Новое о законопроектах: от первого чтения до подписания

01.12.2025

Документы, введенные в систему КонсультантПлюс: Законопроекты с 24 по 30 ноября2025 года

Законопроекты, принятые в первом чтении

 

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Проект Федерального закона N 1026198-8

"О внесении изменения в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 20.11.2025)

 

Административную ответственность за управление транспортным средством с нестандартной тонировкой ужесточат. Соответствующий законопроект прошел стадию первого чтения.

Документ предусматривает внесение изменения в ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, закрепляющего административную ответственность за вождение автомобиля со стеклами, светопропускание которых не соответствует требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

В настоящее время наличие документов на временный ввоз автомобиля, который нельзя продать, на срок более шести месяцев дает основание для освобождения от уплаты штрафа.

Новая редакция позволит привлекать к ответственности водителей, которые используют ввезенные по особым таможенным процедурам автомобили с тонировкой.

 

Проект Федерального закона N 1010360-8

"О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 20.11.2025)

 

Срок давности для привлечения к административной ответственности за прокат или показ фильмов без прокатного удостоверения увеличат.

В настоящее время сотрудникам Минкультуры России, как это следует из пояснения к проекту, зачастую недостаточно поступивших сведений и времени (двое суток с момента выявления правонарушения) для выяснения обстоятельств дела, что не позволяет сформировать качественную доказательную базу.

Дела об административном правонарушении рассматриваются судьями, которые из-за некачественной доказательной базы возвращают материалы Минкультуры России на доработку, принимают решение о прекращении дела в связи с отсутствием состава административного правонарушения или в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Правительство РФ предлагает продлить до одного года срок давности привлечения к ответственности по ст. 14.58 КоАП РФ и ввести возможность административного расследования по ней.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 

Проект Федерального закона N 964819-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 20.11.2025)

 

Доступ к работе в такси могут упростить. Госдума приняла соответствующий законопроект в первом чтении.

Документ закрепляет возможность получения физлицами или ИП разрешения на перевозки пассажиров и багажа легковым такси вне зависимости от места жительства.

По мнению авторов законопроекта, его принятие будет способствовать поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а также развитию инструментов занятости населения.

 

Проект Федерального закона N 922784-8

"О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 19.11.2025)

 

Компьютерные программы и приложения защитят патентом.

С такой законодательной инициативой выступили парламентарии, предлагая внести изменения в часть четвертую Гражданского кодекса РФ. Поправки дают возможность получения патентной охраны для программ или алгоритмов, если они используются в программируемом средстве. При этом само патентуемое техническое решение может применяться в любой области - химии, металлургии, электроники, транспорта, спорта и развлечений и т.д. Также патент можно будет получить для изобретений, использующих системы машинного обучения, в т.ч. глубокого обучения, именуемые "искусственным интеллектом".

Термин "компьютерное устройство" планируется заменить термином "программируемое средство, в том числе программируемое устройство". Под понятие "устройство" в соответствии с нормами современного патентного права подпадают только детали и сборочные единицы, в то время как программируемыми объектами могут быть комплексы, системы, в т.ч. распределенные вычислительные сети. В связи с этим предлагается использовать максимально широкий термин "программируемое средство", исходя из того, что круг программируемых аппаратных средств непрерывно расширяется.

Перечень продуктов, которые могут стать изобретениями, дополняется белковыми и генетическими конструкциями. Это связано с активной интеграцией компьютерных технологий с биотехнологией. Рост вычислительных мощностей, построение комбинаторных библиотек, появление машинного обучения и доступность анализа больших данных дали развитие новым направлениям в биотехнологии. Таким образом, для создания изобретений, относящихся к биотехнологическим продуктам, используются компьютерные технологии, что и обуславливает их включение в перечень продуктов.

Изменения касаются и патентования объектов дизайна. Предусматривается правовая охрана в качестве промышленного образца элементов интерфейса программ для ЭВМ.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

 

Проект Федерального закона N 975977-8

"О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" и статью 4 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 20.11.2025)

 

Действие документов об инвалидности для граждан, проживающих на территориях новых регионов РФ, предлагают продлить.

Согласно законопроекту до конца 2027 года останутся в силе документы об установлении инвалидности и документы об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, которые были выданы гражданину на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей или Украины до 1 марта 2023 года либо срок действия которых истекает (истек) в период с 24 февраля 2022 года по 31 декабря 2027 года.

 

ФИНАНСЫ

 

Проект Федерального закона N 1051142-8

"О внесении изменений в статьи 1 и 3 Федерального закона "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 19.11.2025)

 

Группа депутатов предложила законопроект, направленный на создание прозрачных и надежных условий для выпуска и обращения долговых цифровых финансовых активов.

Законопроект устанавливает особенности выпуска долговых цифровых финансовых активов, которые удостоверяют исключительно денежное требование в размере цены приобретения цифровых финансовых активов их первым обладателем и начисленных на нее процентов.

В частности, предлагается закрепить определение долговых цифровых финансовых активов, требование к способу оплаты и обязательствам, условия выпуска и расчеты выплат, а также правовую базу для функционирования рынка и гарантии безопасности для инвесторов.

 

Проект Федерального закона N 967966-8

"О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федеральный закон "О национальной платежной системе" в части исключения возможности поручать банковским платежным агентам проведение идентификации (упрощенной идентификации) физических лиц"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 19.11.2025)

 

В первом чтении принят законопроект, исключающий возможность поручать банковским платежным агентам проведение идентификации физлиц.

Как следует из пояснительной записки к проекту, Банком России выявлены случаи нарушения банковскими платежными агентами (далее - БПА) исполнения обязанности по проведению идентификации. В частности, БПА допускались случаи незаконного использования персональных данных физлиц для открытия без их ведома "электронных кошельков", что создает значительные риски как для привлекающих их кредитных организаций, так и для граждан, на которых они открываются.

В связи с этим авторы законопроекта предлагают запретить БПА оказывать ряд услуг: совершать наличные переводы между физлицами, выдавать банковские карты, открывать электронные кошельки, принимать наличные платежи в пользу бизнеса на суммы свыше 15 тыс. руб. (для ЖКУ - свыше 60 тыс. руб.).

При этом банки сохранят возможность привлекать этих посредников для перечисленных операций, кроме выдачи карт и открытия кошельков, если сами кредитные организации будут идентифицировать клиентов дистанционно по реквизитам карты, кодам и паролям.

 

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Проект Федерального закона N 1057182-8

"О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 20.11.2025)

 

Правительство РФ наделят полномочиями на установление льготного коэффициента соответствия критериям подтверждения производства российской промышленной продукции для новых регионов.

Сейчас у Правительства РФ нет таких полномочий, в связи с чем соответствующее подтверждение для последующего включения промышленной продукции в реестр российской промышленной продукции не предусматривает обстоятельств, сложившихся в отдельных субъектах РФ.

Включение продукции ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в реестр российской промышленной продукции, а также установление для этих регионов льготных коэффициентов соответствия при подтверждении производства позволит местным производителям пользоваться преференциями в госзакупках и другими мерами поддержки, что будет способствовать развитию промышленного потенциала данных территорий.

 

Проект Федерального закона N 1024062-8

"О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О транспортной безопасности"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 20.11.2025)

 

Перечень транспортных средств, на которые распространяются требования по транспортной безопасности, расширят.

Правительство РФ выступило с инициативой о предоставлении защиты почтовым и багажным вагонам в составе пассажирских поездов.

Проектируемые изменения, как отмечают разработчики, направлены на повышение защиты транспортного комплекса и обеспечение устойчивого и безопасного функционирования объектов железнодорожного транспорта.

 

Проект Федерального закона N 1041212-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 19.11.2025)

 

Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на упрощение и ускорение процедуры получения лицензии на розничную продажу алкоголя, в т.ч. в заведениях общественного питания. Данные изменения предложены в рамках общей политики по оптимизации и цифровизации лицензионной деятельности.

В частности, предлагается сократить сроки рассмотрения заявлений на получение лицензии. Вместо 30 календарных дней срок будет составлять 15 рабочих дней с возможностью продления не более чем на 25 рабочих дней.

Кроме того, планируется сократить перечень документов, которые соискатель должен предоставить самостоятельно, переложив на лицензирующий орган обязанность по запросу необходимой информации через систему межведомственного электронного взаимодействия.

 

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

 

Проект Федерального закона N 1050636-8

"О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 19.11.2025)

 

Участники СВО смогут сохранить право пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, на период службы.

Согласно законопроекту договор аренды или договор безвозмездного пользования земельным участком будет автоматически продлеваться на неопределенный срок. Органы власти не смогут расторгнуть его в одностороннем порядке. После возвращения из зоны боевых действий участник СВО получит право заключить новый договор на пользование земельным участком. Подтвердить участие в операции смогут как сами военнослужащие, так и их представители или члены семьи.

 

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА

 

Проект Федерального закона N 879563-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статью 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 20.11.2025)

 

Сенаторы инициировали законопроект, который уточняет правила охраны памятников истории и культуры. Изменения затронут несколько ключевых областей, включая критерии признания объекта как объекта культурного наследия, порядок перемещения таких объектов и ведения соответствующего реестра.

Так, статус объекта культурного наследия смогут получить объекты недвижимости и иные ценные объекты, созданные или возникшие в результате исторических событий не менее 40 лет назад (для археологических объектов - 100 лет). Исключение составят мемориальные квартиры и дома выдающихся личностей, которые можно признать памятниками раньше этого срока.

К полномочиям федерального органа охраны объектов культурного наследия предлагается отнести определение оснований для перемещения объектов культурного наследия и установление порядка принятия решения о возможности их перемещения. Как следует из пояснения к проекту, эта мера позволит, например, вернуть объект на историческое место или переместить его в музей для лучшей сохранности.

Реестр объектов культурного наследия дополнят новыми сведениями, такими как кадастровые номера и пространственные данные.

Кроме того, предлагается отменить обязанность оформлять паспорт объекта, поскольку всю необходимую информацию теперь будет содержать выписка из реестра.

 

ОБОРОНА

 

Проект Федерального закона N 1058274-8

"О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 19.11.2025)

 

Госдума предложила новое правило для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту. В срок службы не будет засчитываться самовольная отлучка военнослужащего из воинской части свыше двух суток.

Предусматривается внесение соответствующих изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". Сейчас, согласно ч. 2.1 ст. 337 УК РФ, если солдат покидает часть без разрешения больше чем на двое суток - это считается уголовным преступлением. Помимо уголовной ответственности, теперь планируется не засчитывать срок свыше двух суток, который военнослужащий провел в самоволке, в общий срок его службы.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

 

Проект Федерального закона N 974777-8

"О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования в сфере оборота оружия и в сфере охранной деятельности, а также о мерах по усилению охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в отдельных субъектах Российской Федерации"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 20.11.2025)

 

Сенаторы предложили пролонгировать срок действия разрешительных документов на оружие в новых регионах России.

До 1 января 2027 года продлят переходный период для получения разрешения в Российской Федерации на хранение, ношение и использование оружия на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей на основании документов, выданных ранее органами внутренних дел Украины, ДНР и ЛНР.

На новых территориях РФ, как отмечают инициаторы проекта, частично отсутствуют либо не функционируют локальные сети, отсутствуют медицинские информационные системы и единый защищенный цифровой контур результатов медицинских освидетельствований, а также результатов химико-токсикологических исследований, которые оформляются на бумажных носителях. Также в регионах отсутствуют аккредитованные организации, осуществляющие сертификацию оружия. В этой связи Росгвардия не сможет реализовать до 1 января 2026 года полномочия по выдаче разрешительных документов, закрепленных в законодательстве РФ об оружии и частной охранной деятельности.

 

ПРАВОСУДИЕ

 

Проект Федерального закона N 1044616-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 20.11.2025)

 

Законодатели планируют повысить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с должника, и уточнить порядок его взыскания.

Проект Закона направлен на своевременное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, в т.ч. по вопросам уплаты алиментов, возмещения вреда, причиненного здоровью, компенсации ущерба, причиненного преступлением, а также морального вреда.

Исполнительский сбор устанавливается в размере 12% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 2 тыс. руб. с должника-гражданина или должника - ИП и 20 тыс. руб. с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - ИП устанавливается в размере 10 тыс. руб., с должника-организации - 100 тыс. руб. Сейчас исполнительский сбор составляет 7%.

Закрепляется возможность взыскания исполнительского сбора одновременно с основной суммой долга.

 

Внесенные законопроекты

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

 

Проект Федерального конституционного закона N 1077678-8

"О внесении изменения в статью 4 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.11.2025)

 

Проект Федерального закона N 1077407-8

"О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "Об оружии"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.11.2025)

 

Проект Федерального закона N 1077396-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.11.2025)

 

Проект Федерального закона N 1077389-8

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.11.2025)

 

Проект Федерального закона N 1077384-8

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.11.2025)

 

Проект Федерального закона N 1076640-8

"О внесении изменений в статью 106 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 22.11.2025)

 

Проект Федерального закона N 1076160-8

"О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и статью 11 Федерального закона "О персональных данных"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.11.2025)

 

Проект Федерального закона N 1076103-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в части направления средств материнского капитала на получение многодетными матерями стоматологических и ортодонтических услуг)"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.11.2025)

 

Проект Федерального закона N 1075309-8

"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 20.11.2025)

 

Проект Федерального закона N 1075291-8

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 20.11.2025)

 

Проект Федерального закона N 1075257-8

"О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "Об организованных торгах"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 20.11.2025)

 

Проект Федерального закона N 1075245-8

"О внесении изменений в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в части защиты прав работников на справедливую оплату труда)"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 20.11.2025)

 

Проект Федерального закона N 1073282-8

"О внесении изменения в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 19.11.2025)

 

О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ

 

Проект Федерального закона N 1076648-8

"О единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех"

(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 22.11.2025)

 

Законопроекты, не внесенные в ГД ФС РФ

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

 

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 12 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"

(подготовлен Росреестром, ID проекта 02/04/11-25/00162461)

(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2025)

 

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"

(подготовлен МВД России, ID проекта 01/05/11-25/00162557)

(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2025)

 

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" и статью 21 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"

(подготовлен Минтрансом России, ID проекта 02/04/11-25/00162505)

(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.11.2025)