22.07.2024
Суды поддержали поставщика, который не смог исполнить госконтракт из-за санкций(26.07.2024)
В августе 2022 года стороны заключили контракт на поставку оборудования. Заказчик не получил товар в срок и отказался от сделки. Поставщику направляли претензии с требованием поставить продукцию и уплатить неустойку, но он этого не сделал.
Суды не взыскали неустойку, решив, что заказчику следовало ее списать:
- вовремя исполнить контракт помешали санкции в отношении китайских компаний. Поставщик планировал закупить у них компоненты для производства и поставки оборудования. Ограничения ввели в октябре 2022 года, т.е. после заключения сделки;
- поставщик принимал все меры для надлежащего исполнения обязательств. Он заранее договорился с контрагентом о поставке комплектующих, но сделка сорвалась. Другие контрагенты ответили, что из-за санкций не смогут привезти продукцию или сделают это позже, чем нужно. Заказчику о сложностях сообщали;
- УФАС не включило сведения о поставщике в РНП, поскольку не увидело недобросовестного поведения;
- в 2022 году поставщик заключил более 30 однотипных контрактов. До прекращения поставок из Китая часть из них исполнили. По неисполненным и расторгнутым сделкам неустойку списали.
Суды также отметили, что отсутствие письменных доказательств форс-мажора, например заключения ТПП, не мешает в подобных случаях списать неустойку по Правилам N 783.
Документы: Постановление АС Поволжского округа от 16.07.2024 по делу N А55-7852/2023
Кассация напомнила: по Закону N 44-ФЗ с заказчика нельзя взыскать упущенную выгоду(25.07.2024)
Заказчик отказался от контракта на поставку и монтаж кондиционеров из-за просрочки. Позже решение признали недействительным, но потребности учреждения уже удовлетворил другой контрагент. Поставщик потребовал возместить упущенную выгоду, а именно сумму НДС, которую он рассчитывал получить в виде прибыли, так как применял УСН.
Суды деньги не взыскали:
- контракт заключали по цене без налога. Кроме того, НДС по своей правовой природе не может быть прибылью и упущенной выгодой;
- по Закону N 44-ФЗ исполнитель не вправе требовать возмещения упущенной выгоды. Ответственность заказчика ограничена компенсацией реального ущерба.
Вывод основан на позициях КС РФ и ВС РФ.
Документ: Постановление АС Московского округа от 11.07.2024 по делу N А41-72855/2023
Суды: заказчик обоснованно требовал документы об оплате договора для оценки опыта по Закону N 223-ФЗ(23.07.2024)
Участников конкурса среди СМСП обязали представлять для оценки опыта кроме договоров еще и документы об их оплате (выписки из банка или копии платежных поручений). По мнению заказчика, это помогало ему внимательнее выбирать контрагента.
Контролеры признали подход заказчика незаконным. Три инстанции с ними не согласились:
- спорное требование установили из соображений должной осмотрительности. Неверный выбор контрагента влечет для заказчика административные, налоговые и иные риски;
- платежные документы подтверждают бесспорную приемку результата работ и страхуют заказчика от риска оценки квалификации по фиктивным сделкам;
- документы об оплате договоров представляли лишь для оценки опыта. Их наличие не было условием допуска.
Отметим, в практике есть и другое мнение.
Документ: Постановление АС Московского округа от 09.07.2024 по делу N А40-185619/2023
Доступные способы закупок по Закону N 223-ФЗ для заказчиков под санкциями: разъяснения Минфина и ФАС(22.07.2024)
Ведомства сообщили: заказчики, которые по правилам Постановления N 301 не размещают на официальном сайте ЕИС информацию о закупках и контрагентах, не могут проводить открытые конкурентные процедуры.
Для них доступны:
- закрытые конкурентные закупки (в т.ч. в электронной форме);
- неконкурентные закупки.
Таким заказчикам рекомендуют установить в порядке осуществления неконкурентных закупок (кроме закупок у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя) правила, аналогичные конкурентным процедурам, а именно:
- проводить закупки в электронной форме;
- создавать для определения поставщика отдельную комиссию или привлекать комиссию по конкурентным закупкам;
- давать разъяснения по запросам участников;
- установить возможность отмены закупки;
- закрепить правила подачи предложений в форме заявок и ввести их обеспечение;
- составлять протоколы рассмотрения заявок и подведения итогов;
- заключать договор в порядке, который предусмотрен для конкурентных закупок.
Требований к электронной площадке для неконкурентных закупок нет. Заказчик вправе выбрать любого оператора, в т.ч. из перечня отобранных.
Документ: Письмо Минфина России N 24-01-06/65630, ФАС России N ПИ/62264/24 от 15.07.2024
КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 22 по 26июля 2024 года.
Суды поддержали поставщика, который не смог исполнить госконтракт из-за санкций(26.07.2024)
В августе 2022 года стороны заключили контракт на поставку оборудования. Заказчик не получил товар в срок и отказался от сделки. Поставщику направляли претензии с требованием поставить продукцию и уплатить неустойку, но он этого не сделал.
Суды не взыскали неустойку, решив, что заказчику следовало ее списать:
- вовремя исполнить контракт помешали санкции в отношении китайских компаний. Поставщик планировал закупить у них компоненты для производства и поставки оборудования. Ограничения ввели в октябре 2022 года, т.е. после заключения сделки;
- поставщик принимал все меры для надлежащего исполнения обязательств. Он заранее договорился с контрагентом о поставке комплектующих, но сделка сорвалась. Другие контрагенты ответили, что из-за санкций не смогут привезти продукцию или сделают это позже, чем нужно. Заказчику о сложностях сообщали;
- УФАС не включило сведения о поставщике в РНП, поскольку не увидело недобросовестного поведения;
- в 2022 году поставщик заключил более 30 однотипных контрактов. До прекращения поставок из Китая часть из них исполнили. По неисполненным и расторгнутым сделкам неустойку списали.
Суды также отметили, что отсутствие письменных доказательств форс-мажора, например заключения ТПП, не мешает в подобных случаях списать неустойку по Правилам N 783.
Документы: Постановление АС Поволжского округа от 16.07.2024 по делу N А55-7852/2023
Кассация напомнила: по Закону N 44-ФЗ с заказчика нельзя взыскать упущенную выгоду(25.07.2024)
Заказчик отказался от контракта на поставку и монтаж кондиционеров из-за просрочки. Позже решение признали недействительным, но потребности учреждения уже удовлетворил другой контрагент. Поставщик потребовал возместить упущенную выгоду, а именно сумму НДС, которую он рассчитывал получить в виде прибыли, так как применял УСН.
Суды деньги не взыскали:
- контракт заключали по цене без налога. Кроме того, НДС по своей правовой природе не может быть прибылью и упущенной выгодой;
- по Закону N 44-ФЗ исполнитель не вправе требовать возмещения упущенной выгоды. Ответственность заказчика ограничена компенсацией реального ущерба.
Вывод основан на позициях КС РФ и ВС РФ.
Документ: Постановление АС Московского округа от 11.07.2024 по делу N А41-72855/2023
Суды: заказчик обоснованно требовал документы об оплате договора для оценки опыта по Закону N 223-ФЗ(23.07.2024)
Участников конкурса среди СМСП обязали представлять для оценки опыта кроме договоров еще и документы об их оплате (выписки из банка или копии платежных поручений). По мнению заказчика, это помогало ему внимательнее выбирать контрагента.
Контролеры признали подход заказчика незаконным. Три инстанции с ними не согласились:
- спорное требование установили из соображений должной осмотрительности. Неверный выбор контрагента влечет для заказчика административные, налоговые и иные риски;
- платежные документы подтверждают бесспорную приемку результата работ и страхуют заказчика от риска оценки квалификации по фиктивным сделкам;
- документы об оплате договоров представляли лишь для оценки опыта. Их наличие не было условием допуска.
Отметим, в практике есть и другое мнение.
Документ: Постановление АС Московского округа от 09.07.2024 по делу N А40-185619/2023
Доступные способы закупок по Закону N 223-ФЗ для заказчиков под санкциями: разъяснения Минфина и ФАС(22.07.2024)
Ведомства сообщили: заказчики, которые по правилам Постановления N 301 не размещают на официальном сайте ЕИС информацию о закупках и контрагентах, не могут проводить открытые конкурентные процедуры.
Для них доступны:
- закрытые конкурентные закупки (в т.ч. в электронной форме);
- неконкурентные закупки.
Таким заказчикам рекомендуют установить в порядке осуществления неконкурентных закупок (кроме закупок у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя) правила, аналогичные конкурентным процедурам, а именно:
- проводить закупки в электронной форме;
- создавать для определения поставщика отдельную комиссию или привлекать комиссию по конкурентным закупкам;
- давать разъяснения по запросам участников;
- установить возможность отмены закупки;
- закрепить правила подачи предложений в форме заявок и ввести их обеспечение;
- составлять протоколы рассмотрения заявок и подведения итогов;
- заключать договор в порядке, который предусмотрен для конкурентных закупок.
Требований к электронной площадке для неконкурентных закупок нет. Заказчик вправе выбрать любого оператора, в т.ч. из перечня отобранных.
Документ: Письмо Минфина России N 24-01-06/65630, ФАС России N ПИ/62264/24 от 15.07.2024
Аналитический обзор: документ недели