07.08.2023

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".  

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 08 августа по 11 августа 2023 года.


В строительной госзакупке не оценивали опыт капремонта и сноса - кассация подход поддержала (11.08.2023)

Заказчик приобретал работы по строительству путепроводов "под ключ". Опыт участников оценивали только из договоров на строительство (реконструкцию) автодорог, а также комплексных контрактов, которые включали подобные работы.
УФАС решило, что заказчик незаконно ограничил предмет договоров, которыми участники подтверждали квалификацию. Он не учитывал опыт работ по капремонту и сносу, хотя этого требует положение об оценке.
Суды с контролерами не согласились:
- заказчику следовало установить требование о наличии опыта лишь по строительству и реконструкции без учета капремонта и сноса. Только такой опыт позволял выполнить весь комплекс работ от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию;
- положение об оценке разрешает заказчику сформировать порядок оценки заявок с учетом своих потребностей, целей и значимости закупки. Уменьшение числа участников из-за высоких требований не нарушает принципа равноправия, если гарантирует, что победитель выполнит обязательства;
- предмет договоров ограничили обоснованно. Только опыт строительства и реконструкции соответствовал будущему контракту. Если бы заказчик учитывал в том числе договоры на капремонт и снос, оценка квалификации потеряла бы смысл.
Сходную позицию недавно поддержал и ВС РФ.
Документ: Постановление АС Московского округа от 25.07.2023 по делу N А40-197955/2022

Единственный поставщик: подписан закон о новом основании для региональных медицинских госзакупок (10.08.2023)

С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения (в т.ч. муниципальные учреждения муниципальных образований субъекта РФ) смогут приобретать неконкурентным способом среди прочего:
- лекарства;
- лечебное питание;
- медизделия;
- средства для дезинфекции.
Провести закупку разрешат у таких единственных поставщиков:
- ГУП субъекта РФ;
- АО, если 100% его акций принадлежат субъекту РФ.
Для подобных закупок предусмотрели нюансы. Например, нужно будет уведомлять о заключении контракта контрольный орган.
С 4 августа 2023 года до 30 июня 2024 года включительно указанные заказчики могут закупать в том числе перечисленные товары у ГУП субъекта РФ, если региональными законодательными актами на него возложили полномочия по их поставке для этих заказчиков.
Документ: Федеральный закон от 04.08.2023 N 444-ФЗ
 
Предельный размер обязательств на первом уровне строительной СРО увеличат с 15 августа 2023 года (10.08.2023)

Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня - не выше 60 млн руб.
Скорректируют и максимальный размер обязательств члена СРО по строительным договорам, которые заключают на торгах. Совокупный предел для первого уровня ответственности увеличат с 60 млн до 90 млн руб.
Минимальные размеры взносов в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств не повысят.
Документ: Федеральный закон от 04.08.2023 N 435-ФЗ


С 15 августа случаев заключения госконтрактов в упрощенной форме станет больше - закон опубликован (09.08.2023)

При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
Новшеством смогут воспользоваться, в частности, заказчики из спецперечня, в т.ч. их подведомственные госучреждения и ГУП.
Документ: Федеральный закон от 04.08.2023 N 443-ФЗ

Госзаказчика не предупредили о допработах - суды не взыскали их оплату (08.08.2023)

Стороны договорились о строительстве моста. При исполнении контракта подрядчик выявил, что реальный объем работ не соответствовал сметному: мост оказался длиннее более чем в 2 раза. Позже заказчика попросили оплатить допработы, но он отказал.
Три инстанции деньги не взыскали:
- допработы не согласовывали. Локальные сметы заказчик не подписывал, соглашение стороны не оформляли;
- о том, что контракт нельзя исполнить, подрядчик не заявлял, строительство не останавливал;
- о необходимости в допработах заказчику не сообщали. С просьбой об их оплате подрядчик обратился уже после приемки;
- неотложность спорных работ не доказали. До заключения контракта подрядчик знал об условиях его исполнения.
Доводы о согласовании допработ в переписке суды отклонили, поскольку не увидели последовательного, явного и утвердительного согласия заказчика на увеличение цены контракта.
Отметим, в практике есть пример, когда с заказчика взыскали плату за допработы. Суды решили, что их согласовали конклюдентными действиями и перепиской, а отсутствие письменного предупреждения не освобождало заказчика от оплаты.
Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 17.07.2023 по делу N А58-3710/2022

 



Аналитический обзор: документ недели