25.11.2024
Страхователь среди прочего будет:
- прилагать документы, которые обосновывают финансовое обеспечение предупредительных мер, только 1 раз - к заявлению о возмещении расходов. Из этого правила есть исключение (п. п. 4 и 7 правил). Сейчас их подают с заявлением о финансировании и каждый раз при внесении изменений в план финансового обеспечения;
- сам определять перечень предупредительных мер в текущем году;
- сам решать, вносить ли изменения в план финансового обеспечения в пределах разрешенной суммы. При этом повторно направлять заявление и план в СФР не нужно;
- сдавать меньше документов, которые обосновывают ряд предупредительных мер (пп. "ж" и "и" п. 11 правил).
Страхователь сможет, в частности:
- дополнительно обратиться с заявлением и планом финансового обеспечения до 1 сентября текущего года;
- подать заявление о возмещении расходов не позднее 15 ноября текущего календарного года. Сейчас срок - не позднее 15 декабря текущего года.
Рекомендуемый образец плана финансового обеспечения уточнили. Его табличная часть стала меньше.
Документ: Приказ Минтруда России от 11.07.2024 N 347н
Заявление о финансовом обеспечении. В новой форме не станет шапки. В каждом из 4 представленных в заявлении способов вручения решения о финансовом обеспечении (решения об отказе в финансовом обеспечении) нужно будет проставить отметку "да" или "нет".
Заявление о возмещении расходов. Сведения о страхователе, регистрационный номер и код подчиненности потребуется указывать в самом заявлении. Сейчас их вносят в шапку заявления. В нем надо будет также выбрать один из 4 способов вручения решения о возмещении расходов (решения об отказе в возмещении).
СФР среди прочего подготовил и обновленный регламент по предоставлению госуслуги взамен действующего регламента ФСС. В нем будет 12 вариантов оказания услуги.
Документ: Проект приказа СФР
Проект об универсальном QR-коде для оплаты товаров, работ и услуг внесен в Госдуму
Согласно поправкам кредитные организации и филиалы иностранных банков станут предоставлять клиентам реквизиты перевода или ссылку на них только через универсальный платежный код (абз. 2 п. 2 ст. 2 проекта). Полагаем, речь идет о том, что мобильные приложения нужно настроить так, чтобы они позволяли сканировать для безналичной оплаты только такой QR-код.
Также у кредитных организаций и филиалов иностранных банков появятся обязанности (абз. 3 п. 2 и пп. "в" п. 3 ст. 2 проекта):
- обеспечить возможность своим бизнес-клиентам (продавцам, исполнителям и пр.) отображать универсальный QR-код на кассах, в терминалах и т.п.;
- организовать для этого взаимодействие с оператором услуг по предоставлению данного кода. По словам авторов поправок, имеется в виду оператор национальной системы платежных карт.
Планируют ввести и другие новшества. Изменения заработают через 180 календарных дней после опубликования закона (ст. 3 проекта).
Напомним, ЦБ РФ поддерживает внедрение универсального QR-кода. Когда потребитель его отсканирует, то сможет выбрать удобный способ оплаты: через СБП, сервис банка или с помощью цифровых рублей.
Документ: Проект Федерального закона N 774598-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/774598-8)
КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 25 по 29 ноября 2024 г.
Минфин уточнил КБК для НДФЛ на 2025 год: изменения на регистрации в Минюсте(29.11.2024)
Ведомство скорректировало перечни КБК на 2025 год и плановый период. Изменения затронули, в частности, НДФЛ с доходов сотрудников. Так, нужно будет использовать коды:
- 1 01 02010 01 0000 110 - для суммы НДФЛ не более 312 тыс. руб. за налоговые периоды после 1 января 2025 года, не более 650 тыс. руб. - до 1 января 2025 года;
- 1 01 02080 01 0000 110 - для суммы НДФЛ более 312 тыс. руб., которая соответствует части налоговой базы от 2,4 млн до 5 млн руб., за налоговые периоды после 1 января 2025 года. Этот же код предлагают применять для суммы НДФЛ более 650 тыс. руб., которая относится к части налоговой базы от 5 млн руб., за налоговые периоды до 1 января 2025 года;
- 1 01 02150 01 0000 110 - для суммы НДФЛ более 702 тыс. руб., которая соответствует части налоговой базы от 5 млн до 20 млн руб.;
- 1 01 02160 01 0000 110 - для суммы НДФЛ более 3 402 тыс. руб., которая соответствует части налоговой базы от 20 млн до 50 млн руб.;
- 1 01 02170 01 0000 110 - для суммы НДФЛ более 9 402 тыс. руб., которая соответствует части налоговой базы свыше 50 млн руб.
Напомним, с 2025 года действует прогрессивная шкала НДФЛ, в которую включены 5 ставок.
Документ: Приказ Минфина России от 13.11.2024 N 165н (https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=310101)
Ведомство скорректировало перечни КБК на 2025 год и плановый период. Изменения затронули, в частности, НДФЛ с доходов сотрудников. Так, нужно будет использовать коды:
- 1 01 02010 01 0000 110 - для суммы НДФЛ не более 312 тыс. руб. за налоговые периоды после 1 января 2025 года, не более 650 тыс. руб. - до 1 января 2025 года;
- 1 01 02080 01 0000 110 - для суммы НДФЛ более 312 тыс. руб., которая соответствует части налоговой базы от 2,4 млн до 5 млн руб., за налоговые периоды после 1 января 2025 года. Этот же код предлагают применять для суммы НДФЛ более 650 тыс. руб., которая относится к части налоговой базы от 5 млн руб., за налоговые периоды до 1 января 2025 года;
- 1 01 02150 01 0000 110 - для суммы НДФЛ более 702 тыс. руб., которая соответствует части налоговой базы от 5 млн до 20 млн руб.;
- 1 01 02160 01 0000 110 - для суммы НДФЛ более 3 402 тыс. руб., которая соответствует части налоговой базы от 20 млн до 50 млн руб.;
- 1 01 02170 01 0000 110 - для суммы НДФЛ более 9 402 тыс. руб., которая соответствует части налоговой базы свыше 50 млн руб.
Напомним, с 2025 года действует прогрессивная шкала НДФЛ, в которую включены 5 ставок.
Документ: Приказ Минфина России от 13.11.2024 N 165н (https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=310101)
Повышение ставки по налогу на прибыль для радиоэлектроники - Совет Федерации одобрил поправки
Для ряда организаций радиоэлектронной промышленности действует льготный режим по уплате налога на прибыль. До конца 2024 года им установлена ставка 3%. Сенаторы одобрили продление режима еще на 3 года, но с повышением ставки до 8%.
Перечень компаний дополняется производителями оборудования для создания электронной компонентной базы, электронных модулей, электронной (радиоэлектронной) продукции.
Документы: Проект Федерального закона N 731807-8
Информация с сайта Совета Федерации от 27.11.2024 (http://council.gov.ru/events/news/162356/)
Для ряда организаций радиоэлектронной промышленности действует льготный режим по уплате налога на прибыль. До конца 2024 года им установлена ставка 3%. Сенаторы одобрили продление режима еще на 3 года, но с повышением ставки до 8%.
Перечень компаний дополняется производителями оборудования для создания электронной компонентной базы, электронных модулей, электронной (радиоэлектронной) продукции.
Документы: Проект Федерального закона N 731807-8
Информация с сайта Совета Федерации от 27.11.2024 (http://council.gov.ru/events/news/162356/)
Уплата НДС налоговым агентом - покупателем медных полуфабрикатов: сенаторы одобрили поправки
Обязанность по исчислению и уплате НДС по операциям реализации медных полуфабрикатов предлагают перенести на покупателей - производителей кабельно-проводниковой продукции.
Для этого введут 2 перечня:
- производителей кабельно-проводниковой продукции;
- производителей медных полуфабрикатов.
Перечни определят Минпромторг с ФНС в порядке, который установит правительство. Оно также сможет ввести доптребования к организациям и ИП, которые входят в перечень, к поручителям и договору поручительства.
Поправки заработают с 1 июля 2025 года.
Документы: Проект Федерального закона N 666139-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/666139-8)
Информация с сайта Совета Федерации от 27.11.2024 (http://council.gov.ru/events/news/162350/)
Обязанность по исчислению и уплате НДС по операциям реализации медных полуфабрикатов предлагают перенести на покупателей - производителей кабельно-проводниковой продукции.
Для этого введут 2 перечня:
- производителей кабельно-проводниковой продукции;
- производителей медных полуфабрикатов.
Перечни определят Минпромторг с ФНС в порядке, который установит правительство. Оно также сможет ввести доптребования к организациям и ИП, которые входят в перечень, к поручителям и договору поручительства.
Поправки заработают с 1 июля 2025 года.
Документы: Проект Федерального закона N 666139-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/666139-8)
Информация с сайта Совета Федерации от 27.11.2024 (http://council.gov.ru/events/news/162350/)
Декларация по УСН: ФНС хочет обновить контрольные соотношения
Поправки к контрольным соотношениям показателей деклараций (расчетов) проходят общественное обсуждение. Изменения затрагивают декларацию по УСН.
Таблицу планируют дополнить соотношениями 14.1.1 - 14.1.10 для деклараций за периоды с 2025 года. Так, например, можно будет установить:
- несоответствия раздела 1.1 декларации (соотношение 14.1.2);
- несоответствия раздела 1.2 декларации (соотношение 14.1.3);
- превышение порогового значения доходов в налоговом периоде (соотношение 14.1.4).
По соотношениям 14.1 - 14.10 нужно будет проверять декларации за периоды до 2024 года (включительно). Соотношения 14.5 - 14.7 хотят скорректировать. Так, сопоставлять потребуется показатели раздела 1.1 с показателями не только разделов 2.1.1 и 2.1.2, но и 4, раздела 1.2 - не только раздела 2.2, но и 4.
Документ: Проект приказа ФНС России
Поправки к контрольным соотношениям показателей деклараций (расчетов) проходят общественное обсуждение. Изменения затрагивают декларацию по УСН.
Таблицу планируют дополнить соотношениями 14.1.1 - 14.1.10 для деклараций за периоды с 2025 года. Так, например, можно будет установить:
- несоответствия раздела 1.1 декларации (соотношение 14.1.2);
- несоответствия раздела 1.2 декларации (соотношение 14.1.3);
- превышение порогового значения доходов в налоговом периоде (соотношение 14.1.4).
По соотношениям 14.1 - 14.10 нужно будет проверять декларации за периоды до 2024 года (включительно). Соотношения 14.5 - 14.7 хотят скорректировать. Так, сопоставлять потребуется показатели раздела 1.1 с показателями не только разделов 2.1.1 и 2.1.2, но и 4, раздела 1.2 - не только раздела 2.2, но и 4.
Документ: Проект приказа ФНС России
Налоговое уведомление: ФНС напомнила физлицам, что 2 декабря - последний день уплаты
Налоговики отметили, что общий срок уплаты имущественных налогов и НДФЛ за 2023 год истекает 2 декабря.
С 3 декабря долг по налогам будет расти каждый день за счет пеней. В этом случае инспекция направит требование об уплате. Если его не исполнить, дело может дойти до суда.
Удаленно оплатить налоги можно:
- через сервис "Заплати налоги";
- в личном кабинете налогоплательщика;
- на Госуслугах.
Также заплатить можно по QR- или штрихкоду из уведомления:
- через кассу местной администрации (исполнительно-распорядительного органа федеральной территории "Сириус");
- отделение банка или почты;
- МФЦ.
Ведомство напомнило, что налоговые уведомления направляются по почте заказным письмом или через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на Госуслугах. Также владельцы транспорта и недвижимости по заявлению могут получить уведомление в инспекции или через МФЦ.
Подробную информацию о налоговых уведомлениях можно узнать на промостранице ФНС.
Документ: Информация ФНС России от 27.11.2024 (https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/15445083/)
Налоговики отметили, что общий срок уплаты имущественных налогов и НДФЛ за 2023 год истекает 2 декабря.
С 3 декабря долг по налогам будет расти каждый день за счет пеней. В этом случае инспекция направит требование об уплате. Если его не исполнить, дело может дойти до суда.
Удаленно оплатить налоги можно:
- через сервис "Заплати налоги";
- в личном кабинете налогоплательщика;
- на Госуслугах.
Также заплатить можно по QR- или штрихкоду из уведомления:
- через кассу местной администрации (исполнительно-распорядительного органа федеральной территории "Сириус");
- отделение банка или почты;
- МФЦ.
Ведомство напомнило, что налоговые уведомления направляются по почте заказным письмом или через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на Госуслугах. Также владельцы транспорта и недвижимости по заявлению могут получить уведомление в инспекции или через МФЦ.
Подробную информацию о налоговых уведомлениях можно узнать на промостранице ФНС.
Документ: Информация ФНС России от 27.11.2024 (https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/15445083/)
ВС РФ напомнил, как исчислять срок обращения в суд по спорам об увольнении
Специалист подал иск в суд, чтобы в том числе установить факт трудовых отношений, признать увольнение незаконным и получить компенсацию.
Две инстанции встали на сторону работника, однако кассация с ними не согласилась. Она сочла, что пропущен срок подачи иска. О нарушении прав специалист узнал, когда ему объявили об увольнении и перестали допускать его к выполнению обязанностей. Однако обратился в суд спустя более чем полгода.
ВС РФ указал, что специальный месячный срок нельзя исчислять с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Он начинает течь со дня вручения специалисту копии приказа об увольнении или выдачи трудовой книжки либо отказа последнего от получения указанных документов. Также срок могут исчислять с даты предоставления сведений о трудовой деятельности. Работодатель эти действия не выполнил, а значит, срок нельзя считать пропущенным.
Отметим, ВС РФ уже напоминал судам об этом подходе.
Документы: Определение ВС РФ от 21.10.2024 N 127-КГ24-14-К4
Специалист подал иск в суд, чтобы в том числе установить факт трудовых отношений, признать увольнение незаконным и получить компенсацию.
Две инстанции встали на сторону работника, однако кассация с ними не согласилась. Она сочла, что пропущен срок подачи иска. О нарушении прав специалист узнал, когда ему объявили об увольнении и перестали допускать его к выполнению обязанностей. Однако обратился в суд спустя более чем полгода.
ВС РФ указал, что специальный месячный срок нельзя исчислять с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Он начинает течь со дня вручения специалисту копии приказа об увольнении или выдачи трудовой книжки либо отказа последнего от получения указанных документов. Также срок могут исчислять с даты предоставления сведений о трудовой деятельности. Работодатель эти действия не выполнил, а значит, срок нельзя считать пропущенным.
Отметим, ВС РФ уже напоминал судам об этом подходе.
Документы: Определение ВС РФ от 21.10.2024 N 127-КГ24-14-К4
Налоговая реформа: Госдума приняла проект с корректировками в третьем чтении(28.11.2024)
Депутаты продолжают уточнять НК РФ. Изменения затрагивают порядок учета расходов на рекламу, федеральный инвестиционный вычет, НДФЛ, акцизы и др. Большинство поправок должны заработать со следующего года.
Планируют, к примеру, запретить включать в расходы по налогу на прибыль затраты на рекламу, если ее разместили в интернете с нарушениями. Так, организация не сможет учесть расходы, если (п. 18 ст. 1 проекта):
- сведения о рекламе не предоставили в Роскомнадзор по закону о рекламе;
- ее распространили на информресурсе с ограниченным доступом;
- рекламу разместили на информресурсе иностранного лица, которое не исполнило требования законодательства РФ.
Более подробно об изменениях расскажем в ближайшее время в обзоре.
Документ: Проект Федерального закона N 746277-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/746277-8)
Депутаты продолжают уточнять НК РФ. Изменения затрагивают порядок учета расходов на рекламу, федеральный инвестиционный вычет, НДФЛ, акцизы и др. Большинство поправок должны заработать со следующего года.
Планируют, к примеру, запретить включать в расходы по налогу на прибыль затраты на рекламу, если ее разместили в интернете с нарушениями. Так, организация не сможет учесть расходы, если (п. 18 ст. 1 проекта):
- сведения о рекламе не предоставили в Роскомнадзор по закону о рекламе;
- ее распространили на информресурсе с ограниченным доступом;
- рекламу разместили на информресурсе иностранного лица, которое не исполнило требования законодательства РФ.
Более подробно об изменениях расскажем в ближайшее время в обзоре.
Документ: Проект Федерального закона N 746277-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/746277-8)
Проект с налоговыми изменениями о цифровой валюте прошел Совфед
Сенаторы одобрили поправки к НК РФ об обложении операций с цифровой валютой, о ее купле-продаже, а также об обязанностях операторов майнинговой инфраструктуры.
Цифровую валюту хотят признать имуществом (п. 1 ст. 1 проекта). Оператор майнинговой инфраструктуры будет сообщать в инспекцию сведения о майнинге того, кто это делает с помощью его инфраструктуры. Состав сведений определит ФНС (п. 2 ст. 1 проекта). Для оператора, который в срок не сообщил такие сведения, хотят ввести штраф (п. 3 ст. 1 проекта). Эти новшества заработают 1 января 2025 года (ч. 2 ст. 7 проекта).
В части обложения операций с цифровой валютой хотят предусмотреть такие правила:
- освободить от НДС операции по майнингу и реализации цифровой валюты (п. 1 ст. 2 проекта);
- доходы в виде цифровой валюты от майнинга в РФ признавать доходами от источников в РФ (п. 3 ст. 2 проекта);
- в целях НДФЛ доходы в виде цифровой валюты уменьшать на вычеты (пп. "б" п. 4, пп. "а" п. 8 ст. 2 проекта);
- к базе по доходам от купли-продажи и иного выбытия цифровой валюты применять дифференцированные ставки НДФЛ 13 и 15% (пп. "в" п. 4 ст. 2 проекта);
- доходы в виде цифровой валюты от майнинга учитывать во внереализационных доходах (п. 10 ст. 2 проекта);
- датой получения доходов от майнинга в целях НДФЛ и налога на прибыль признавать дату, на которую возникает право распоряжаться цифровой валютой (п. п. 9 и 12 ст. 2 проекта).
Отдельной статьей планируют ввести правила определения базы по операциям с цифровой валютой (п. 10 ст. 2 проекта). Есть и другие изменения. Поправки в части обложения операций с цифровой валютой вступят в силу через месяц после опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (ч. 3 ст. 7 проекта).
Документы: Проект Федерального закона N 1065710-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1065710-7)
Информация с сайта Совета Федерации от 27.11.2024 (http://council.gov.ru/events/news/162355/)
Сенаторы одобрили поправки к НК РФ об обложении операций с цифровой валютой, о ее купле-продаже, а также об обязанностях операторов майнинговой инфраструктуры.
Цифровую валюту хотят признать имуществом (п. 1 ст. 1 проекта). Оператор майнинговой инфраструктуры будет сообщать в инспекцию сведения о майнинге того, кто это делает с помощью его инфраструктуры. Состав сведений определит ФНС (п. 2 ст. 1 проекта). Для оператора, который в срок не сообщил такие сведения, хотят ввести штраф (п. 3 ст. 1 проекта). Эти новшества заработают 1 января 2025 года (ч. 2 ст. 7 проекта).
В части обложения операций с цифровой валютой хотят предусмотреть такие правила:
- освободить от НДС операции по майнингу и реализации цифровой валюты (п. 1 ст. 2 проекта);
- доходы в виде цифровой валюты от майнинга в РФ признавать доходами от источников в РФ (п. 3 ст. 2 проекта);
- в целях НДФЛ доходы в виде цифровой валюты уменьшать на вычеты (пп. "б" п. 4, пп. "а" п. 8 ст. 2 проекта);
- к базе по доходам от купли-продажи и иного выбытия цифровой валюты применять дифференцированные ставки НДФЛ 13 и 15% (пп. "в" п. 4 ст. 2 проекта);
- доходы в виде цифровой валюты от майнинга учитывать во внереализационных доходах (п. 10 ст. 2 проекта);
- датой получения доходов от майнинга в целях НДФЛ и налога на прибыль признавать дату, на которую возникает право распоряжаться цифровой валютой (п. п. 9 и 12 ст. 2 проекта).
Отдельной статьей планируют ввести правила определения базы по операциям с цифровой валютой (п. 10 ст. 2 проекта). Есть и другие изменения. Поправки в части обложения операций с цифровой валютой вступят в силу через месяц после опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (ч. 3 ст. 7 проекта).
Документы: Проект Федерального закона N 1065710-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1065710-7)
Информация с сайта Совета Федерации от 27.11.2024 (http://council.gov.ru/events/news/162355/)
ККТ: налоговики хотят добавить теги в общий перечень реквизитов фискальных документов
Проект изменений, вносимых в обязательные форматы фискальных документов (ФД), проходит публичное обсуждение. В общий перечень реквизитов ФД по сравнению с сентябрьским проектом хотят добавить теги (п. 1 проекта изменений):
- 1082 - сумма оплаты безналичными;
- 1234 - сведения обо всех оплатах по чеку безналичными;
- 1235 - сведения об оплате безналичными;
- 1236 - признак способа оплаты безналичными;
- 1237 - идентификаторы безналичной оплаты;
- 1238 - дополнительные сведения о безналичной оплате;
- 2040 - номер ФД кассового чека (кассового чека коррекции).
Тегов 1119 (сумма НДС чека) и 1120 (сумма НДС) в новом проекте нет.
Документ: Проект приказа ФНС России
Проект изменений, вносимых в обязательные форматы фискальных документов (ФД), проходит публичное обсуждение. В общий перечень реквизитов ФД по сравнению с сентябрьским проектом хотят добавить теги (п. 1 проекта изменений):
- 1082 - сумма оплаты безналичными;
- 1234 - сведения обо всех оплатах по чеку безналичными;
- 1235 - сведения об оплате безналичными;
- 1236 - признак способа оплаты безналичными;
- 1237 - идентификаторы безналичной оплаты;
- 1238 - дополнительные сведения о безналичной оплате;
- 2040 - номер ФД кассового чека (кассового чека коррекции).
Тегов 1119 (сумма НДС чека) и 1120 (сумма НДС) в новом проекте нет.
Документ: Проект приказа ФНС России
Расширен перечень товаров для соглашений о стабилизации цен
Производители и торговые сети смогут заключать с регионами соглашения о стабилизации цен не только на социально значимые продтовары, но и на любые другие важные для населения товары. Такое постановление приняло правительство.
Ранее неограниченный перечень товаров применяли только в ряде регионов.
Документы: Постановление Правительства РФ от 23.11.2024 N 1612
Производители и торговые сети смогут заключать с регионами соглашения о стабилизации цен не только на социально значимые продтовары, но и на любые другие важные для населения товары. Такое постановление приняло правительство.
Ранее неограниченный перечень товаров применяли только в ряде регионов.
Документы: Постановление Правительства РФ от 23.11.2024 N 1612
Информация с сайта Правительства РФ от 26.11.2024 (http://government.ru/docs/53441/)
Уголовная ответственность за подачу подложных деклараций и счетов-фактур - закон опубликован
4 декабря 2024 года заработают поправки к УК РФ, которые вводят наказание за организацию подачи в инспекцию или сбыта от имени юрлиц заведомо подложных счетов-фактур, деклараций (расчетов). Последние признают подложными, если в них есть ложные сведения об отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг или передаче имущественных прав. Если деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере, наказание может быть одним из таких:
- штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода осужденного) за период от 1 года до 2 лет;
- принудительные работы до 4 лет;
- лишение свободы на этот же срок с возможным штрафом до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) за период до 6 мес.
Отдельное наказание ввели за те же деяния, совершенные в особо крупном размере либо организованной группой, а также сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере.
Документ: Федеральный закон от 23.11.2024 N 406-ФЗ
Уголовная ответственность за подачу подложных деклараций и счетов-фактур - закон опубликован
4 декабря 2024 года заработают поправки к УК РФ, которые вводят наказание за организацию подачи в инспекцию или сбыта от имени юрлиц заведомо подложных счетов-фактур, деклараций (расчетов). Последние признают подложными, если в них есть ложные сведения об отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг или передаче имущественных прав. Если деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере, наказание может быть одним из таких:
- штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода осужденного) за период от 1 года до 2 лет;
- принудительные работы до 4 лет;
- лишение свободы на этот же срок с возможным штрафом до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) за период до 6 мес.
Отдельное наказание ввели за те же деяния, совершенные в особо крупном размере либо организованной группой, а также сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере.
Документ: Федеральный закон от 23.11.2024 N 406-ФЗ
Валютные операции с цифровыми правами: с 11 января заработают правила постановки контрактов на учет
ЦБ РФ уточнит, что внешнеторговый контракт, по которому рассчитываются цифровыми правами, надо ставить на учет в уполномоченном банке. Речь идет о договоре между резидентом и нерезидентом на выполнение работ, оказание услуг, передачу товаров, информации и результатов интеллектуальной деятельности.
Правило нужно соблюдать, если минимальный размер обязательств по такому импортному контракту эквивалентен 3 млн руб., а по экспортному - 10 млн руб. Показатель нужно рассчитывать по курсу валют на дату заключения договора или внесения последних изменений о его сумме.
Контракт надо поставить на учет не позже дня, когда запись о передаче или получении резидентом цифровых прав внесут в инвестиционную платформу или систему цифровых финансовых активов (ЦФА). Это касается случаев, когда стороны определили сумму обязательств в договоре.
Резидент направит в банк, который принял контракт на учет, уникальный номер договора, код вида операции и выписку от оператора инвестиционной платформы или системы ЦФА. Срок исполнения обязанности - не позже 15 рабочих дней после передачи цифровых прав. Если оператор системы ЦФА - это и есть данный банк, то представлять материалы не нужно.
11 января 2025 года вступят в силу и другие изменения. Сейчас нет спецнорм о постановке таких контрактов на учет.
Правило нужно соблюдать, если минимальный размер обязательств по такому импортному контракту эквивалентен 3 млн руб., а по экспортному - 10 млн руб. Показатель нужно рассчитывать по курсу валют на дату заключения договора или внесения последних изменений о его сумме.
Контракт надо поставить на учет не позже дня, когда запись о передаче или получении резидентом цифровых прав внесут в инвестиционную платформу или систему цифровых финансовых активов (ЦФА). Это касается случаев, когда стороны определили сумму обязательств в договоре.
Резидент направит в банк, который принял контракт на учет, уникальный номер договора, код вида операции и выписку от оператора инвестиционной платформы или системы ЦФА. Срок исполнения обязанности - не позже 15 рабочих дней после передачи цифровых прав. Если оператор системы ЦФА - это и есть данный банк, то представлять материалы не нужно.
11 января 2025 года вступят в силу и другие изменения. Сейчас нет спецнорм о постановке таких контрактов на учет.
Документ: Указание Банка России от 06.08.2024 N 6819-У
Налог на имущество по кадастровой стоимости в 2025 году: утвержден перечень объектов для Москвы(27.11.2024)
Правительство Москвы утвердило перечень нежилых объектов, по которым в следующем году налог надо считать по кадастровой стоимости.
В перечень вошло более 41 тыс. объектов коммерческой недвижимости общей площадью 99 млн кв. м. Это торговая и офисная недвижимость, здания и помещения предприятий общепита и бытового обслуживания. По сравнению с 2024 годом число объектов выросло на 11%.
Узнать, есть ли ваша недвижимость в новом перечне, можно здесь.
Документ: Информация с сайта мэра Москвы от 25.11.2024 (https://www.mos.ru/news/item/146916073/)
Правительство Москвы утвердило перечень нежилых объектов, по которым в следующем году налог надо считать по кадастровой стоимости.
В перечень вошло более 41 тыс. объектов коммерческой недвижимости общей площадью 99 млн кв. м. Это торговая и офисная недвижимость, здания и помещения предприятий общепита и бытового обслуживания. По сравнению с 2024 годом число объектов выросло на 11%.
Узнать, есть ли ваша недвижимость в новом перечне, можно здесь.
Документ: Информация с сайта мэра Москвы от 25.11.2024 (https://www.mos.ru/news/item/146916073/)
Бухгалтерский учет, финансовая отчетность и аудит: утверждены основные направления до 2030 года
Правительство утвердило основные направления госполитики в сфере бухучета, финансовой отчетности и аудита до 2030 года. Их будут использовать как ориентир при подготовке НПА и других отраслевых документов. План мероприятий по реализации этих направлений утвердит Минфин в ближайшие три месяца.
Цель госполитики - повышение достоверности, своевременности и комплексности информации о деятельности экономических субъектов. Планируется развивать систему стандартов бухучета и финансовой отчетности, расширить функционал ГИРБО и улучшить экономическую модель деятельности аудиторских организаций.
Бухучет. К 2030 году должны принять базовый комплект ФСБУ. В него, помимо уже принятых стандартов, должны войти стандарты бухучета доходов, расходов, биологических активов, финансовых активов и обязательств. Введение базового комплекта стандартов создаст основу для уточнения сферы обязательного составления консолидированной финансовой отчетности, обеспечит баланс интересов ее пользователей и затрат ее составителей.
Финансовая отчетность. Хотят расширить наполнение ГИРБО. В него станут включать консолидированную финансовую отчетность, раскрываемую информацию об устойчивости и промежуточную финансовую отчетность. Также планируют внедрить технологические решения. Они позволят учитывать нюансы формирования финансовой отчетности, представлять аудиторские заключения в электронной форме, расширить перечень инструментов контроля качества отчетности из ГИРБО.
Аудит. Среди прочего предлагают ввести мораторий на существенные новые изменения модели регулирования и контроля аудита до 2030 года. Также хотят сформировать практику оказания ряда услуг (налоговое и бухгалтерское сопровождение зарубежных активов, контролируемых иностранных инвестиций и др.). Планируют расширить методическую базу применения информтехнологий в сфере аудиторских услуг.
Документы: Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2024 N 3386-р
Информация с сайта Правительства РФ от 25.11.2024 (http://government.ru/news/53431/)
Правительство утвердило основные направления госполитики в сфере бухучета, финансовой отчетности и аудита до 2030 года. Их будут использовать как ориентир при подготовке НПА и других отраслевых документов. План мероприятий по реализации этих направлений утвердит Минфин в ближайшие три месяца.
Цель госполитики - повышение достоверности, своевременности и комплексности информации о деятельности экономических субъектов. Планируется развивать систему стандартов бухучета и финансовой отчетности, расширить функционал ГИРБО и улучшить экономическую модель деятельности аудиторских организаций.
Бухучет. К 2030 году должны принять базовый комплект ФСБУ. В него, помимо уже принятых стандартов, должны войти стандарты бухучета доходов, расходов, биологических активов, финансовых активов и обязательств. Введение базового комплекта стандартов создаст основу для уточнения сферы обязательного составления консолидированной финансовой отчетности, обеспечит баланс интересов ее пользователей и затрат ее составителей.
Финансовая отчетность. Хотят расширить наполнение ГИРБО. В него станут включать консолидированную финансовую отчетность, раскрываемую информацию об устойчивости и промежуточную финансовую отчетность. Также планируют внедрить технологические решения. Они позволят учитывать нюансы формирования финансовой отчетности, представлять аудиторские заключения в электронной форме, расширить перечень инструментов контроля качества отчетности из ГИРБО.
Аудит. Среди прочего предлагают ввести мораторий на существенные новые изменения модели регулирования и контроля аудита до 2030 года. Также хотят сформировать практику оказания ряда услуг (налоговое и бухгалтерское сопровождение зарубежных активов, контролируемых иностранных инвестиций и др.). Планируют расширить методическую базу применения информтехнологий в сфере аудиторских услуг.
Документы: Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2024 N 3386-р
Информация с сайта Правительства РФ от 25.11.2024 (http://government.ru/news/53431/)
Кассация напомнила, что приказ об увольнении можно издать заранее
С работником расторгли трудовой договор по его инициативе. Однако он обратился в суд, чтобы признать действия организации незаконными.
Три инстанции нарушений не увидели. Кассация отклонила довод о том, что приказ о прекращении трудового договора составили до даты увольнения. Его можно издать как в день увольнения, так и заранее. ТК РФ этого не запрещает.
Отметим, мнение разделяют и другие суды (например, 6-й КСОЮ), а также Роструд.
Документы: Определение 4-го КСОЮ от 25.09.2024 N 88-29223/2024
С работником расторгли трудовой договор по его инициативе. Однако он обратился в суд, чтобы признать действия организации незаконными.
Три инстанции нарушений не увидели. Кассация отклонила довод о том, что приказ о прекращении трудового договора составили до даты увольнения. Его можно издать как в день увольнения, так и заранее. ТК РФ этого не запрещает.
Отметим, мнение разделяют и другие суды (например, 6-й КСОЮ), а также Роструд.
Документы: Определение 4-го КСОЮ от 25.09.2024 N 88-29223/2024
КС РФ: выплаты при сокращении с основного места положены даже тем, кто работает по совместительству
Специалиста сократили с основной работы из организации, которая располагалась в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Суды отказались взыскать среднюю зарплату за период трудоустройства, так как он был устроен по совместительству на другом предприятии.
КС РФ указал: нельзя только из-за того, что у сотрудника есть работа по совместительству, лишать его выплат на основном месте при сокращении или ликвидации организации. Гарантия должна обеспечивать материальную поддержку всем работникам, которых уволили по этим основаниям.
Дело в том, что работа по совместительству не становится основной автоматически, без соглашения сторон. Она не исключает того, что специалисту нужно искать новое основное место из-за утраты части дохода. Этот процесс может занять время, в течение которого пособие по безработице не платят. Такой работник нуждается в материальной поддержке, ему положены гарантии в виде выплаты среднего заработка за период трудоустройства.
Ранее суды решали этот вопрос по-разному. Совместители оказывались в неравном положении.
Изменить следует как специальную норму для работников организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, так и общую для всех остальных. При этом законодатель может уточнить условия выплат совместителям.
Документ: Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2024 N 54-П
Специалиста сократили с основной работы из организации, которая располагалась в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Суды отказались взыскать среднюю зарплату за период трудоустройства, так как он был устроен по совместительству на другом предприятии.
КС РФ указал: нельзя только из-за того, что у сотрудника есть работа по совместительству, лишать его выплат на основном месте при сокращении или ликвидации организации. Гарантия должна обеспечивать материальную поддержку всем работникам, которых уволили по этим основаниям.
Дело в том, что работа по совместительству не становится основной автоматически, без соглашения сторон. Она не исключает того, что специалисту нужно искать новое основное место из-за утраты части дохода. Этот процесс может занять время, в течение которого пособие по безработице не платят. Такой работник нуждается в материальной поддержке, ему положены гарантии в виде выплаты среднего заработка за период трудоустройства.
Ранее суды решали этот вопрос по-разному. Совместители оказывались в неравном положении.
Изменить следует как специальную норму для работников организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, так и общую для всех остальных. При этом законодатель может уточнить условия выплат совместителям.
Документ: Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2024 N 54-П
Отнесение оборудования к недвижимости для налога на имущество: ФНС разъяснила позицию ВС РФ(26.11.2024)
Ведомство привело решение суда о том, что вращающиеся печи не признаются объектом по налогу на имущество организаций. Так, оно отметило:
- понятия сложной вещи и единого недвижимого комплекса, которые используют в гражданском обороте, не отвечают целям налогообложения. Юридическое значение имеют критерии признания основных средств в бухучете;
- оборудование не относится к зданиям и сооружениям. У него своя группа ОС (кроме случаев, когда это неотъемлемая часть здания). Оборудование на фундаменте не признается сооружением. Фундаменты входят в состав объектов. Фундаменты крупногабаритного оборудования, которые сооружены одновременно со строительством здания, входят в его состав. Они - неотъемлемые составные части зданий;
- факты использования имущества по назначению или объединения его в имущественный комплекс для сделок нельзя считать достаточными основаниями для квалификации всех частей комплекса как объектов налогообложения;
- объекты не могут быть частью здания (сооружения), поскольку оно построено для обслуживания их работы;
- оборудование, которое не признается частью зданий, или признается, но не учитывается в комплексе конструктивно сочлененных предметов, не облагается налогом.
Полагаем, такие выводы актуальны для сходного оборудования.
Отметим, ФНС скорректировала перечень оборудования, которое признается частью недвижимости.
Документ: Письмо ФНС России от 19.11.2024 N БС-4-21/13153@
Ведомство привело решение суда о том, что вращающиеся печи не признаются объектом по налогу на имущество организаций. Так, оно отметило:
- понятия сложной вещи и единого недвижимого комплекса, которые используют в гражданском обороте, не отвечают целям налогообложения. Юридическое значение имеют критерии признания основных средств в бухучете;
- оборудование не относится к зданиям и сооружениям. У него своя группа ОС (кроме случаев, когда это неотъемлемая часть здания). Оборудование на фундаменте не признается сооружением. Фундаменты входят в состав объектов. Фундаменты крупногабаритного оборудования, которые сооружены одновременно со строительством здания, входят в его состав. Они - неотъемлемые составные части зданий;
- факты использования имущества по назначению или объединения его в имущественный комплекс для сделок нельзя считать достаточными основаниями для квалификации всех частей комплекса как объектов налогообложения;
- объекты не могут быть частью здания (сооружения), поскольку оно построено для обслуживания их работы;
- оборудование, которое не признается частью зданий, или признается, но не учитывается в комплексе конструктивно сочлененных предметов, не облагается налогом.
Полагаем, такие выводы актуальны для сходного оборудования.
Отметим, ФНС скорректировала перечень оборудования, которое признается частью недвижимости.
Документ: Письмо ФНС России от 19.11.2024 N БС-4-21/13153@
Уведомление ЕНП в декабре: налоговая служба напомнила о некоторых кодах периодов
При подаче уведомления по единому налоговому платежу в декабре для верного определения принадлежности денег нужно указать такие коды отчетного периода:
- по уплаченным страховым взносам за декабрь - 34/03;
- по исчисленному НДФЛ с 23 по 31 декабря 2024 года - 34/13.
Документ: Письмо ФНС России от 18.11.2024 N БС-4-11/13083@
При подаче уведомления по единому налоговому платежу в декабре для верного определения принадлежности денег нужно указать такие коды отчетного периода:
- по уплаченным страховым взносам за декабрь - 34/03;
- по исчисленному НДФЛ с 23 по 31 декабря 2024 года - 34/13.
Документ: Письмо ФНС России от 18.11.2024 N БС-4-11/13083@
В требовании об уплате недоимки указали неверную сумму - суд признал решение о взыскании незаконным
Инспекция при формировании требования об уплате задолженности по налогам, пеням, штрафам включила в него не всю сумму долга. Позже из-за неисполнения требования налоговая вынесла решение о взыскании долга за счет денег на счетах. При этом размер взыскания увеличила. Проверяющие посчитали: при изменении задолженности выставлять уточненное требование не нужно.
13-й ААС позицию налоговой не поддержал. Инспекция не должна выставлять уточненное требование, если размер отрицательного сальдо изменился на этапе взыскания. Однако в данном случае налоговая ошибочно не включила долг, который уже был на момент формирования требования. Решение о взыскании задолженности в части превышения неправомерно.
Документ: Постановление 13-го ААС от 01.10.2024 по делу N А56-335/2024
Инспекция при формировании требования об уплате задолженности по налогам, пеням, штрафам включила в него не всю сумму долга. Позже из-за неисполнения требования налоговая вынесла решение о взыскании долга за счет денег на счетах. При этом размер взыскания увеличила. Проверяющие посчитали: при изменении задолженности выставлять уточненное требование не нужно.
13-й ААС позицию налоговой не поддержал. Инспекция не должна выставлять уточненное требование, если размер отрицательного сальдо изменился на этапе взыскания. Однако в данном случае налоговая ошибочно не включила долг, который уже был на момент формирования требования. Решение о взыскании задолженности в части превышения неправомерно.
Документ: Постановление 13-го ААС от 01.10.2024 по делу N А56-335/2024
АУСН: правительство проиндексировало взносы на травматизм с 2025 года
Кабмин увеличил в 1,13 раза фиксированный размер взносов на травматизм для плательщиков, которые применяют автоматизированную УСН. С 1 января взнос составит 2750 руб. в год (в 2024 году - 2434 руб.).
Документ: Постановление Правительства РФ от 14.11.2024 N 1547 (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411220043)
Кабмин увеличил в 1,13 раза фиксированный размер взносов на травматизм для плательщиков, которые применяют автоматизированную УСН. С 1 января взнос составит 2750 руб. в год (в 2024 году - 2434 руб.).
Документ: Постановление Правительства РФ от 14.11.2024 N 1547 (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411220043)
Финансовое обеспечение предупредительных мер: с 1 января 2025 года действуют новые правила Минтруда(25.11.2024)
Ведомство утвердило новые правила финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний. Они заработают со следующего года.Страхователь среди прочего будет:
- прилагать документы, которые обосновывают финансовое обеспечение предупредительных мер, только 1 раз - к заявлению о возмещении расходов. Из этого правила есть исключение (п. п. 4 и 7 правил). Сейчас их подают с заявлением о финансировании и каждый раз при внесении изменений в план финансового обеспечения;
- сам определять перечень предупредительных мер в текущем году;
- сам решать, вносить ли изменения в план финансового обеспечения в пределах разрешенной суммы. При этом повторно направлять заявление и план в СФР не нужно;
- сдавать меньше документов, которые обосновывают ряд предупредительных мер (пп. "ж" и "и" п. 11 правил).
Страхователь сможет, в частности:
- дополнительно обратиться с заявлением и планом финансового обеспечения до 1 сентября текущего года;
- подать заявление о возмещении расходов не позднее 15 ноября текущего календарного года. Сейчас срок - не позднее 15 декабря текущего года.
Рекомендуемый образец плана финансового обеспечения уточнили. Его табличная часть стала меньше.
Документ: Приказ Минтруда России от 11.07.2024 N 347н
Предупредительные меры по сокращению травматизма: СФР хочет утвердить 2 формы заявлений и регламент
Фонд разработал обновленную форму заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер. Прежняя утратит силу. Также он хочет нормативно установить форму заявления о возмещении расходов. Сейчас есть только рекомендуемая форма такого заявления.Заявление о финансовом обеспечении. В новой форме не станет шапки. В каждом из 4 представленных в заявлении способов вручения решения о финансовом обеспечении (решения об отказе в финансовом обеспечении) нужно будет проставить отметку "да" или "нет".
Заявление о возмещении расходов. Сведения о страхователе, регистрационный номер и код подчиненности потребуется указывать в самом заявлении. Сейчас их вносят в шапку заявления. В нем надо будет также выбрать один из 4 способов вручения решения о возмещении расходов (решения об отказе в возмещении).
СФР среди прочего подготовил и обновленный регламент по предоставлению госуслуги взамен действующего регламента ФСС. В нем будет 12 вариантов оказания услуги.
Документ: Проект приказа СФР
Проект об универсальном QR-коде для оплаты товаров, работ и услуг внесен в Госдуму
Согласно поправкам кредитные организации и филиалы иностранных банков станут предоставлять клиентам реквизиты перевода или ссылку на них только через универсальный платежный код (абз. 2 п. 2 ст. 2 проекта). Полагаем, речь идет о том, что мобильные приложения нужно настроить так, чтобы они позволяли сканировать для безналичной оплаты только такой QR-код.
Также у кредитных организаций и филиалов иностранных банков появятся обязанности (абз. 3 п. 2 и пп. "в" п. 3 ст. 2 проекта):
- обеспечить возможность своим бизнес-клиентам (продавцам, исполнителям и пр.) отображать универсальный QR-код на кассах, в терминалах и т.п.;
- организовать для этого взаимодействие с оператором услуг по предоставлению данного кода. По словам авторов поправок, имеется в виду оператор национальной системы платежных карт.
Планируют ввести и другие новшества. Изменения заработают через 180 календарных дней после опубликования закона (ст. 3 проекта).
Напомним, ЦБ РФ поддерживает внедрение универсального QR-кода. Когда потребитель его отсканирует, то сможет выбрать удобный способ оплаты: через СБП, сервис банка или с помощью цифровых рублей.
Документ: Проект Федерального закона N 774598-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/774598-8)