Правовые новости. Коротко о важном

15.04.2024

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ ЮРИСТА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".  

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 15 по 19 апреля 2024 г.


КС РФ напомнил об условиях выдачи исполнительного листа на решение арбитров по спору о недвижимости(19.04.2024)
Государственный суд обязан выдать исполнительный лист на реализацию акта третейского суда по спору о праве собственности на недвижимость, если соблюдаются такие условия:
- не установлено и не мотивировано, что акт третейского суда или его исполнение нарушают публичный порядок. Этот вывод нельзя обосновывать только лишь фактом разрешения спора о праве на недвижимость в рамках арбитража;
- нет иных оснований для отказа в выдаче документа.
Напомним, ранее КС РФ уже занимал сходную позицию.
Документ: Постановление КС РФ от 16.04.2024 N 18-П

Оборот табачной продукции: Минфин предложил перечень индикаторов риска
Хотят утвердить индикаторы риска, которые будут выявлять при федеральном контроле в сфере производства и оборота табачной и никотиносодержащей продукции, а также сырья для их производства.
Планируют учитывать такие показатели:
- факт ввода в оборот производителем товаров при отсутствии в течение 90 календарных дней подряд в системе "Честный знак" (далее - система) сведений о закупке или производстве сырья;
- отсутствие регистрации в системе, хотя в ЕГРЮЛ или ЕГРИП в качестве основного вида деятельности лица указано, например, производство табачной продукции;
- наличие в системе (на последний день календарного месяца) сведений об остатках более 25% общего объема продукции, которые находятся в обороте дольше 12 мес.;
- получение информации о том, что лицо не зарегистрировано в странах ЕАЭС, в то время как по данным системы является поставщиком табачной продукции.
В документе есть и другие индикаторы риска.
Общественное обсуждение проекта завершится 29 апреля.
Документ: Проект приказа Минфина России (http://regulation.gov.ru/projects#npa=147125)

Новые требования к рекламе потребительских кредитов (займов): поправки внесены в Госдуму(18.04.2024)
По проекту реклама услуг, которые связаны с выдачей, погашением потребкредитов (займов) и пользованием ими, будет содержать предупреждение "Оценивайте свои финансовые возможности и риски" (абз. 2 п. 4 ст. 1 проекта).
Требования к длительности и формату сообщения такие (абз. 2 п. 4 ст. 1 проекта):
- в радиопрограммах - не менее 5 сек.;
- в телепрограммах (в т.ч. при кино- и видеообслуживании) - не менее 5 сек. и 7% площади кадра;
- при других способах распространения - не менее 7% рекламной площади (рекламного пространства).
В рекламе, в которой есть хотя бы одно условие, влияющее на полную стоимость кредита, обяжут размещать предупреждение "Изучите все условия кредита (займа)" с указанием на раздел сайта кредитора. Если рекламодатель не может этого сделать, потребуется перечислить все подобные условия (п. 2 ст. 1 проекта).
Новшества предложили распространить в том числе на рекламу потребкредитов (займов), которые обеспечены ипотекой (абз. 3 п. 4 ст. 1 проекта).
Планируют и другие изменения. Поправки могут заработать через 30 календарных дней после опубликования в виде закона (ст. 2 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 600974-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/600974-8)

При банкротстве кредитной организации расширят права кредиторов - проект принят в первом чтении
Предлагают разрешить кредиторам, которые выставляли на торги права требования о привлечении к субсидиарной ответственности, изменить способ распоряжения ими с продажи на уступку. Речь идет о ситуации, когда право требования не реализовали по минимальной цене на торгах в виде публичного предложения.
Кредиторам о такой возможности сообщит арбитражный управляющий. Заявить об изменении способа распоряжения правом можно будет в течение 10 рабочих дней с даты направления предложения управляющим. Арбитражный суд заменит взыскателей и выдаст кредиторам исполнительные листы. В них укажут размер и очередность удовлетворения требования.
Также хотят скорректировать порядок погашения требований кредиторов отступным. По общему правилу его позволят выдавать, даже если есть неоплаченные требования первой и второй очереди.
Есть и другие новшества.
Документ: Проект Федерального закона N 538767-8

Ряд банков и прочих лиц, которые размещают личные сведения о гражданах в единой биометрической системе и ЕСИА, станут получать согласия по новым формам с 1 января 2025 года.
Их будет две, различаются они в зависимости от способа, которым предоставляется согласие, - в электронном виде или на бумаге. Сейчас применяется один документ.
В формах отвели место для информации о несовершеннолетних лицах, более детально определили, когда действие согласия прекращается. В бумажной версии эти сведения выделили в отдельные пункты, что увеличило их общее число и за счет чего форма стала объемнее.
Есть и другие поправки.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2024 N 856-р

Отчетность о применении к блокируемым лицам специальных экономических мер: указание ЦБ РФ
ЦБ РФ определил правила подачи информации о реализации запретов и ограничений в отношении блокируемых лиц. Указание заработает с 22 апреля 2024 года. Оно касается поднадзорных регулятору организаций, которые проводят операции с деньгами и иным имуществом: банков, МФО, страховых и других компаний из спецперечня.
Отчет представляют в электронном виде через личный кабинет на сайте ЦБ РФ. Его подписывают усиленной квалифицированной ЭП. Делегировать эту обязанность обособленному подразделению нельзя.
Документ должен содержать сведения:
- о поднадзорной организации;
- о блокируемых лицах, в отношении которых такая организация (в т.ч. ее обособленные подразделения) реализовывала спецмеры;
- о самих мерах, в т.ч. о видах имущества, в отношении которого их применяли, и сумме денежных средств (стоимости иного имущества).
Дата подачи - не позже 3-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом. Периодичность составления - ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, который идет за отчетным кварталом. Предусмотрели случаи, когда отчитываться не нужно.
Документ: Указание Банка России от 15.01.2024 N 6670-У

Федеральный строительный надзор: Минстрой предложил расширить перечень индикаторов риска(16.04.2024)
Предлагают выявлять еще 1 показатель риска нарушения обязательных требований. Индикатор такой: в проектную документацию строящегося (реконструируемого) объекта капстроительства с положительным заключением госэкспертизы внесли 4 или более изменений за календарный год. Речь идет о корректировках, которые застройщик может сделать без повторной экспертизы.
Общественное обсуждение завершат 24 апреля.
Напомним, если в 2024 году выявляют индикаторы риска, по согласованию с прокуратурой вправе провести внеплановую документарную или выездную проверку.
Документ: Проект приказа Минстроя России (http://regulation.gov.ru/p/147037)

КС РФ разъяснил очередность требований по имущественным налогам на предмет залога при банкротстве(15.04.2024)
Требования об уплате текущей задолженности по имущественным налогам, связанным с предметом залога, а также пеней по ним удовлетворяют до расчетов с залоговым кредитором. Речь идет, например, о налоге на имущество организаций, а также транспортном и земельном налогах.
Арбитражный суд вправе соразмерно распределить средства от использования или реализации предмета залога между требованиями налоговой и залогового кредитора, если одновременно соблюдаются 2 условия:
- при первоочередном удовлетворении требований налоговой залог теряет для кредитора экономический смысл;
- объем долга по налогам и пеням, который приводит к указанным выше последствиям, возник не из-за поведения кредитора.
Документ: Постановление КС РФ от 09.04.2024 N 16-П

ВС РФ указал, когда управляющая организация не обязана заключать договор с владельцами жилья в доме
По распоряжению местных властей компанию назначили временной управляющей организацией в несколько многоквартирных домов. Однако данные об одном из них жилищная инспекция отказалась указывать в реестре лицензий. Сведения не включили в перечень домов, которыми управляет компания.
Отказ обосновали тем, что в информационной спецсистеме не размещен скан-образ договора управления домом. Позже компании вынесли предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
ВС РФ поддержал компанию: от временной управляющей организации нельзя требовать заключения договора управления с собственниками помещений в доме.
Распоряжения местных властей о назначении такой организации достаточно, чтобы включить сведения о доме в реестр лицензий. Суды ошибочно потребовали от компании заключить договор с собственниками помещений и разместить его скан-образ в спецсистеме.
Документ: Определение ВС РФ от 01.04.2024 N 309-ЭС23-23873