КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 25 по 29 августа 2025 года.
Заявку участника незаконно отклонили - суды не взыскали убытки с госзаказчика и контролеров(29.08.2025)
Контролеры поддержали заказчика, который отклонил заявку общества из-за несоответствия доптребованиям. Суд признал их решение недействительным, отклонение заявки - безосновательным.
Общество посчитало, что незаконные действия заказчика и контролеров помешали ему заключить контракт, и потребовало в суде взыскать с них неполученную прибыль.
Три инстанции посчитали, что между действиями заказчика, контролеров и неполученным доходом нет связи:
- участие общества в закупке не означает именно его победы. Данное обстоятельство также не влечет немедленного заключения контракта, поскольку эта процедура многоэтапная;
- признание недействительным решения контролеров не доказывает, что отклонение заявки привело к упущенной выгоде. Суд не делал вывода о том, что общество стало бы победителем закупки и стороной контракта при ином подведении ее итогов;
- повторно заявки не рассматривали. Однако и повторное их рассмотрение не исключает отклонения заявки общества по другим основаниям;
- деятельность общества по получению прибыли основана на риске. Ее нельзя считать плановой и влекущей при обычных условиях оборота получение ежемесячного фиксированного дохода;
- чтобы подтвердить размер убытков, общество представило отчет об оценке рыночной стоимости упущенной выгоды. Однако оно не пояснило, какие учитывало расходы на исполнение контракта, если бы его заключили. Общество не доказало реальную возможность получить прибыль в заявленном размере. Контракт с другим участником заключили по более высокой цене;
- общество хочет взыскать предполагаемый доход. Этот доход зависит от разных факторов, поэтому его размер нельзя точно определить.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 18.08.2025 N 307-ЭС25-8000
Запрет закупок иностранного ПО: Минфин пояснил, с какой даты надо применять изменения в позиции 146(27.08.2025)
Ведомство сообщило, что изменения в позиции 146 для ПО из перечня N 1, по которым в нее добавляют новые коды по ОКПД 2, не имеют отложенного срока вступления в силу или начала применения.
Эти новшества не связаны с включением в список N 1 новой позиции, не изменяют 146 позицию по существу, поэтому их следует применять с даты вступления в силу постановления об их внесении, т.е. с 19 июня 2025 года.
Документ: Письмо Минфина России от 31.07.2025 N 24-06-09/74164
Разрешение на закупку импортных промтоваров: Минпромторг предложил изменить порядок выдачи документа(26.08.2025)
По проекту расширят перечень информации для заявки на выдачу разрешения. В числе прочего в ней потребуется указывать сведения (п. 3 проекта изменений):
- о количестве товара;
- планируемых сроках поставки продукции, отдельных этапах исполнения контракта или договора;
- лицах, которые планируют проводить закупку товара, в т.ч. адрес в пределах места нахождения, контактную информацию для связи;
- месте (адресе) поставки товара.
Уточнят также, что по итогам рассмотрения заявки разрешение могут выдать только на часть товара из заявки, например если производитель схожей продукции не подтвердит возможность произвести ее в полном объеме (п. п. 6 и 8 проекта изменений).
Разрешение будет действительно в течение 18 месяцев со дня его выдачи или до момента закупки товара в количестве, которое предусмотрено в разрешении. Последнее можно использовать повторно, если закупку в ряде случаев признают несостоявшейся (п. 10 проекта изменений).
Общественное обсуждение завершат 2 сентября.
Документ: Проект приказа Минпромторга России (https://regulation.gov.ru/projects/159305)
Кассация поддержала госзаказчика, который установил в закупке доптребования по двум позициям(25.08.2025)
Консерватория приобретала услуги по техобслуживанию зданий и сооружений. Контролеры не согласились с тем, что в извещении установили доптребования сразу по двум позициям:
- для услуг по техобслуживанию зданий, сооружений;
- для работ, которые связаны с допуском контрагентов к хранилищам музеев, системам обеспечения безопасности музейных предметов, коллекций, архивных документов и др.
Три инстанции решили, что участнику мало иметь лишь опыт исполнения договора на техобслуживание зданий:
- два доптребования установили из-за специфики места оказания услуг - особо ценного объекта национального наследия РФ - и объекта закупки. Чтобы оказать услуги, исполнителю нужен
доступ в помещения, где хранятся музейные предметы, ценности, коллекции, архивные документы. Их нельзя восстановить в случае повреждения или утраты;
- спорные требования к участникам закупки в данном случае не ограничивают права одних субъектов и не дают преимущества другим. Обратное не доказали. Требования применили, чтобы получить опытного исполнителя, который при исполнении контракта не нанесет непоправимый вред музейным предметам и объектам культурного наследия.
Сходные выводы поддерживал ВС РФ.
Документ: Постановление АС Московского округа от 05.08.2025 по делу N А40-268110/2024
Аналитический обзор: документ недели