Правовые новости. Коротко о важном
27.05.2024
Полностью либо частично не исполненные на 20 мая денежные обязательства по сделкам, которые совершены ранее, нужно погасить путем перечисления средств на счет типа "О" правообладателя. Это касается платежей, которые на 20 мая не провели в нарушение срока исполнения обязательств.
На счет типа "О" иностранного кредитора или подконтрольного ему лица тоже надо вносить определенные суммы. Речь идет, в частности, о средствах, которыми приобретатели погашают обязательства по независимым гарантиям (контргарантиям) либо поручительствам перед этими кредиторами и подконтрольными лицами.
Счет типа "О" на имя контрагентов открывает приобретатель. Перевод средств на счет типа "О" - надлежащее исполнение денежных обязательств.
Есть и другие правила.
Порядок не применяется:
- к приобретению прав на произведения науки, литературы и искусства, на результаты исполнительской деятельности (исполнения). То же касается прав на фонограммы, сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания;
- к сделкам, размер обязательств приобретателя по которым не более 15 млн руб. либо эквивалентной суммы в иностранной валюте.
Изменение вступит в силу со дня опубликования федерального закона.
Сейчас в Законе о торговле таких ограничений нет. Однако из ГК РФ и судебной практики следует: в части условия о товаре договор поставки считают согласованным, если он позволяет определить наименование и количество продукции.
Документы: Проект Федерального закона N 630255-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/630255-8)
ФАС планирует выявлять антиконкурентные соглашения с помощью новой информсистемы
Ведомство предлагает создать новую ГИС, чтобы предупреждать, выявлять и пресекать антиконкурентные соглашения, прежде всего в сфере закупок. Оператором ресурса станет ФАС. Правительство определит, как систему будут вводить в эксплуатацию, применять и т.д. Общественное обсуждение поправок завершат 5 июня.
ФАС сообщила, что система позволит, в частности:
- ежедневно проводить автоанализ всех закупочных процедур;
- реализовывать риск-ориентированный подход;
- получать сведения из информсистем государственных органов и юридических лиц;
- сократить число запросов от антимонопольного органа.
Документы: Проект федерального закона (http://regulation.gov.ru/p/147862)
Информация ФАС России от 22.05.2024 (https://fas.gov.ru/news/33273)
КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 27 по 31 мая 2024 г.
Список прав контролируемых лиц предложено дополнить - проект внесен в Госдуму(30.05.2024)
Согласно поправкам можно будет не пустить инспектора на объекты контроля, если на документах контрольного или надзорного органа нет QR-кода либо он некорректный (п. 4 ст. 1 проекта). Речь идет о двухмерном штрихкоде, который позволяет перейти на страницу контрольного или надзорного мероприятия в едином реестре.
В этом случае контролируемое лицо будет вправе также отказать в доступе к документам и принятии иных мер по проведению контрольного либо надзорного мероприятия.
Сейчас таких возможностей нет.
Хотят принять и другие изменения.
Новшества вступят в силу со дня опубликования федерального закона (ст. 2 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 630715-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/630715-8)
Согласно поправкам можно будет не пустить инспектора на объекты контроля, если на документах контрольного или надзорного органа нет QR-кода либо он некорректный (п. 4 ст. 1 проекта). Речь идет о двухмерном штрихкоде, который позволяет перейти на страницу контрольного или надзорного мероприятия в едином реестре.
В этом случае контролируемое лицо будет вправе также отказать в доступе к документам и принятии иных мер по проведению контрольного либо надзорного мероприятия.
Сейчас таких возможностей нет.
Хотят принять и другие изменения.
Новшества вступят в силу со дня опубликования федерального закона (ст. 2 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 630715-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/630715-8)
Переводы через СБП самому себе: ЦБ РФ хочет увеличить лимит одной операции до 30 млн руб.
Предлагается повысить с 1 млн до 30 млн руб. лимит на один перевод средств через СБП между своими счетами в разных банках. Правило будет действовать и при переводе с банковского счета на спецсчет оператора финансовой платформы. Такой проект подготовил Центробанк.
Напомним, с 1 мая отменили комиссии на переводы самому себе на сумму не более 30 млн руб. в месяц. Однако лимит одной операции остался прежним - 1 млн руб.
Документ: Проект указания Банка России (https://www.cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/90538/5265)
Предлагается повысить с 1 млн до 30 млн руб. лимит на один перевод средств через СБП между своими счетами в разных банках. Правило будет действовать и при переводе с банковского счета на спецсчет оператора финансовой платформы. Такой проект подготовил Центробанк.
Напомним, с 1 мая отменили комиссии на переводы самому себе на сумму не более 30 млн руб. в месяц. Однако лимит одной операции остался прежним - 1 млн руб.
Документ: Проект указания Банка России (https://www.cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/90538/5265)
ВС РФ предлагает перенести "простую" клевету по УК РФ в категорию дел частно-публичного обвинения
Уголовные дела о клевете без квалифицирующих признаков ВС РФ предлагает возбуждать и рассматривать в порядке частно-публичного обвинения. Сейчас такие дела подпадают под частное обвинение.
Изменения означают в том числе следующее:
- потерпевший от клеветы или его законный представитель не сможет быть обвинителем. Им станет прокурор;
- дела больше не будут автоматически прекращаться из-за примирения;
- при оправдании подсудимого суд не сможет взыскать процессуальные издержки с лица, по жалобе которого началось производство по делу.
Проект постановления Пленума ВС РФ о внесении инициативы в Госдуму принят. На момент публикации новости поправки депутатам не поступили.
Документы: Информация ВС РФ от 28.05.2024 (https://vsrf.ru/press_center/news/33613/)
Уголовные дела о клевете без квалифицирующих признаков ВС РФ предлагает возбуждать и рассматривать в порядке частно-публичного обвинения. Сейчас такие дела подпадают под частное обвинение.
Изменения означают в том числе следующее:
- потерпевший от клеветы или его законный представитель не сможет быть обвинителем. Им станет прокурор;
- дела больше не будут автоматически прекращаться из-за примирения;
- при оправдании подсудимого суд не сможет взыскать процессуальные издержки с лица, по жалобе которого началось производство по делу.
Проект постановления Пленума ВС РФ о внесении инициативы в Госдуму принят. На момент публикации новости поправки депутатам не поступили.
Документы: Информация ВС РФ от 28.05.2024 (https://vsrf.ru/press_center/news/33613/)
Внеплановые документарные проверки в 2024 году: основания их упрощенного проведения расширены(29.05.2024)
С 24 мая 2024 года без согласования с прокуратурой могут проводить внеплановые документарные проверки, например, если в контрольный (надзорный) орган поступили материалы об изъятии:
- любых товаров или продукции (оборудования либо средств для их производства), которые не являются вещественными доказательствами по уголовному делу. Речь идет об изъятии, произведенном при проверке сообщения о преступлении либо при оперативно-разыскных мероприятиях. Отправитель материалов - дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа или орган оперативно-разыскной деятельности;
- вещей (из числа орудий или предметов административного нарушения), при обороте которых не соблюдали обязательные требования. Материалы должны поступить от органов либо должностных лиц, которые рассматривают дела об АП.
Ранее первое основание касалось изъятия только:
- этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также оборудования для их изготовления;
- драгметаллов и камней, а также изделий из них.
Второго основания не было.
Правительство утвердило и другие новшества.
Документ: Постановление Правительства РФ от 23.05.2024 N 637
Пожарная безопасность: МЧС подвело итоги правоприменительной практики
Подготовлены доклады о результатах надзора в том числе в области пожарной безопасности, а также защиты населения и территорий от ЧС. Они содержат сведения о типичных нарушениях и их причинах, ответы на актуальные вопросы правоприменения, рекомендации по соблюдению требований.
Пожарная безопасность. МЧС отметило, что в 2023 году компании и ИП нередко нарушали противопожарные правила по обеспечению безопасности людей, ограничению распространения пожара и созданию условий для его тушения. В число нарушений вошли такие:
- использовалось неисправное или не сертифицированное электрооборудование;
- пожароопасные работы проводились с отступлением от норм;
- не соблюдались правила эксплуатации систем отопления;
- пути эвакуации и эвакуационные выходы содержались в ненадлежащем состоянии;
- двери в эвакуационных лестничных клетках и коридорах эксплуатировались с неисправными механизмами самозакрывания;
- автоматические системы обнаружения пожара и оповещения людей находились в неисправном состоянии и обслуживались ненадлежащим образом.
Ведомство дало рекомендации по соблюдению требований пожарной безопасности. Их важно учесть в том числе при заключении договоров аренды зданий и помещений, договоров на обслуживание противопожарных систем. Например, в первом случае надо определять конкретные права и обязанности по эксплуатации противопожарных систем, соблюдению правил противопожарного режима, во втором - предусматривать разумные сроки для восстановления работы таких систем при поломках.
Защита населения и территорий от ЧС. Среди типичных и массовых нарушений в 2022 году в этой сфере можно выделить такие:
- не создавалась комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС;
- не было номенклатуры и достаточного объема резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- нарушались сроки подготовки специалистов или получения ими допобразования в области защиты от ЧС, а также сроки повышения квалификации должностных лиц.
Также представлены ответы на актуальные вопросы из практики. Например, надо ли создавать систему мониторинга и управления инженерными системами зданий, сооружений, кто определяет категорию риска для юрлиц и ИП, можно ли вести единый журнал по вводному инструктажу по ГО и инструктажу по действиям при ЧС.
Документ: Доклады с обобщением правоприменительной практики и руководством по соблюдению обязательных требований (утв. МЧС России 24.04.2024)
С 24 мая 2024 года без согласования с прокуратурой могут проводить внеплановые документарные проверки, например, если в контрольный (надзорный) орган поступили материалы об изъятии:
- любых товаров или продукции (оборудования либо средств для их производства), которые не являются вещественными доказательствами по уголовному делу. Речь идет об изъятии, произведенном при проверке сообщения о преступлении либо при оперативно-разыскных мероприятиях. Отправитель материалов - дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа или орган оперативно-разыскной деятельности;
- вещей (из числа орудий или предметов административного нарушения), при обороте которых не соблюдали обязательные требования. Материалы должны поступить от органов либо должностных лиц, которые рассматривают дела об АП.
Ранее первое основание касалось изъятия только:
- этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также оборудования для их изготовления;
- драгметаллов и камней, а также изделий из них.
Второго основания не было.
Правительство утвердило и другие новшества.
Документ: Постановление Правительства РФ от 23.05.2024 N 637
Пожарная безопасность: МЧС подвело итоги правоприменительной практики
Подготовлены доклады о результатах надзора в том числе в области пожарной безопасности, а также защиты населения и территорий от ЧС. Они содержат сведения о типичных нарушениях и их причинах, ответы на актуальные вопросы правоприменения, рекомендации по соблюдению требований.
Пожарная безопасность. МЧС отметило, что в 2023 году компании и ИП нередко нарушали противопожарные правила по обеспечению безопасности людей, ограничению распространения пожара и созданию условий для его тушения. В число нарушений вошли такие:
- использовалось неисправное или не сертифицированное электрооборудование;
- пожароопасные работы проводились с отступлением от норм;
- не соблюдались правила эксплуатации систем отопления;
- пути эвакуации и эвакуационные выходы содержались в ненадлежащем состоянии;
- двери в эвакуационных лестничных клетках и коридорах эксплуатировались с неисправными механизмами самозакрывания;
- автоматические системы обнаружения пожара и оповещения людей находились в неисправном состоянии и обслуживались ненадлежащим образом.
Ведомство дало рекомендации по соблюдению требований пожарной безопасности. Их важно учесть в том числе при заключении договоров аренды зданий и помещений, договоров на обслуживание противопожарных систем. Например, в первом случае надо определять конкретные права и обязанности по эксплуатации противопожарных систем, соблюдению правил противопожарного режима, во втором - предусматривать разумные сроки для восстановления работы таких систем при поломках.
Защита населения и территорий от ЧС. Среди типичных и массовых нарушений в 2022 году в этой сфере можно выделить такие:
- не создавалась комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС;
- не было номенклатуры и достаточного объема резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- нарушались сроки подготовки специалистов или получения ими допобразования в области защиты от ЧС, а также сроки повышения квалификации должностных лиц.
Также представлены ответы на актуальные вопросы из практики. Например, надо ли создавать систему мониторинга и управления инженерными системами зданий, сооружений, кто определяет категорию риска для юрлиц и ИП, можно ли вести единый журнал по вводному инструктажу по ГО и инструктажу по действиям при ЧС.
Документ: Доклады с обобщением правоприменительной практики и руководством по соблюдению обязательных требований (утв. МЧС России 24.04.2024)
КС РФ определил территориальную подсудность рассмотрения районным судом ряда жалоб по делам об АП(28.05.2024)
Рассматривать жалобу на постановление по делу об АП, которое вынесла административная комиссия при субъекте РФ, должен районный суд по месту ее нахождения. К данному выводу пришел КС РФ. Позицию будут применять до того, как на уровне закона однозначно определят территориальную подсудность таких жалоб, если их нужно подавать в районный суд.
Сейчас в КоАП РФ есть неясность. Из-за нее рассмотрение этих жалоб произвольно относят к компетенции районного суда по месту нахождения комиссии, проведения ее заседания или совершения нарушения.
Напомним, постановление по делу об АП, которое связано с ведением бизнеса, обжалуется в арбитражный суд.
Документ: Постановление КС РФ от 24.05.2024 N 24-П
Рассматривать жалобу на постановление по делу об АП, которое вынесла административная комиссия при субъекте РФ, должен районный суд по месту ее нахождения. К данному выводу пришел КС РФ. Позицию будут применять до того, как на уровне закона однозначно определят территориальную подсудность таких жалоб, если их нужно подавать в районный суд.
Сейчас в КоАП РФ есть неясность. Из-за нее рассмотрение этих жалоб произвольно относят к компетенции районного суда по месту нахождения комиссии, проведения ее заседания или совершения нарушения.
Напомним, постановление по делу об АП, которое связано с ведением бизнеса, обжалуется в арбитражный суд.
Документ: Постановление КС РФ от 24.05.2024 N 24-П
ЦБ РФ ужесточает лимиты на кредитование заемщиков с высокой долговой нагрузкой
Центробанк установил макропруденциальные лимиты (МПЛ) по необеспеченным кредитам и займам на III квартал. Мера ограничивает кредитование заемщиков с высокой долговой нагрузкой и искусственное удлинение срока займов.
Ужесточение прежде всего коснется кредитов и займов с лимитом кредитования. К примеру, банки и МФО не смогут выдать карту или повысить по ней лимит, если показатель долговой нагрузки клиента выше 80%.
Предпосылки введения макропруденциальных лимитов:
- значительная часть долгов по необеспеченным потребкредитам приходится на заемщиков, которые направляют на платежи более половины дохода;
- после установления МПЛ в 2023 году эта доля постепенно снижается;
- заемщики с высокой долговой нагрузкой чаще допускают просрочки по кредитам, что создает риск потерь для банка;
- благодаря МПЛ перераспределяются объемы выдач в пользу заемщиков с меньшей долговой нагрузкой, что ускоряет переход к сбалансированной структуре кредитного портфеля.
Документы: Решение Совета директоров Банка России от 24.05.2024 (https://cbr.ru/rbr/dir_decisions/rsd_2024-05-24_35_01/)
Информация Банка России от 24.05.2024 (https://cbr.ru/press/pr/?file=638521460550183576macroprudential_limits.htm)
Скрытие номеров автомобилей и других ТС: депутаты рассмотрят поправки об ужесточении ответственности
Планируют ввести отдельное наказание за управление транспортом с госномерами, установленными с помощью устройств, которые мешают распознавать знаки или позволяют их изменить или скрыть. Нарушителя хотят лишать прав на срок от года до полутора лет с конфискацией оборудования (пп. "б" п. 1 проекта).
Пока за это штрафуют на 5 тыс. руб. либо оставляют без прав на период от 1 до 3 месяцев.
Кроме того, предлагают лишать прав на срок от года до полутора лет за повторное управление ТС без номеров (пп. "в" п. 1 проекта). То же касается случаев, когда знаки есть, но их:
- установили не туда, куда нужно;
- изменили либо оборудовали с применением материалов (не устройств), которые мешают определять номера или позволяют их изменить либо скрыть.
Сейчас такого состава нарушения нет.
Предлагают принять и другие поправки. Изменения заработают через 10 календарных дней после даты опубликования федерального закона.
Документ: Проект Федерального закона N 632378-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/632378-8)
Центробанк установил макропруденциальные лимиты (МПЛ) по необеспеченным кредитам и займам на III квартал. Мера ограничивает кредитование заемщиков с высокой долговой нагрузкой и искусственное удлинение срока займов.
Ужесточение прежде всего коснется кредитов и займов с лимитом кредитования. К примеру, банки и МФО не смогут выдать карту или повысить по ней лимит, если показатель долговой нагрузки клиента выше 80%.
Предпосылки введения макропруденциальных лимитов:
- значительная часть долгов по необеспеченным потребкредитам приходится на заемщиков, которые направляют на платежи более половины дохода;
- после установления МПЛ в 2023 году эта доля постепенно снижается;
- заемщики с высокой долговой нагрузкой чаще допускают просрочки по кредитам, что создает риск потерь для банка;
- благодаря МПЛ перераспределяются объемы выдач в пользу заемщиков с меньшей долговой нагрузкой, что ускоряет переход к сбалансированной структуре кредитного портфеля.
Документы: Решение Совета директоров Банка России от 24.05.2024 (https://cbr.ru/rbr/dir_decisions/rsd_2024-05-24_35_01/)
Информация Банка России от 24.05.2024 (https://cbr.ru/press/pr/?file=638521460550183576macroprudential_limits.htm)
Скрытие номеров автомобилей и других ТС: депутаты рассмотрят поправки об ужесточении ответственности
Планируют ввести отдельное наказание за управление транспортом с госномерами, установленными с помощью устройств, которые мешают распознавать знаки или позволяют их изменить или скрыть. Нарушителя хотят лишать прав на срок от года до полутора лет с конфискацией оборудования (пп. "б" п. 1 проекта).
Пока за это штрафуют на 5 тыс. руб. либо оставляют без прав на период от 1 до 3 месяцев.
Кроме того, предлагают лишать прав на срок от года до полутора лет за повторное управление ТС без номеров (пп. "в" п. 1 проекта). То же касается случаев, когда знаки есть, но их:
- установили не туда, куда нужно;
- изменили либо оборудовали с применением материалов (не устройств), которые мешают определять номера или позволяют их изменить либо скрыть.
Сейчас такого состава нарушения нет.
Предлагают принять и другие поправки. Изменения заработают через 10 календарных дней после даты опубликования федерального закона.
Документ: Проект Федерального закона N 632378-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/632378-8)
Президент установил порядок приобретения исключительных прав у лиц недружественных стран(27.05.2024)
Чтобы с 20 мая 2024 года приобрести у лиц недружественных стран исключительные права по договору об их отчуждении, нужно получить разрешение правительственной спецкомиссии. Она вправе выдать документ по заявлению приобретателя (например, резидента), правообладателя или их представителей.Полностью либо частично не исполненные на 20 мая денежные обязательства по сделкам, которые совершены ранее, нужно погасить путем перечисления средств на счет типа "О" правообладателя. Это касается платежей, которые на 20 мая не провели в нарушение срока исполнения обязательств.
На счет типа "О" иностранного кредитора или подконтрольного ему лица тоже надо вносить определенные суммы. Речь идет, в частности, о средствах, которыми приобретатели погашают обязательства по независимым гарантиям (контргарантиям) либо поручительствам перед этими кредиторами и подконтрольными лицами.
Счет типа "О" на имя контрагентов открывает приобретатель. Перевод средств на счет типа "О" - надлежащее исполнение денежных обязательств.
Есть и другие правила.
Порядок не применяется:
- к приобретению прав на произведения науки, литературы и искусства, на результаты исполнительской деятельности (исполнения). То же касается прав на фонограммы, сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания;
- к сделкам, размер обязательств приобретателя по которым не более 15 млн руб. либо эквивалентной суммы в иностранной валюте.
Документ: Указ Президента РФ от 20.05.2024 N 430
Поставка продовольствия в торговые сети: инициатива о защите поставщиков внесена в Госдуму
По проекту в договоре можно будет установить обязанность поставщика выполнять заказы торговой сети, если она обозначила количество товаров и сроки их передачи. Полагаем, речь идет о фиксации этих параметров в договоре. Если их определяют только в заказе, торговая сеть должна получить подтверждение возможности выполнить его.Изменение вступит в силу со дня опубликования федерального закона.
Сейчас в Законе о торговле таких ограничений нет. Однако из ГК РФ и судебной практики следует: в части условия о товаре договор поставки считают согласованным, если он позволяет определить наименование и количество продукции.
Документы: Проект Федерального закона N 630255-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/630255-8)
ФАС планирует выявлять антиконкурентные соглашения с помощью новой информсистемы
Ведомство предлагает создать новую ГИС, чтобы предупреждать, выявлять и пресекать антиконкурентные соглашения, прежде всего в сфере закупок. Оператором ресурса станет ФАС. Правительство определит, как систему будут вводить в эксплуатацию, применять и т.д. Общественное обсуждение поправок завершат 5 июня.
ФАС сообщила, что система позволит, в частности:
- ежедневно проводить автоанализ всех закупочных процедур;
- реализовывать риск-ориентированный подход;
- получать сведения из информсистем государственных органов и юридических лиц;
- сократить число запросов от антимонопольного органа.
Документы: Проект федерального закона (http://regulation.gov.ru/p/147862)
Информация ФАС России от 22.05.2024 (https://fas.gov.ru/news/33273)