Новое о законопроектах: от первого чтения до подписания

17.11.2023

Документы, введенные в систему КонсультантПлюс: Законопроекты с 13 по 17 ноября 2023 года

Законопроекты, принятые в первом чтении
 
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
 
Проект Федерального закона N 452648-8
"О внесении изменений в статью 105.26 части первой и статью 176.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 09.11.2023)
 
Проект Федерального закона N 452658-8
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 09.11.2023)
 
Госдума РФ одобрила в первом чтении пакет законопроектов, направленный на стимулирование предпринимательства на территориях опережающего развития (далее - ТОР) в России.
Проект N 452658-8 вносит изменения в Земельный кодекс РФ, Федеральные законы "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", "О свободном порте Владивосток", "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".
В соответствии с проектируемыми нормами срок, в течение которого орган местного самоуправления обязан выдавать градостроительный план земельного участка, сократят до 10 рабочих дней.
Технические условия, выдаваемые управляющей компании и резидентам ТОР для подключения объектов капстроительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также требования и условия, подлежащие обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капремонта существующих линейных объектов, будут действовать 5 лет.
Законопроект уточняет порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам Арктической зоны РФ в аренду без проведения торгов. Субъекты РФ наделят полномочиями по определению видов экономической деятельности, для осуществления которых такие земельные участки не могут быть предоставлены без проведения торгов резидентам Арктической зоны РФ.
Авторы законодательной инициативы предлагают скорректировать требования к анализируемому периоду по задолженности лица, подавшего заявку на получение статуса резидента ТОР, резидента свободного порта Владивосток или резидента Арктической зоны РФ.
Согласно действующему законодательству у заявителя на момент подачи соответствующей заявки не должно иметься задолженности за прошедший календарный год, что не отражает фактическое состояние расчетов заявителя с бюджетом. В случае наличия задолженности в начале года заявитель вынужден ждать наступления следующего года, открывать новую компанию либо увеличивать размер уставного капитала. В этой связи планируют учитывать состояние расчетов заявителя с бюджетом по состоянию на первое число месяца, в котором подается заявка.
Проект N 452648-8 направлен на совершенствование механизма предоставления налоговых льгот резидентам преференциальных режимов Дальнего Востока и Арктики.
Так, предлагают исключить применение суммовых критериев для перехода на налоговый мониторинг для организаций, получивших статус резидента соответствующего преференциального режима.
Также из НК РФ исключат положения, касающиеся предоставления поручительств управляющей компании в целях применения заявительного порядка возмещения НДС резидентами ТОР и свободного порта Владивосток.
 
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
 
Проект Федерального закона N 289603-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 09.11.2023)
 
Законопроект закрепляет гарантии прав кредиторов, не являющихся участниками долевого строительства, при передаче земельных участков иным лицам для достройки объектов незавершенного строительства.
Правительство РФ подготовило данный документ во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 21.07.2022 N 34-П, признавшего неконституционными отдельные положения Федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно проекту кредиторы, не являющиеся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, чьи требования не удовлетворены в деле о банкротстве застройщика, предъявляют свои требования к ППК "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) или фонду субъекта РФ в размере, установленном ст. 201.14 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Помимо этого, проект устанавливает гарантии погашения требований кредиторов второй и последующих очередностей удовлетворения текущих платежей.
Предусматривается, что требования кредиторов, не являвшихся участниками строительства, по обязательствам, которые были обеспечены залогом прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, чьи требования не удовлетворены в деле о банкротстве, подлежат удовлетворению Фондом или фондом субъекта РФ независимо от того, завершено ли производство по делу о банкротстве застройщика на момент вступления в силу законопроекта, в т.ч. вне рамок дела о банкротстве застройщика.
При этом в случае получения указанными лицами полного или частичного удовлетворения своих требований в ходе процедуры, применяемой в деле о банкротстве застройщика, либо полного или частичного удовлетворения своих требований Фондом или фондом субъекта РФ вне рамок дела о банкротстве застройщика сумма соответствующей выплаты подлежит соразмерному уменьшению.
Кредиторам, не являющимся участниками строительства, по обязательствам, которые были обеспечены залогом, предоставляется право не позднее 90 дней со дня вступления в силу законопроекта предъявить требования к Фонду или фонду субъекта РФ в размере, установленном ст. 201.14 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", если производство по делу о банкротстве застройщика возбуждено до дня вступления в силу законопроекта и на дату вступления в силу осуществлена передача имущества и обязательств. Фонд или фонд субъекта РФ производят расчеты с указанными кредиторами в размере предъявленных требований в срок не позднее 60 дней со дня получения соответствующего требования.
 
Проект Федерального закона N 445620-8
"О внесении изменения в часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 08.11.2023)
 
Правительство РФ в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 23.03.2023 N 9-П планирует урегулировать деятельность по краткосрочному найму жилых помещений.
Так, устанавливается, что собственник вправе предоставлять в пользование жилое помещение, в т.ч. сдавать квартиру посуточно, только при условии соблюдения прав и законных интересов соседей, правил пользования жилыми помещениями, а также правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, закрепляется право собственника предоставлять гражданину во владение и пользование жилое помещение на основании договора краткосрочного найма.
 
Проект Федерального закона N 452647-8
"О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 07.11.2023)
 
В целях защиты интересов российских грузовладельцев и судовладельцев при возникновении внешних неблагоприятных условий Правительство РФ предложило установить особенности вывоза грузов из морских портов Российской Федерации. Соответствующий законопроект прошел стадию первого чтения.
Вывоз грузов из морских портов Российской Федерации будет осуществляться с использованием в приоритетном порядке судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.
Росморречфлот будет наделен полномочиями по организации и обеспечению функционирования информационной системы организации вывоза грузов из морских портов Российской Федерации. В этой системе отправители грузов смогут размещать свои заявки, а судовладельцы - предложения.
Контроль за исполнением требования о приоритетном использовании российских судов будет осуществлять капитан морского порта. При этом капитан морского порта вправе отказать в выдаче разрешения на выход иностранного судна из морского порта в случае, если отправитель не получил в системе вывоза грузов права на вывоз груза на таком судне.
 
СЕМЬЯ
 
Проект Федерального закона N 419851-8
"О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.11.2023)
 
Парламентарии выступили с инициативой о предоставлении материнского капитала только для детей с гражданством Российской Федерации по рождению.
Согласно законопроекту право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ со дня рождения, у лиц, имеющих гражданство РФ на момент рождения ребенка, независимо от места их жительства.
В целях исключения случаев отказов в предоставлении права на маткапитал данная норма не будет распространяться на граждан новых субъектов РФ, постоянно проживавших на указанных территориях по состоянию на день их принятия в Российскую Федерацию.
 
ЖИЛИЩЕ
 
Проект Федерального закона N 441537-8
"О внесении изменений в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 08.11.2023)
 
Правительство РФ в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 N 20-П планирует предоставлять вне очереди жилые помещения по договорам соцнайма не только нанимателям жилых помещений по договорам соцнайма в случае, если их единственные жилые помещения признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, но и собственникам таких жилых помещений.
Исключение составят только те собственники единственных жилых помещений, в отношении которых принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
 
ФИНАНСЫ
 
Проект Федерального закона N 471073-8
"О внесении изменений в статью 10.2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 07.11.2023)
 
В первом чтении принят правительственный законопроект, позволяющий открывать индивидуальные инвестиционные счета (далее - ИИС-III) с более гибкими условиями.
Управляющую компанию паевого инвестиционного фонда (далее - УК ПИФ) наделят правом открывать и вести ИИС-III, на которых можно будет учитывать инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов (далее - ПИФ), находящихся под управлением такой УК ПИФ, и денежные средства, передаваемые в оплату таких паев или полученные при их погашении. При этом на начальном этапе планируют предоставить УК ПИФ право на открытие и ведение ИИС-III только в отношении открытых ПИФ.
Физлицо сможет одновременно являться стороной трех договоров с профессиональными участниками рынка ценных бумаг (УК ПИФ) без ограничения по сумме денежных средств, которые могут быть переданы по таким договорам на ведение ИИС-III.
При этом законодатели предлагают исключить возможность перевода активов с одного ИИС-III на другой ранее открытый ИИС-III, на котором уже учитываются какие-либо активы.
Граждане смогут полностью или частично потребовать возврата учтенных на его ИИС-III денежных средств без прекращения договора при возникновении особой жизненной ситуации после заключения такого договора на ведение ИИС-III. Перечень документов, которые должны быть предоставлены инвестором профессиональному участнику рынка ценных бумаг (УК ПИФ) в случае возникновения особой жизненной ситуации, и требования к ним установит Банк России.
Правительство РФ определит критерии ценных бумаг, в т.ч. ценных бумаг иностранных эмитентов, приобретение которых не допускается за счет имущества, учитываемого на индивидуальном инвестиционном счете.
Согласно законопроекту перечисление доходов и выплат, вытекающих из договоров, заключенных на основании договора на ведение ИИС-III, не на ИИС-III не допускается.
 
Проект Федерального закона N 462670-8
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 07.11.2023)
 
Рассматриваемый законопроект закрепляет новые виды налоговых вычетов по НДФЛ на долгосрочные сбережения граждан, а также условия их предоставления.
Вычет будет предоставляться при перечислении пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, сберегательных взносов по договорам долгосрочных сбережений, заключенным с негосударственным пенсионным фондом, а также взносов на индивидуальный инвестиционный счет, открытый с 1 января 2024 года.
Вышеуказанные налоговые вычеты в сумме уплаченных пенсионных (сберегательных) взносов и внесенных на индивидуальный инвестиционный счет денежных средств будут предоставляться в совокупности в пределах 400 тыс. руб. в год.
Ключевым условием для вычета выступает долгосрочный характер вложений граждан на срок до 10 лет и больше.
Проект предусматривает исключение инвестиционного налогового вычета по НДФЛ в отношении доходов от продажи ценных бумаг иностранных эмитентов, кроме ценных бумаг иностранных эмитентов, зарегистрированных в государстве - члене ЕАЭС.
 
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 
Проект Федерального закона N 452646-8
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 08.11.2023)
 
В целях оптимизации порядка реализации решений о комплексном развитии территорий Правительство РФ предлагает:
- уравнять в правах при реализации отдельных этапов комплексного развития территории юрлиц, обеспечивающих реализацию решения о комплексном развитии территории, с лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории;
- установить возможность осуществления комплексного развития территории в соответствии с ранее утвержденной, не потерявшей свою актуальность документацией по планировке территории, подготовка и утверждение которой осуществлялись не в рамках осуществления комплексного развития территории;
- предусмотреть синхронизацию реализации проектов комплексного развития территорий с программами комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур поселений, муниципальных и городских округов. При этом допускается возможность подготовки документации по планировке одновременно с подготовкой изменений в соответствующие программы, а ее утверждение до утверждения таких изменений в данные программы;
- ввести положения о возможности применения в рамках осуществления комплексного развития территорий положений, предусмотренных ст. 52.2 ГрК РФ, для осуществления мероприятий по переустройству или выносу (переносу) сетей инженерно-технического обеспечения, относящихся к категории линейных объектов;
- разрешить принимать на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об исключении многоквартирного дома из решения о комплексном развитии территории только до дня принятия решения о проведении торгов (конкурса или аукциона) на право заключения договора о комплексном развитии территории жилой застройки;
- размещать в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов РФ решение о комплексном развитии территории, договор о комплексном развитии территории и иные сведения, документы, материалы, согласованные, выданные, утвержденные в рамках осуществления комплексного развития территории.
 
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
 
Проект Федерального закона N 462657-8
"О внесении изменения в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 09.11.2023)
 
Проект разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 28.04.2023 N 22-П, согласно которому отказ проверяемому лицу в праве на фотографирование и выписку сведений из материалов таможенной проверки является незаконным.
В связи с этим законодатели предлагают закрепить порядок ознакомления проверяемого лица (его представителя) с материалами таможенной проверки путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий с использованием личных технических средств, предназначенных для копирования (фотографирования). Исключения составят сведения, содержащие государственную тайну, коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну.
При этом результаты такого ознакомления будут фиксироваться в акте об ознакомлении с материалами таможенной проверки, форму которого утвердит ФТС России.
 
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
 
Проект Федерального закона N 450842-8
"О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 09.11.2023)
 
Документ разработан в целях развития круизного туризма на территории Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации.
Авторы проекта предлагают отменить правила пограничного режима для российских круизных судов, их пассажиров и членов экипажа в случае захода в порты или пункты, расположенные в Арктике и на Дальнем Востоке.
При этом необходимо будет направить в пограничные органы уведомление, содержащее сведения о маршруте, пассажирах и членах экипажа судна. Порядок подачи уведомления определит Правительство РФ.
Принятие законопроекта, как полагают его разработчики, существенно упростит порядок осуществления туристской деятельности российскими круизными судами, повысит интерес со стороны бизнеса к указанной сфере деятельности, позволит уменьшить стоимость туристских продуктов для потребителей ввиду появления у туроператоров, круизных компаний и операторов круизных судов возможности планировать круизные туры на более продолжительный срок и продавать круизные туры заблаговременно.
 
ПРАВОСУДИЕ
 
Проект Федерального закона N 451178-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 09.11.2023)
 
Правительство РФ предложило законопроект о создании реестра лиц, обязанных уплачивать алименты, который будет частью банка данных в исполнительном производстве ФССП России.
В реестр должников по алиментным обязательствам планируют включать сведения о должниках, привлеченных к административной и уголовной ответственности, а также находящихся в розыске. Такие сведения будут общедоступными, пока должник полностью не погасит задолженность.
Для получения актуальной информации о трудоустройстве должников ФССП России будет взаимодействовать с СФР в автоматическом режиме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит повысить эффективность правового воздействия на лиц, которые уклоняются от выплаты средств на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей.
 
Внесенные законопроекты
 
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
 
Проект Федерального закона N 483486-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.11.2023)
 
Проект Федерального закона N 482655-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.11.2023)
 
Проект Федерального закона N 481609-8
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.11.2023)
 
Проект Федерального закона N 481602-8
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.11.2023)
 
Проект Федерального закона N 481594-8
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.11.2023)
 
Проект Федерального закона N 481586-8
"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.11.2023)
 
Проект Федерального закона N 481272-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.11.2023)
 
Проект Федерального закона N 480923-8
"О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.11.2023)
 
Проект Федерального закона N 480453-8
"О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 08.11.2023)
 
Проект Федерального закона N 480447-8
"О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налога на доходы физических лиц работающих пенсионеров)"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 08.11.2023)
 
Проект Федерального закона N 480065-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления возраста, по достижении которого устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 08.11.2023)
 
Проект Федерального закона N 479514-8
"О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 08.11.2023)
 
Проект Федерального закона N 477860-8
"О внесении изменений и дополнений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.11.2023)
 
Проект Федерального закона N 477775-8
"О внесении изменений в статью 20 Лесного кодекса Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.11.2023)
 
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ
 
Проект Федерального закона N 481569-8
"О льготном ипотечном кредитовании граждан Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.11.2023)
 
Проект Федерального закона N 479240-8
"О семейном сертификате на покупку автомобиля"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 08.11.2023)
 
Законопроекты, не внесенные в ГД ФС РФ
 
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
 
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
(подготовлен Рособрнадзором, ID проекта 02/04/11-23/00143368)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.11.2023)