11.12.2023
КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 11 по 15 декабря 2023 года.
План закупок по Закону N 223-ФЗ: правительство обновит перечень заказчиков для проверки в части СМСП(14.12.2023)
С 1 января 2024 года дополнят перечень заказчиков, чьи проекты планов закупки и изменений в такие планы проходят оценку соответствия закону в части СМСП.
В список включат более 260 новых компаний. В их числе аэропорты, ресурсоснабжающие, научно-технические и другие организации. Ряд действующих позиций перечня актуализируют с учетом реорганизации отдельных юрлиц.
Напомним, документы таких заказчиков проверяет Корпорация МСП. Она смотрит:
- проекты планов закупки;
- проекты изменений в планы, если годовой объем закупок среди СМСП уменьшают до уровня ниже нормативного или меняют информацию о закупках по перечню товаров, работ, услуг, которые приобретают у СМСП.
Как проводят оценку соответствия планов закупок, подскажет готовое решение.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 09.12.2023 N 3535-р
Госзаказчик не стал увеличивать цену контракта после долгого согласования - суды взыскали доплату
Стороны заключили контракт на капремонт. При исполнении подорожали материалы, поэтому подрядчик предложил увеличить цену по спецоснованию. Заказчик проверил и подтвердил его доводы, но решение не принял.
Подрядчик не раз спрашивал, когда стороны заключат соглашение об увеличении цены контракта, но ему отвечали, что вопрос еще рассматривают. После того как ремонт закончили, заказчик не стал менять цену. Контрагент обратился в суд.
Три инстанции взыскали с заказчика доплату:
- заказчик согласовывал увеличение цены более 8 месяцев. Когда ремонт завершили, он отказал. Это злоупотребление правом. Подрядчик мог расторгнуть сделку, если бы ему ответили вовремя;
- отказ заключить соглашение был немотивированным. Заказчик отклонил требование контрагента из-за замечаний по оформлению документов, но не просил их устранить. Правильность расчетов увеличения цены не оспаривали;
- сохранение условий договора нарушило баланс интересов сторон и привело к негативным последствиям для подрядчика. Он законно потребовал доплаты.
В практике есть пример, когда суды не поддержали подрядчика в сходном споре, поскольку, в частности, контракт уже исполнили. В таком случае уже нельзя увеличить цену контракта по спецоснованию.
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 27.11.2023 по делу N А12-33828/2022
С 1 января 2024 года дополнят перечень заказчиков, чьи проекты планов закупки и изменений в такие планы проходят оценку соответствия закону в части СМСП.
В список включат более 260 новых компаний. В их числе аэропорты, ресурсоснабжающие, научно-технические и другие организации. Ряд действующих позиций перечня актуализируют с учетом реорганизации отдельных юрлиц.
Напомним, документы таких заказчиков проверяет Корпорация МСП. Она смотрит:
- проекты планов закупки;
- проекты изменений в планы, если годовой объем закупок среди СМСП уменьшают до уровня ниже нормативного или меняют информацию о закупках по перечню товаров, работ, услуг, которые приобретают у СМСП.
Как проводят оценку соответствия планов закупок, подскажет готовое решение.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 09.12.2023 N 3535-р
Госзаказчик не стал увеличивать цену контракта после долгого согласования - суды взыскали доплату
Стороны заключили контракт на капремонт. При исполнении подорожали материалы, поэтому подрядчик предложил увеличить цену по спецоснованию. Заказчик проверил и подтвердил его доводы, но решение не принял.
Подрядчик не раз спрашивал, когда стороны заключат соглашение об увеличении цены контракта, но ему отвечали, что вопрос еще рассматривают. После того как ремонт закончили, заказчик не стал менять цену. Контрагент обратился в суд.
Три инстанции взыскали с заказчика доплату:
- заказчик согласовывал увеличение цены более 8 месяцев. Когда ремонт завершили, он отказал. Это злоупотребление правом. Подрядчик мог расторгнуть сделку, если бы ему ответили вовремя;
- отказ заключить соглашение был немотивированным. Заказчик отклонил требование контрагента из-за замечаний по оформлению документов, но не просил их устранить. Правильность расчетов увеличения цены не оспаривали;
- сохранение условий договора нарушило баланс интересов сторон и привело к негативным последствиям для подрядчика. Он законно потребовал доплаты.
В практике есть пример, когда суды не поддержали подрядчика в сходном споре, поскольку, в частности, контракт уже исполнили. В таком случае уже нельзя увеличить цену контракта по спецоснованию.
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 27.11.2023 по делу N А12-33828/2022
Новые ограничения по срокам оплаты договора: поправки к Закону N 223-ФЗ поступили в Госдуму(12.12.2023)
Заказчикам по Закону N 223-ФЗ запретят устанавливать свои сроки оплаты по договору в положении о закупке.
Все будут применять общее правило о сроке - не более 7 рабочих дней с даты приемки. Исключение - случаи, когда для нужд обороны и безопасности страны в законе или акте правительства установили иной срок.
Планируют, что новшество заработает со дня опубликования в виде закона. Положение о закупке нужно привести в соответствие до 1 марта 2024 года.
Закупки, которые объявили до даты размещения нового положения в ЕИС, будут завершать по старым правилам. При этом срок оплаты по сделкам, что заключили на таких торгах, не должен превышать 7 рабочих дней с даты приемки. Исключение - случаи в законе.
Документ: Проект Федерального закона N 505365-8
Заказчикам по Закону N 223-ФЗ запретят устанавливать свои сроки оплаты по договору в положении о закупке.
Все будут применять общее правило о сроке - не более 7 рабочих дней с даты приемки. Исключение - случаи, когда для нужд обороны и безопасности страны в законе или акте правительства установили иной срок.
Планируют, что новшество заработает со дня опубликования в виде закона. Положение о закупке нужно привести в соответствие до 1 марта 2024 года.
Закупки, которые объявили до даты размещения нового положения в ЕИС, будут завершать по старым правилам. При этом срок оплаты по сделкам, что заключили на таких торгах, не должен превышать 7 рабочих дней с даты приемки. Исключение - случаи в законе.
Документ: Проект Федерального закона N 505365-8
Контролеры незаконно отменили итоговый протокол госзакупки - суды взыскали с них расходы на гарантию
Общество победило в закупке. Оно подписало контракт и предоставило обеспечение в виде независимой гарантии. Позже УФАС предписало отменить итоговый протокол. После повторного рассмотрения заявок победителем стало другое лицо.
Решение контролеров признали недействительным. Общество обратилось в суд, чтобы взыскать с них расходы на гарантию.
Три инстанции удовлетворили иск:
- незаконные действия УФАС помешали обществу вступить в правоотношения с заказчиком. Оно потратило деньги на гарантию, но из-за срыва сделки не смогло их компенсировать;
- обеспечение исполнения контракта было обязательным условием для его заключения. Такие расходы победителя нельзя отнести к предпринимательскому риску.
Отметим, в другом споре общество частично взыскало с контролеров и упущенную выгоду.
Документы: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.11.2023 по делу N А75-16741/2022
Общество победило в закупке. Оно подписало контракт и предоставило обеспечение в виде независимой гарантии. Позже УФАС предписало отменить итоговый протокол. После повторного рассмотрения заявок победителем стало другое лицо.
Решение контролеров признали недействительным. Общество обратилось в суд, чтобы взыскать с них расходы на гарантию.
Три инстанции удовлетворили иск:
- незаконные действия УФАС помешали обществу вступить в правоотношения с заказчиком. Оно потратило деньги на гарантию, но из-за срыва сделки не смогло их компенсировать;
- обеспечение исполнения контракта было обязательным условием для его заключения. Такие расходы победителя нельзя отнести к предпринимательскому риску.
Отметим, в другом споре общество частично взыскало с контролеров и упущенную выгоду.
Документы: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.11.2023 по делу N А75-16741/2022
Госзаказчики смогут отстранять участников за любые недостоверные сведения в заявке: проект в Госдуме(11.12.2023)
По проекту заказчикам разрешат отстранять участников или отказывать им в заключении контракта в том числе за недостоверные сведения в заявке. Сделать это можно будет, как и сейчас, в любой момент до заключения сделки.
Пока заказчики вправе принять такие решения, только если участник не отвечает, например, единым требованиям или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям.
Также у заказчиков появится обязанность расторгнуть сделку в одностороннем порядке, если они выяснят, что участник указал в заявке ложные данные, которые позволили победить в закупке.
Сейчас отказаться от сделки нужно, если контрагент, в частности, представил недостоверные сведения о том, что он и (или) его товар отвечает извещению.
По замыслу авторов проекта новшество защитит заказчиков от недобросовестных участников конкурсов, которые подтверждают опыт поддельными договорами, набирают большее число баллов при оценке заявок и побеждают в закупках. Пока отказаться от заключения контракта с такими лицами заказчики не могут.
Планируют, что поправки вступят в силу со дня опубликования в виде закона.
Документ: Проект Федерального закона N 504954-8
По проекту заказчикам разрешат отстранять участников или отказывать им в заключении контракта в том числе за недостоверные сведения в заявке. Сделать это можно будет, как и сейчас, в любой момент до заключения сделки.
Пока заказчики вправе принять такие решения, только если участник не отвечает, например, единым требованиям или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям.
Также у заказчиков появится обязанность расторгнуть сделку в одностороннем порядке, если они выяснят, что участник указал в заявке ложные данные, которые позволили победить в закупке.
Сейчас отказаться от сделки нужно, если контрагент, в частности, представил недостоверные сведения о том, что он и (или) его товар отвечает извещению.
По замыслу авторов проекта новшество защитит заказчиков от недобросовестных участников конкурсов, которые подтверждают опыт поддельными договорами, набирают большее число баллов при оценке заявок и побеждают в закупках. Пока отказаться от заключения контракта с такими лицами заказчики не могут.
Планируют, что поправки вступят в силу со дня опубликования в виде закона.
Документ: Проект Федерального закона N 504954-8
Аналитический обзор: документ недели