предусматривается представление разработанных и утвержденных стандартов на согласование в Банк России.

Кроме того, предлагается ввести требования к рекламе деятельности участников эксперимента.

По мнению разработчиков, принятие проекта позволит обеспечить корректное и единообразное применение правил партнерского финансирования и повысить прозрачность, эффективность и привлекательность инструментов партнерского финансирования, в т.ч. для иностранных инвесторов, включая страны - члены Организации исламского сотрудничества.

 

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА

 

Проект Федерального закона N 926110-8

"О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 10.06.2025)

 

Студентам-непедагогам разрешат преподавать в школе.

Группа депутатов подготовила законопроект, устанавливающий, что к педагогической деятельности в рамках начального общего, основного общего и среднего общего образования могут допускаться учащиеся любых вузов и направлений. При этом обязательным является соблюдение трех условий:

- студент успешно прошел промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения;

- претендент на должность учителя успешно освоил программу профессиональной переподготовки по направлению "Образование и педагогические науки";

- профиль образования студента соответствует предмету, который он будет преподавать.

Соответствие образовательной программы высшего образования направленности основной общеобразовательной программы будет определяться работодателем.

По мнению разработчиков, данное нововведение позволит сократить дефицит учителей (прежде всего, математики, физики и прочих точных наук), а также будет способствовать трудоустройству студентов.

 

Проект Федерального закона N 840194-8

"О внесении изменений в статьи 15 и 20.2 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статьи 2 и 5.2 Федерального закона "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 17.06.2025)

 

Парламентарии предлагают создать единый ресурс для мониторинга объектов культурного наследия, нуждающихся в восстановлении (далее - портал ОКН).

Планируется, что портал ОКН будет включать сведения о расположенных во всех регионах России объектах культурного наследия, которые нуждаются в восстановлении, сведения об их месте нахождения и инвестиционном потенциале, охранных обязательствах и ограничениях использования, а также аналитические и статистические материалы о состоянии объектов культурного наследия и ходе работ по их сохранению.

Создание портала ОКН будет осуществлено на базе единой информационной системы жилищного строительства (далее - ЕИСЖС), оператором которой является АО "ДОМ.РФ". ЕИСЖС предлагается рассматривать как информационный ресурс, предназначенный для размещения сведений не только в сфере жилищного строительства, но и в сфере создания комфортных условий для проживания наших граждан в целом.

Законопроектом определяются требования к размещению сведений об объектах культурного наследия в ЕИСЖС, включая обязанность уполномоченных органов предоставлять необходимую информацию о таких объектах. При этом предусматривается возможность использования в ЕИСЖС сведений об объектах культурного наследия, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

ЕИСЖС будет содержать информацию только о тех объектах культурного наследия, которые находятся в неудовлетворительном состоянии или состояние которых потенциально может быть признано неудовлетворительным. Полномочиями по определению требований к объектам культурного наследия, сведения о которых должны размещаться в ЕИСЖС, наделят Правительство РФ.

Кроме того, в ЕИСЖС планируется размещать сведения о реализуемых мероприятиях, направленных на сохранение или вовлечение в хозяйственный оборот объектов культурного наследия, а также о предлагаемых мерах по поддержке лиц, осуществляющих указанные мероприятия, которые будут предоставляться органами исполнительной власти и иными организациями, уполномоченными на осуществление соответствующих мероприятий и предоставление соответствующих мер поддержки.

По мнению разработчиков, принятие проекта Закона позволит повысить информированность потенциальных инвесторов и общественности об объектах, нуждающихся в восстановлении, о возможных мерах поддержки проектов по их сохранению и привлечь инвесторов для реализации таких проектов, что в результате повысит эффективность мероприятий, направленных на сохранение объектов культурного наследия.

 

Проект Федерального закона N 828277-8

"О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 10.06.2025)

 

Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий равные условия для победителей и призеров олимпиад, выполняющих задачи военной службы, в т.ч. при участии в боевых действиях по защите государства, и лиц, продолжающих обучение, при поступлении в образовательные организации высшего образования.

Из срока действия результатов олимпиад школьников, дающих право на прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и специалитета, предлагается исключить периоды прохождения срочной службы, военной службы по мобилизации, по контракту, участия в СВО, в т.ч. в организациях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, участия в действиях по отражению вооруженного вторжения или провокации на границе РФ и в приграничных территориях субъектов РФ.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

 

Проект Федерального закона N 853425-8

"О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 10.06.2025)

 

МВД России сможет разрабатывать показатели эффективности автошкол.

Правительство РФ подготовило законопроект, предусматривающий разработку перечня показателей, критериев и периодичности оценки эффективности результатов реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.

Указанными полномочиями планируется наделить МВД России.

Сведения о показателях результатов деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, будут размещаться в сети Интернет в целях обеспечения гражданам открытого к ним доступа и формирования ими мнения о качестве подготовки в конкретной автошколе.

 

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

 

Проект Федерального закона N 889124-8

"О внесении изменений в статью 243.4 Уголовного кодекса Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 11.06.2025)

 

Проект Закона направлен на повышение уровня уголовно-правовой охраны воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или его интересов либо посвященных дням воинской славы России.

Предлагается установить в ст. 243.4 УК РФ ответственность за осквернение воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или его интересов либо посвященных дням воинской славы России.

 

Проект Федерального закона N 863746-8

"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 11.06.2025)

 

Законопроект подготовлен в целях унификации особенностей производства по уголовным делам частного обвинения, подсудным мировым судьям, районным судам, гарнизонным военным судам, а также восполнения имеющегося правового пробела в части регламентации действий судьи районного суда по заявлению о возбуждении дела частного обвинения.

В частности, предлагается:

- закрепить, что судебное разбирательство по уголовным делам, подсудным мировому судье, должно быть начато не ранее 3 суток и не позднее 14 суток со дня поступления уголовного дела;

- установить, что производство по уголовным делам частного обвинения будет осуществляться не только мировым судьей, но и районными (гарнизонными военными) судами;

- уточнить порядок обжалования судебных решений мирового судьи и иных судов общей юрисдикции;

- из УПК России исключить ряд дублирующих положений.

 

ПРАВОСУДИЕ

 

Проект Федерального закона N 902782-8

"О внесении изменений в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 11.06.2025)

 

Законопроект подготовлен в целях устранения правового пробела, связанного с отсутствием в УК РФ и УПК РФ понятия цифровой валюты.

Несмотря на то, что в ряде федеральных законов цифровая валюта уже признана имуществом, отсутствие соответствующего статуса в уголовном законодательстве затрудняет квалификацию преступлений, обеспечение конфискации и ареста цифровой валюты.

Предлагается признать цифровую валюту имуществом для целей уголовного и уголовно-процессуального права, а также регламентировать действия сотрудников полиции при ее обнаружении. В частности, вводится возможность физического изъятия носителя с кодами доступа к цифровой валюте, а также возможность перевода цифровой валюты на специальный "адрес-идентификатор", обеспечивающий ее сохранность.

Также уточняется механизм ареста цифровой валюты. Он будет заключаться в запрете любых операций с цифровой валютой, что исключит проведение операций с ней третьими лицами. Все процедуры, включая перевод цифровой валюты, ее учет и хранение, планируется дополнительно регламентировать нормативными актами Правительства РФ.

 

Проект Федерального закона N 897328-8

"О внесении изменений в статьи 105 и 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 10.06.2025)

 

Законопроект подготовлен в целях исключения рисков возникновения задолженности по исполнительскому сбору у должников-бюджетополучателей.

Так, предлагается отменить взыскание исполнительского сбора в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по требованиям неимущественного характера в отношении должника - органа госвласти, местного самоуправления, государственного (муниципального) казенного учреждения.

 

Внесенные законопроекты

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

 

Проект Федерального закона N 944763-8

"О внесении изменений в статью 38 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 941942-8

"О внесении изменения в статью 346.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 941320-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 62 и 63 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 11.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 941255-8

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 11.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 940870-8

"О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 11.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 940862-8

"О внесении изменений в статьи 6 и 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 11.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 940592-8

"О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 940580-8

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 940568-8

"О внесении изменений в статьи 81 и 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 940316-8

"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 940253-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 940107-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 940069-8

"О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 940053-8

"О внесении изменения в статью 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 939364-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в части усиления ограничений на розничную торговлю безалкогольными тонизирующими напитками в социально значимых местах и вблизи образовательных учреждений"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 938738-8

"О внесении изменения в статью 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 938736-8

"О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 938728-8

"О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О кредитных историях" и статьи 4 и 11 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 938726-8

"О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 938709-8

"О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 938632-8

"О внесении изменений в статью 106 Воздушного кодекса Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 938491-8

"О внесении изменений в статьи 1, 19.5 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 937549-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 06.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 936979-8

"О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 06.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 936824-8

"О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 06.06.2025)

 

Законопроекты, не внесенные в ГД ФС РФ

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ (НВЗП)

 

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в статьи 5 и 14 Федерального закона "О биологической безопасности в Российской Федерации"

(подготовлен Минздравом России, ID проекта 02/04/06-25/00157500)

(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 11.06.2025)

 

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения"

(подготовлен Минздравом России, ID проекта 02/04/06-25/00157484)

(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 11.06.2025)

 

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

(подготовлен Минцифры России, ID проекта 02/04/06-25/00157467)

(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 11.06.2025)

 

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке" и статью 18.1 Федерального закона "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(подготовлен Росреестром, ID проекта 02/04/06-25/00157327)

(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.06.2025)

 

Проект Федерального закона N 8-734

"О внесении изменения в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"

(подготовлен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга)

(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 04.04.2025)