02.10.2023
Минстрой утвердил новые порядок определения НМЦК, методику составления сметы и правила изменения цены строительных контрактов "под ключ". Документы применят при закупках по спецнорме, которые можно проводить до 1 января 2025 года.
Порядок действий при определении НМЦК в уровне цен периода исполнения контракта не изменят. При этом региональные заказчики смогут использовать свои индексы фактической и прогнозной инфляции, если закупку финансируют из бюджета субъекта РФ.
Уточнят формулу индекса прогнозной инфляции на срок работ более года. Вместо индекса прогнозной инфляции за первый год строительства в расчет включат тот же индекс, но для периода исполнения контракта. Показатель рассчитают по формулам из порядка определения НМЦК в сфере градостроительства.
При расчете изменения цены контракта заказчики учтут в том числе стоимость:
- разработки рабочей документации;
- подрядных работ в уровне цен утвержденной сметы;
- подготовительных работ, которые выполнили до даты получения положительного заключения госэкспертизы в части проверки достоверности сметной стоимости.
Есть и другие изменения.
Документ: Приказ Минстроя России от 21.08.2023 N 604/пр
УФАС не поддержало отклонение заявки, к которой не приложили обоснование демпинга по Закону N 223-ФЗ (02.10.2023)
В закупке продуктов установили антидемпинговые требования: при снижении НМЦД более чем на 25% участников обязали предоставлять обоснование цены. Один из участников демпинговал, но не приложил нужные документы к заявке. Заказчик ее отклонил.
УФАС решило, что участника отстранили незаконно:
- заказчик не уточнил, на каком этапе торгов нужно предоставить обоснование демпинга - при подаче заявки или при заключении договора;
- из закупочной документации не следовало, что участники должны прилагать документы к заявке.
ФАС также отмечала: не следует требовать, чтобы в обоснование демпинговой цены включали документы о наличии продукции. Закон N 223-ФЗ не обязывает приобретать ее заранее.
Документы: Решение Новосибирского УФАС России от 24.08.2023 N 054/01/18.1-1654/2023
Применяются ли антидемпинговые меры при закупках по Закону N 223-ФЗ
КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс со 2 по 6 октября 2023 года.
Закон N 223-ФЗ: для ГУП и МУП хотят упростить порядок передачи имущества в аренду - проект в Госдуме (06.10.2023)
Планируют, что заказчики из числа ГУП или МУП смогут передавать в том числе в аренду свое имущество без торгов контрагентам, с которыми заключили договоры по итогам конкурса или аукциона по Закону N 223-ФЗ. Это возможно, если:
- имущество передают для исполнения договора и это предусмотрели в документации о закупке;
- срок пользования им не выше периода исполнения договора.
Новшество не коснется предприятий, если цель их создания и основной вид деятельности - водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и обращение с ТКО.
Отметим, сейчас передавать имущество в таком порядке могут только государственные или муниципальные автономные учреждения.
Документ: Проект Федерального закона N 448954-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/448954-8)
Планируют, что заказчики из числа ГУП или МУП смогут передавать в том числе в аренду свое имущество без торгов контрагентам, с которыми заключили договоры по итогам конкурса или аукциона по Закону N 223-ФЗ. Это возможно, если:
- имущество передают для исполнения договора и это предусмотрели в документации о закупке;
- срок пользования им не выше периода исполнения договора.
Новшество не коснется предприятий, если цель их создания и основной вид деятельности - водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и обращение с ТКО.
Отметим, сейчас передавать имущество в таком порядке могут только государственные или муниципальные автономные учреждения.
Документ: Проект Федерального закона N 448954-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/448954-8)
Подрядчик не подтвердил затраты на НДС - суд не взыскал доплату до твердой цены госконтракта (05.10.2023)
Стороны заключили контракт на выполнение работ. Цена включала НДС на материалы и эксплуатацию машин.
Работы завершили. Заказчик оплатил результат частично. Из итоговой суммы удержали НДС, поскольку подрядчик не подтвердил, что понес подобные расходы при расчетах с контрагентами.
Кассация не нашла оснований для доплаты:
- заказчику не представили товарные накладные и счета-фактуры с выделением в них суммы налога, которая подлежала бы возмещению. В справке КС-3 эти расходы также не отразили;
- оплачивают только выполненные работы. Разница в стоимости с твердой ценой не повод для доплаты, если подрядчик не подтвердил, что произвел работы на большую сумму. Компенсация НДС приведет к неосновательному обогащению контрагента;
- стороны расторгли сделку по соглашению без финансовых претензий. В документе отразили стоимость выполненных работ, которую заказчик уже оплатил.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
В практике есть пример, когда заказчик уменьшил оплату на сумму НДС, но кассация деньги не взыскала. Стороны согласовали, что цена не содержала налог, если подрядчик его не платил. Кроме того, в приемочных документах указали стоимость работ без НДС. С выводами согласился и ВС РФ.
Документы: Определение ВС РФ от 21.09.2023 N 307-ЭС23-12695
Стороны заключили контракт на выполнение работ. Цена включала НДС на материалы и эксплуатацию машин.
Работы завершили. Заказчик оплатил результат частично. Из итоговой суммы удержали НДС, поскольку подрядчик не подтвердил, что понес подобные расходы при расчетах с контрагентами.
Кассация не нашла оснований для доплаты:
- заказчику не представили товарные накладные и счета-фактуры с выделением в них суммы налога, которая подлежала бы возмещению. В справке КС-3 эти расходы также не отразили;
- оплачивают только выполненные работы. Разница в стоимости с твердой ценой не повод для доплаты, если подрядчик не подтвердил, что произвел работы на большую сумму. Компенсация НДС приведет к неосновательному обогащению контрагента;
- стороны расторгли сделку по соглашению без финансовых претензий. В документе отразили стоимость выполненных работ, которую заказчик уже оплатил.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
В практике есть пример, когда заказчик уменьшил оплату на сумму НДС, но кассация деньги не взыскала. Стороны согласовали, что цена не содержала налог, если подрядчик его не платил. Кроме того, в приемочных документах указали стоимость работ без НДС. С выводами согласился и ВС РФ.
Документы: Определение ВС РФ от 21.09.2023 N 307-ЭС23-12695
Госзаказчик установил 2 позиции доптребований - апелляция не нашла нарушений (03.10.2023)
Заказчик - учреждение культуры закупал услуги по техобслуживанию систем кондиционирования в музее и установил 2 позиции доптребований:
- для работ, которые связаны с допуском контрагентов в том числе к хранилищам музеев;
- для услуг по техобслуживанию зданий.
Контролеры и суд первой инстанции посчитали это незаконным. Апелляция же не нашла нарушений:
- два доптребования установили из-за специфики деятельности заказчика - музейного учреждения и объекта закупки. Услуги следовало предоставлять в хранилищах этого музея. Участнику мало иметь только опыт исполнения договора на техобслуживание зданий;
- спорные требования к участникам закупки в данном случае не ограничивают права одних субъектов и не дают преимущества другим.
Документ: Постановление 9-го ААС от 14.09.2023 по делу N А40-22121/2023
Расчет НМЦК, подготовка смет и изменение цены контрактов "под ключ": новшества с 7 октября 2023 года (02.10.2023)Заказчик - учреждение культуры закупал услуги по техобслуживанию систем кондиционирования в музее и установил 2 позиции доптребований:
- для работ, которые связаны с допуском контрагентов в том числе к хранилищам музеев;
- для услуг по техобслуживанию зданий.
Контролеры и суд первой инстанции посчитали это незаконным. Апелляция же не нашла нарушений:
- два доптребования установили из-за специфики деятельности заказчика - музейного учреждения и объекта закупки. Услуги следовало предоставлять в хранилищах этого музея. Участнику мало иметь только опыт исполнения договора на техобслуживание зданий;
- спорные требования к участникам закупки в данном случае не ограничивают права одних субъектов и не дают преимущества другим.
Документ: Постановление 9-го ААС от 14.09.2023 по делу N А40-22121/2023
Минстрой утвердил новые порядок определения НМЦК, методику составления сметы и правила изменения цены строительных контрактов "под ключ". Документы применят при закупках по спецнорме, которые можно проводить до 1 января 2025 года.
Порядок действий при определении НМЦК в уровне цен периода исполнения контракта не изменят. При этом региональные заказчики смогут использовать свои индексы фактической и прогнозной инфляции, если закупку финансируют из бюджета субъекта РФ.
Уточнят формулу индекса прогнозной инфляции на срок работ более года. Вместо индекса прогнозной инфляции за первый год строительства в расчет включат тот же индекс, но для периода исполнения контракта. Показатель рассчитают по формулам из порядка определения НМЦК в сфере градостроительства.
При расчете изменения цены контракта заказчики учтут в том числе стоимость:
- разработки рабочей документации;
- подрядных работ в уровне цен утвержденной сметы;
- подготовительных работ, которые выполнили до даты получения положительного заключения госэкспертизы в части проверки достоверности сметной стоимости.
Есть и другие изменения.
Документ: Приказ Минстроя России от 21.08.2023 N 604/пр
УФАС не поддержало отклонение заявки, к которой не приложили обоснование демпинга по Закону N 223-ФЗ (02.10.2023)
В закупке продуктов установили антидемпинговые требования: при снижении НМЦД более чем на 25% участников обязали предоставлять обоснование цены. Один из участников демпинговал, но не приложил нужные документы к заявке. Заказчик ее отклонил.
УФАС решило, что участника отстранили незаконно:
- заказчик не уточнил, на каком этапе торгов нужно предоставить обоснование демпинга - при подаче заявки или при заключении договора;
- из закупочной документации не следовало, что участники должны прилагать документы к заявке.
ФАС также отмечала: не следует требовать, чтобы в обоснование демпинговой цены включали документы о наличии продукции. Закон N 223-ФЗ не обязывает приобретать ее заранее.
Документы: Решение Новосибирского УФАС России от 24.08.2023 N 054/01/18.1-1654/2023
Применяются ли антидемпинговые меры при закупках по Закону N 223-ФЗ
Аналитический обзор: документ недели