Новое о законопроектах: от первого чтения до подписания
20.01.2025
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Проект Федерального закона N 748493-8
"О внесении изменений в статью 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 15.01.2025)
Законопроект подготовлен в целях совершенствования противодействия административным правонарушениям на железнодорожном транспорте и в метрополитене.
Устанавливается административная ответственность за повреждение объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и метрополитена, а также за повреждение ограждений вдоль железнодорожных путей.
За совершение указанных правонарушений в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо Московской или Ленинградской области предусматривается наложение административного штрафа в повышенном размере: на граждан в размере от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 5 тыс. руб. до 7 тыс. руб.
Кроме того, вводится административная ответственность за переход через железнодорожные пути по пешеходному переходу, железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора.
Проект Федерального закона N 727374-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 15.01.2025)
В первом чтении принят законопроект об упрощении процедур включения субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр МСП) и уточнении его содержания.
Проектом предлагается:
- не относить к вновь созданным юрлицам субъекты МСП, преобразованные из одной организационно-правовой формы в другую;
- установить, что вновь созданными юрлицами и ИП будут считаться те хозяйствующие субъекты, которые созданы (включены в государственные реестры) в период с 1 декабря предшествующего календарного года по 31 мая года, следующего за текущим календарным годом;
- включать в реестр МСП данные не только об ИНН, но и об ОГРН;
- исключить из реестра МСП указание на то, что информация об участии субъекта МСП в государственных закупках отражается только за предшествующий календарный год.
Проект Федерального закона N 517404-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 15.01.2025)
Рассматриваемый законопроект подготовлен в целях совершенствования национальной системы стандартизации, а также повышения качества и безопасности продукции, произведенной по стандартам организации, техническим условиям (далее - СТО/ТУ).
Так, устанавливается, что в случае публичного заявления о соответствии продукции СТО/ТУ его применение будет являться обязательным для изготовителя и (или) исполнителя, а сам документ должен быть зарегистрирован в Федеральном информационном фонде стандартов.
На официальном сайте Росстандарта предлагается обеспечить свободный доступ ко всем национальным и предварительным стандартам.
Полномочия по определению порядка проведения экспертизы СТО/ТУ и их проектов планируется возложить на Росстандарт.
Проект Федерального закона N 762880-8
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.01.2025)
Законопроект разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2024 N 24-П, согласно которому Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя принять меры по устранению неопределенности в вопросе о территориальной подсудности обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного административной комиссией, созданной в соответствии с законом субъекта РФ.
В связи с этим Правительство РФ предлагает признать утратившей силу норму об обжаловании в районном суде по месту рассмотрения дела об административном правонарушении постановления, вынесенного иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Проект Федерального закона N 758161-8
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.01.2025)
Законодательство о некоммерческих организациях (далее - НКО) предлагают привести в соответствие с Гражданским кодексом РФ. Соответствующий законопроект прошел стадию первого чтения.
В частности, в специальных федеральных законах, регулирующих деятельность НКО, термин "предпринимательская деятельность" планируют заменить термином "приносящая доход деятельность".
Кроме того, из профильных законов ("Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и др.) положения об общественном фонде, органе общественной самодеятельности, общественном учреждении и некоммерческом партнерстве исключат в связи с тем, что данные организации не являются отдельными организационно-правовыми формами НКО.
В целях исключения правовой неопределенности Минюст России разработает информационные письма (материалы) с пояснениями о применении норм ГК РФ к общественным фондам, органам общественной самодеятельности, общественным учреждениям и некоммерческим партнерствам.
СЕМЬЯ
Проект Федерального закона N 801970-8
"О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.01.2025)
Действие программы материнского (семейного) капитала будет продлено.
Депутаты поддержали правительственный законопроект, предусматривающий продление срока действия Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" до 31.12.2030.
Программа материнского (семейного) капитала продлевается до 2030 г. включительно, при этом сохраняется круг лиц, подпадающих под ее действие.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Проект Федерального закона N 738803-8
"О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 15.01.2025)
Законопроект разработан в целях совершенствования механизма восстановления нарушенных трудовых прав граждан в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
Предлагается установить, что государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел об отказе работодателя в заключении трудового договора, нарушающего гарантии, установленные ТК РФ, о восстановлении на работе, взыскании заработка, в т.ч. за время вынужденного прогула, о компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя.
ФИНАНСЫ
Проект Федерального закона N 804702-8
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 15.01.2025)
Законопроект разработан для создания механизмов противодействия заключению договоров потребительского кредита и осуществлению операций с использованием денежных средств клиента без добровольного согласия или с согласия, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием.
Изменения вносятся в несколько Федеральных законов: "О банках и банковской деятельности", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О потребительском кредите (займе)", "О национальной платежной системе" и "О кредитных историях".
Разработчики проекта предлагают обязать кредитные организации и микрофинансовые организации осуществлять мероприятия по противодействию мошенническим действиям по изъятию обманом у граждан денежных средств.
Предусматривается введение "периода охлаждения" заемщика, когда в рамках потребительского кредитования кредитор сможет передать заемщику денежные средства минимум через 4 часа для сумм от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. и минимум через 48 часов - для сумм свыше 200 тыс. руб. Для добросовестного кредитора по решению Банка России такие требования могут быть изменены или не применяться. Однако, если в течение одного квартала у такого кредитора неоднократно будут выявлены факты выдачи кредитов без согласия клиента, Банк России вправе снова ввести требования по "периоду охлаждения" этому кредитору.
Вводится обязанность кредитной организации ограничивать внесение денежных средств на банковский счет через вновь токенизированную (цифровую) платежную карту на общую сумму более 50 тыс. руб. в течение 48 часов с момента выпуска такой карты, поскольку этот способ является основным каналом перечисления денежных средств злоумышленникам. Планируется, что данное требование будет обязательно к выполнению всеми кредитными организациями.
Также законопроект предлагает проводить обмен информацией между кредиторами и бюро кредитных историй в онлайн-режиме. В рамках такого обмена кредитор будет обязан в режиме реального времени передавать или запрашивать определенный перечень информации из всех квалифицированных бюро кредитных историй.
В отношении микрофинансовых организаций планируется установить обязанность зачислять денежные средства только при условии совпадения сведений о заемщике и получателе денежных средств. Также планируется, что Банк России будет предоставлять микрофинансовым организациям по аналогии с банками доступ к своей базе данных о мошеннических операциях.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА
Проект Федерального закона N 680178-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 15.01.2025)
Законодатели предлагают упростить порядок содержания объектов культурного наследия (далее - ОКН).
В частности, предлагается ввести обязанность для собственников ОКН уведомлять органы охраны ОКН о планируемых работах с указанием их видов, объемов и сроков проведения. Определяется исчерпывающий перечень видов работ по содержанию ОКН, осуществляемых в упрощенном порядке.
Работы по содержанию ОКН, осуществляемые в упрощенном порядке, должны будут проводиться без изменения их внешнего облика, в т.ч. цветового решения фасадов, планировочных и конструктивных решений и структур, интерьеров памятников истории и культуры.
Кроме того, предусматривается осуществление органами ОКН государственного контроля (надзора) за проведением и результатом таких работ.
В случае отсутствия у ОКН владельцев право осуществлять работы по их содержанию, не касающиеся предмета охраны, получат волонтеры.
Как отмечают авторы законопроекта, упрощение порядка проведения работ по содержанию ОКН, не затрагивающих их предмет охраны позволит владельцам памятников истории и культуры существенно сократить финансовые и временные затраты на проведение таких работ и будет способствовать заинтересованности правообладателей ОКН поддерживать принадлежащие им памятники истории и культуры в надлежащем техническом состоянии.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Проект Федерального закона N 656001-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.01.2025)
Студенты колледжей и техникумов смогут отправляться на экскурсии и в путешествия за счет региональных бюджетов.
В настоящее время органы государственной власти субъектов РФ наделены полномочиями по реализации комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, предложившее законопроект, отметило, что обучающиеся в профессиональных образовательных организациях относятся к той же возрастной категории, что и обучающиеся в старших классах общеобразовательных организаций, поэтому они в такой же мере имеют право на экскурсии и путешествия с культурно-познавательными целями за счет средств субъектов РФ.
Авторы законопроекта считают, что проведение экскурсий на предприятиях производственной сферы, в технопарках или на иных промышленных объектах может как повысить эффективность реализации образовательных программ, так и помочь обучающимся с профессиональным самоопределением.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Проект Федерального закона N 707546-8
"О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 15.01.2025)
Законопроект направлен на приведение Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в соответствие с действующим УК РФ и уточнение круга лиц, в отношении которых будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.
Ст. 5 указанного Федерального закона определяются категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Пп. 7 п. 1 указанной статьи устанавливает в качестве одной из таких категорий лиц, освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
На момент принятия Федерального закона эти положения соответствовали нормам УК РФ, в ст. 77 которого условие изменения обстановки считалось основанием для применения положений об освобождении от уголовной ответственности. Однако после признания утратившей силу ст. 77 УК РФ и введения ст. 80.1 УК РФ изменение обстановки стало рассматриваться как основание лишь для освобождения от наказания.
В связи с этим норма пп. 7 п. 1 ст. 5 Федерального закона утратила практическую значимость, т.к. описанная в ней категория лиц прекратила существование.
ПРАВОСУДИЕ
Проект Федерального закона N 746276-8
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.01.2025)
Проект Закона подготовлен в связи с принятием Конституционным Судом РФ Постановления от 20.06.2024 N 31-П, признавшего положения ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой во взаимосвязи с ч. 5 ст. 3, ст. 113 и ст. 117 АПК РФ, ст. ст. 195, 196 и 205 Гражданского кодекса РФ она позволяет произвольно определять срок для обращения взыскателя или должника в арбитражный суд с заявлением об индексации присужденных денежных сумм.
Законопроект предусматривает дополнение ст. 183 АПК РФ ч. 2.1, согласно которой заявление об индексации присужденных денежных сумм может быть подано в арбитражный суд взыскателем или должником в срок, не превышающий одного года со дня исполнения должником судебного акта. По заявлению взыскателя или должника этот срок может быть восстановлен судом, если он был пропущен по уважительной причине.
Для обеспечения единообразного регулирования однородных по своей правовой природе отношений предлагается также дополнить ст. 208 Гражданского процессуального кодекса РФ ч. 5, а ст. 189.1 Кодекса административного судопроизводства РФ - ч. 5.1, устанавливающими аналогичный порядок индексации присужденных денежных сумм.
Проект Федерального закона N 722138-8
"О внесении изменения в статью 211 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.01.2025)
Правительственный законопроект о мерах предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта принят в первом чтении.
Документ направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2024 N 17-П, которым ст. 85, ч. 4 ст. 87 и ст. 211 КАС РФ признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку, устанавливая возможность применения судом по административному иску об оспаривании нормативного правового акта меры предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого акта к административному истцу, необоснованно ограничивают полномочия суда по применению иных мер предварительной защиты по административному иску.
Так, при оспаривании по правилам главы 21 КАС РФ нормативных правовых актов регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе в придании конкретному объекту, обладающему признаками объекта культурного наследия, статуса выявленного объекта культурного наследия не могут быть применены меры, позволяющие сохранить такой объект до окончания судебного спора, что обуславливает наличие возможного риска для общества и государства по утрате памятников истории и культуры.
В связи с этим законодатели предлагают внести изменение в ст. 211 КАС РФ, согласно которому принятие иных мер предварительной защиты допускается в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт определяет правовой режим объекта, условия его использования (эксплуатации) и защиты.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
Проект Федерального закона N 816638-8
"О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.01.2025)
Проект Федерального закона N 816308-8
"О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О рекламе"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.01.2025)
Проект Федерального закона N 814380-8
"О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.01.2025)
Проект Федерального закона N 812971-8
"О внесении изменения в статью 107 Трудового кодекса Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.01.2025)
Проект Федерального закона N 812935-8
"О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.01.2025)
Проект Федерального закона N 812891-8
"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.01.2025)
Проект Федерального закона N 812889-8
"О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.01.2025)
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ
Проект Федерального закона N 816473-8
"О Фонде социальной справедливости"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.01.2025)
Законопроекты, не внесенные в ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия в торговле электрической энергией на общем электроэнергетическом рынке Евразийского экономического союза"
(подготовлен Минэнерго России, ID проекта 02/04/01-25/00153771)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 14.01.2025)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (об увеличении размеров штрафов за совершение отдельных преступлений экономической направленности)"
(подготовлен Минюстом России, ID проекта 01/05/01-25/00153769)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 14.01.2025)
Проект Федерального закона
"О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России, ID проекта 01/05/01-25/00153725)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.01.2025)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон от 12 декабря 2023 года N 584-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "О ветеринарии"
(подготовлен Минсельхозом России, ID проекта 02/04/01-25/00153694)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.01.2025)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования градостроительных отношений, касающихся объектов обороны и безопасности"
(подготовлен Минобороны России, ID проекта 01/05/12-24/00153298)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.01.2025)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минфином России, ID проекта 01/05/10-24/00151182)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.12.2024)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в статьи 178 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России, ID проекта 01/05/12-24/00153651)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.12.2024)
Проект Федерального закона
"О внесении изменения в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России, ID проекта 01/05/12-24/00153643)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.12.2024)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в статьи 213.4 и 213.5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 01/05/12-24/00153640)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.12.2024)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России, ID проекта 01/05/12-24/00153628)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.12.2024)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленных на совершенствование института частного обвинения"
(подготовлен Минюстом России, ID проекта 01/05/12-24/00153617)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.12.2024)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в статью 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен ФАС России, ID проекта 02/04/12-24/00153566)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.12.2024)
Документы, введенные в систему КонсультантПлюс: Законопроекты с 13 по 17 января 2025 года
Законопроекты, принятые в первом чтенииОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Проект Федерального закона N 748493-8
"О внесении изменений в статью 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 15.01.2025)
Законопроект подготовлен в целях совершенствования противодействия административным правонарушениям на железнодорожном транспорте и в метрополитене.
Устанавливается административная ответственность за повреждение объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и метрополитена, а также за повреждение ограждений вдоль железнодорожных путей.
За совершение указанных правонарушений в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо Московской или Ленинградской области предусматривается наложение административного штрафа в повышенном размере: на граждан в размере от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 5 тыс. руб. до 7 тыс. руб.
Кроме того, вводится административная ответственность за переход через железнодорожные пути по пешеходному переходу, железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора.
Проект Федерального закона N 727374-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 15.01.2025)
В первом чтении принят законопроект об упрощении процедур включения субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр МСП) и уточнении его содержания.
Проектом предлагается:
- не относить к вновь созданным юрлицам субъекты МСП, преобразованные из одной организационно-правовой формы в другую;
- установить, что вновь созданными юрлицами и ИП будут считаться те хозяйствующие субъекты, которые созданы (включены в государственные реестры) в период с 1 декабря предшествующего календарного года по 31 мая года, следующего за текущим календарным годом;
- включать в реестр МСП данные не только об ИНН, но и об ОГРН;
- исключить из реестра МСП указание на то, что информация об участии субъекта МСП в государственных закупках отражается только за предшествующий календарный год.
Проект Федерального закона N 517404-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 15.01.2025)
Рассматриваемый законопроект подготовлен в целях совершенствования национальной системы стандартизации, а также повышения качества и безопасности продукции, произведенной по стандартам организации, техническим условиям (далее - СТО/ТУ).
Так, устанавливается, что в случае публичного заявления о соответствии продукции СТО/ТУ его применение будет являться обязательным для изготовителя и (или) исполнителя, а сам документ должен быть зарегистрирован в Федеральном информационном фонде стандартов.
На официальном сайте Росстандарта предлагается обеспечить свободный доступ ко всем национальным и предварительным стандартам.
Полномочия по определению порядка проведения экспертизы СТО/ТУ и их проектов планируется возложить на Росстандарт.
Проект Федерального закона N 762880-8
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.01.2025)
Законопроект разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2024 N 24-П, согласно которому Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя принять меры по устранению неопределенности в вопросе о территориальной подсудности обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного административной комиссией, созданной в соответствии с законом субъекта РФ.
В связи с этим Правительство РФ предлагает признать утратившей силу норму об обжаловании в районном суде по месту рассмотрения дела об административном правонарушении постановления, вынесенного иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Проект Федерального закона N 758161-8
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.01.2025)
Законодательство о некоммерческих организациях (далее - НКО) предлагают привести в соответствие с Гражданским кодексом РФ. Соответствующий законопроект прошел стадию первого чтения.
В частности, в специальных федеральных законах, регулирующих деятельность НКО, термин "предпринимательская деятельность" планируют заменить термином "приносящая доход деятельность".
Кроме того, из профильных законов ("Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и др.) положения об общественном фонде, органе общественной самодеятельности, общественном учреждении и некоммерческом партнерстве исключат в связи с тем, что данные организации не являются отдельными организационно-правовыми формами НКО.
В целях исключения правовой неопределенности Минюст России разработает информационные письма (материалы) с пояснениями о применении норм ГК РФ к общественным фондам, органам общественной самодеятельности, общественным учреждениям и некоммерческим партнерствам.
СЕМЬЯ
Проект Федерального закона N 801970-8
"О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.01.2025)
Действие программы материнского (семейного) капитала будет продлено.
Депутаты поддержали правительственный законопроект, предусматривающий продление срока действия Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" до 31.12.2030.
Программа материнского (семейного) капитала продлевается до 2030 г. включительно, при этом сохраняется круг лиц, подпадающих под ее действие.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Проект Федерального закона N 738803-8
"О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 15.01.2025)
Законопроект разработан в целях совершенствования механизма восстановления нарушенных трудовых прав граждан в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
Предлагается установить, что государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел об отказе работодателя в заключении трудового договора, нарушающего гарантии, установленные ТК РФ, о восстановлении на работе, взыскании заработка, в т.ч. за время вынужденного прогула, о компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя.
ФИНАНСЫ
Проект Федерального закона N 804702-8
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 15.01.2025)
Законопроект разработан для создания механизмов противодействия заключению договоров потребительского кредита и осуществлению операций с использованием денежных средств клиента без добровольного согласия или с согласия, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием.
Изменения вносятся в несколько Федеральных законов: "О банках и банковской деятельности", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О потребительском кредите (займе)", "О национальной платежной системе" и "О кредитных историях".
Разработчики проекта предлагают обязать кредитные организации и микрофинансовые организации осуществлять мероприятия по противодействию мошенническим действиям по изъятию обманом у граждан денежных средств.
Предусматривается введение "периода охлаждения" заемщика, когда в рамках потребительского кредитования кредитор сможет передать заемщику денежные средства минимум через 4 часа для сумм от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. и минимум через 48 часов - для сумм свыше 200 тыс. руб. Для добросовестного кредитора по решению Банка России такие требования могут быть изменены или не применяться. Однако, если в течение одного квартала у такого кредитора неоднократно будут выявлены факты выдачи кредитов без согласия клиента, Банк России вправе снова ввести требования по "периоду охлаждения" этому кредитору.
Вводится обязанность кредитной организации ограничивать внесение денежных средств на банковский счет через вновь токенизированную (цифровую) платежную карту на общую сумму более 50 тыс. руб. в течение 48 часов с момента выпуска такой карты, поскольку этот способ является основным каналом перечисления денежных средств злоумышленникам. Планируется, что данное требование будет обязательно к выполнению всеми кредитными организациями.
Также законопроект предлагает проводить обмен информацией между кредиторами и бюро кредитных историй в онлайн-режиме. В рамках такого обмена кредитор будет обязан в режиме реального времени передавать или запрашивать определенный перечень информации из всех квалифицированных бюро кредитных историй.
В отношении микрофинансовых организаций планируется установить обязанность зачислять денежные средства только при условии совпадения сведений о заемщике и получателе денежных средств. Также планируется, что Банк России будет предоставлять микрофинансовым организациям по аналогии с банками доступ к своей базе данных о мошеннических операциях.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА
Проект Федерального закона N 680178-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 15.01.2025)
Законодатели предлагают упростить порядок содержания объектов культурного наследия (далее - ОКН).
В частности, предлагается ввести обязанность для собственников ОКН уведомлять органы охраны ОКН о планируемых работах с указанием их видов, объемов и сроков проведения. Определяется исчерпывающий перечень видов работ по содержанию ОКН, осуществляемых в упрощенном порядке.
Работы по содержанию ОКН, осуществляемые в упрощенном порядке, должны будут проводиться без изменения их внешнего облика, в т.ч. цветового решения фасадов, планировочных и конструктивных решений и структур, интерьеров памятников истории и культуры.
Кроме того, предусматривается осуществление органами ОКН государственного контроля (надзора) за проведением и результатом таких работ.
В случае отсутствия у ОКН владельцев право осуществлять работы по их содержанию, не касающиеся предмета охраны, получат волонтеры.
Как отмечают авторы законопроекта, упрощение порядка проведения работ по содержанию ОКН, не затрагивающих их предмет охраны позволит владельцам памятников истории и культуры существенно сократить финансовые и временные затраты на проведение таких работ и будет способствовать заинтересованности правообладателей ОКН поддерживать принадлежащие им памятники истории и культуры в надлежащем техническом состоянии.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Проект Федерального закона N 656001-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.01.2025)
Студенты колледжей и техникумов смогут отправляться на экскурсии и в путешествия за счет региональных бюджетов.
В настоящее время органы государственной власти субъектов РФ наделены полномочиями по реализации комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, предложившее законопроект, отметило, что обучающиеся в профессиональных образовательных организациях относятся к той же возрастной категории, что и обучающиеся в старших классах общеобразовательных организаций, поэтому они в такой же мере имеют право на экскурсии и путешествия с культурно-познавательными целями за счет средств субъектов РФ.
Авторы законопроекта считают, что проведение экскурсий на предприятиях производственной сферы, в технопарках или на иных промышленных объектах может как повысить эффективность реализации образовательных программ, так и помочь обучающимся с профессиональным самоопределением.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Проект Федерального закона N 707546-8
"О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 15.01.2025)
Законопроект направлен на приведение Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в соответствие с действующим УК РФ и уточнение круга лиц, в отношении которых будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.
Ст. 5 указанного Федерального закона определяются категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Пп. 7 п. 1 указанной статьи устанавливает в качестве одной из таких категорий лиц, освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
На момент принятия Федерального закона эти положения соответствовали нормам УК РФ, в ст. 77 которого условие изменения обстановки считалось основанием для применения положений об освобождении от уголовной ответственности. Однако после признания утратившей силу ст. 77 УК РФ и введения ст. 80.1 УК РФ изменение обстановки стало рассматриваться как основание лишь для освобождения от наказания.
В связи с этим норма пп. 7 п. 1 ст. 5 Федерального закона утратила практическую значимость, т.к. описанная в ней категория лиц прекратила существование.
ПРАВОСУДИЕ
Проект Федерального закона N 746276-8
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.01.2025)
Проект Закона подготовлен в связи с принятием Конституционным Судом РФ Постановления от 20.06.2024 N 31-П, признавшего положения ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой во взаимосвязи с ч. 5 ст. 3, ст. 113 и ст. 117 АПК РФ, ст. ст. 195, 196 и 205 Гражданского кодекса РФ она позволяет произвольно определять срок для обращения взыскателя или должника в арбитражный суд с заявлением об индексации присужденных денежных сумм.
Законопроект предусматривает дополнение ст. 183 АПК РФ ч. 2.1, согласно которой заявление об индексации присужденных денежных сумм может быть подано в арбитражный суд взыскателем или должником в срок, не превышающий одного года со дня исполнения должником судебного акта. По заявлению взыскателя или должника этот срок может быть восстановлен судом, если он был пропущен по уважительной причине.
Для обеспечения единообразного регулирования однородных по своей правовой природе отношений предлагается также дополнить ст. 208 Гражданского процессуального кодекса РФ ч. 5, а ст. 189.1 Кодекса административного судопроизводства РФ - ч. 5.1, устанавливающими аналогичный порядок индексации присужденных денежных сумм.
Проект Федерального закона N 722138-8
"О внесении изменения в статью 211 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.01.2025)
Правительственный законопроект о мерах предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта принят в первом чтении.
Документ направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2024 N 17-П, которым ст. 85, ч. 4 ст. 87 и ст. 211 КАС РФ признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку, устанавливая возможность применения судом по административному иску об оспаривании нормативного правового акта меры предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого акта к административному истцу, необоснованно ограничивают полномочия суда по применению иных мер предварительной защиты по административному иску.
Так, при оспаривании по правилам главы 21 КАС РФ нормативных правовых актов регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе в придании конкретному объекту, обладающему признаками объекта культурного наследия, статуса выявленного объекта культурного наследия не могут быть применены меры, позволяющие сохранить такой объект до окончания судебного спора, что обуславливает наличие возможного риска для общества и государства по утрате памятников истории и культуры.
В связи с этим законодатели предлагают внести изменение в ст. 211 КАС РФ, согласно которому принятие иных мер предварительной защиты допускается в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт определяет правовой режим объекта, условия его использования (эксплуатации) и защиты.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
Проект Федерального закона N 816638-8
"О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.01.2025)
Проект Федерального закона N 816308-8
"О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О рекламе"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.01.2025)
Проект Федерального закона N 814380-8
"О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.01.2025)
Проект Федерального закона N 812971-8
"О внесении изменения в статью 107 Трудового кодекса Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.01.2025)
Проект Федерального закона N 812935-8
"О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.01.2025)
Проект Федерального закона N 812891-8
"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.01.2025)
Проект Федерального закона N 812889-8
"О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.01.2025)
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ
Проект Федерального закона N 816473-8
"О Фонде социальной справедливости"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.01.2025)
Законопроекты, не внесенные в ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия в торговле электрической энергией на общем электроэнергетическом рынке Евразийского экономического союза"
(подготовлен Минэнерго России, ID проекта 02/04/01-25/00153771)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 14.01.2025)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (об увеличении размеров штрафов за совершение отдельных преступлений экономической направленности)"
(подготовлен Минюстом России, ID проекта 01/05/01-25/00153769)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 14.01.2025)
Проект Федерального закона
"О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России, ID проекта 01/05/01-25/00153725)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.01.2025)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон от 12 декабря 2023 года N 584-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "О ветеринарии"
(подготовлен Минсельхозом России, ID проекта 02/04/01-25/00153694)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.01.2025)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования градостроительных отношений, касающихся объектов обороны и безопасности"
(подготовлен Минобороны России, ID проекта 01/05/12-24/00153298)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.01.2025)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минфином России, ID проекта 01/05/10-24/00151182)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.12.2024)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в статьи 178 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России, ID проекта 01/05/12-24/00153651)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.12.2024)
Проект Федерального закона
"О внесении изменения в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России, ID проекта 01/05/12-24/00153643)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.12.2024)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в статьи 213.4 и 213.5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 01/05/12-24/00153640)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.12.2024)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России, ID проекта 01/05/12-24/00153628)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.12.2024)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленных на совершенствование института частного обвинения"
(подготовлен Минюстом России, ID проекта 01/05/12-24/00153617)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.12.2024)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в статью 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен ФАС России, ID проекта 02/04/12-24/00153566)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.12.2024)