28.08.2023

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".  

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 28 августа по 1 сентября 2023 года.


Кассация: госзаказчикам не следует включать в один лот медоборудование и услуги по его брендированию (01.09.2023)
Контролерам пожаловались на ограничение конкуренции при закупке рентген-аппаратов. Контрагента обязали помимо поставки выполнить брендирование оборудования - изготовить и разместить на нем логотип медучреждения по методрекомендациям Минздрава.
Жалобу признали обоснованной:
- в методрекомендациях нет требований к брендированию рентген-аппаратов. Порядка проведения этой процедуры документ также не содержит;
- заказчик приобретал товар из перечня иностранной электроники с ограничениями допуска. Правила КТРУ запрещают дополнять его параметры. В описании товарной позиции из каталога такой характеристики, как "брендирование", нет.
Кассация согласилась с контролерами:
- описание объекта закупки не содержало показателя "брендирование" в части функциональных, технических и качественных характеристик. В извещении не указали, что вместе с товаром закупают сопутствующие услуги;
- в один лот объединили технологически не связанные вещи - поставку оборудования и услуги по брендированию. Необходимость последних в рамках спорной закупки не обосновали;
- наличие методрекомендаций не повод включать в объект закупки условие о брендировании. Кроме того, в описании товара не уточнили, какой логотип нужно нанести на оборудование, а также как его изготовить и разместить.
Ранее к сходным выводам приходило Ленинградское УФАС.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 15.08.2023 по делу N А56-93144/2022

Суд: в госзакупке с ограничениями и условиями допуска мало продекларировать страну товара в заявке (31.08.2023)
В закупке томографа установили ограничения и условия допуска. Цену контракта с победителем снизили на 20%, поскольку он предложил импортную продукцию, когда 2 других участника - российскую.
УФАС решило, что заказчик поступил незаконно. Он не проверил на достоверность сведения о стране товара, которые участники продекларировали в заявках.
Три инстанции поддержали контролеров:
- участники не подтвердили, что их товар российский. К заявкам приложили лишь регистрационные удостоверения. Из них следовало, что оборудование производят в том числе в иностранных государствах;
- в закупке установили как условия, так и ограничения допуска. Последние содержат отдельные требования к подтверждению страны товара. Участники их не выполнили. У заказчика не было оснований считать достоверными сведения, которые продекларировали в заявках.
Отметим, Саратовское и Московское УФАС в похожих ситуациях высказали другое мнение.
Документ: Постановление АС Центрального округа от 16.08.2023 по делу N А36-6163/2022

Цвет и фактуру товара можно согласовать после заключения госконтракта, решило УФАС (30.08.2023)
Контролерам пожаловались на ограничение конкуренции. По условиям закупки на поставку в том числе рулонных штор для больницы цвет и фактуру ткани следовало согласовать с заказчиком после заключения сделки. Контрагент должен был представить несколько вариантов на выбор в порядке, что определили в контракте.
Заказчик пояснил:
- на рынке есть производители, чья ткань представлена в 20 и более фактурах. Требования о том, что последние должны быть отдельного изготовителя, в описании объекта закупки нет;
- цвет и фактура ткани - значимые параметры, но на момент размещения извещения их нельзя определить. Дело в том, что в помещениях, где повесят шторы, ведут ремонт. Цвета этих помещений неизвестны.
Контролеры не нашли нарушений и отметили:
- объект закупки описали так, чтобы получить товары, которые удовлетворят широкий круг работников и пациентов;
- цвет и фактура продукции должны соответствовать помещениям для обеспечения их гармоничного обустройства;
- требований к конкретному производителю товара нет ни в извещении, ни в проекте контракта.
Сходную позицию в части условия о согласовании цвета после заключения контракта занимает, например, Амурское УФАС. Однако, в числе прочих Московское и Санкт-Петербургское УФАС считают иначе.
Документ: Решение Липецкого УФАС России от 20.07.2023 N 048/06/106-603/2023

Медицинские госзакупки без эквивалента: правила формирования перечня товаров заработают с 1 сентября (29.08.2023)
При приобретении медизделий и лечебного питания по решению врачебной комиссии в описание объекта закупки можно включать товарный знак без эквивалента. Важное условие - продукция есть в спецперечне. С 1 сентября 2023 года начнут действовать правила его формирования.
В правилах среди прочего определили, что заявление в том числе о включении продукции в перечень направляют в Минздрав по формам, которые он утвердит. Документ смогут подать федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ (главные внештатные специалисты) в сфере охраны здоровья и медорганизации. Сделают это на бумаге с указанием адреса электронной почты или в электронном виде. В последнем случае его заверят квалифицированной ЭП.
В заявлении приведут:
- виды изделий по номенклатурной классификации, названия заболеваний (состояний) и соответствующие им коды по международной классификации болезней, при лечении которых такие изделия применяют;
- группы специализированных продуктов питания для лечения заболеваний с кодом по международной классификации болезней.
Продукция для перечня должна иметь зарегистрированный товарный знак.
Информацию о решении разместят на сайте Минздрава. Последнее проинформирует о нем заявителя. При положительном решении ведомство также сформирует проект НПА о включении товара в перечень.
Документ: Постановление Правительства РФ от 22.08.2023 N 1368

Апелляция: рост цен из-за санкций не оправдывает срыв поставки по госконтракту (28.08.2023)
Стороны заключили контракт на поставку оборудования для нужд медучреждения. Поставщик сообщил, что не может его исполнить из-за роста цен, и попросил продлить срок исполнения обязательств.
Заказчик отклонил просьбу. Позже он расторг сделку в одностороннем порядке, поскольку контрагент отказался поставлять товар.
Контролеры не включили сведения о поставщике в РНП. По их мнению, исполнить контракт помешали в том числе иностранные санкции. Они повлияли на доступность продукции на отечественных рынках.
Суды с этим не согласились:
- введение санкций не освобождает от обязанности поставить оборудование в срок;
- увеличение закупочной цены товара не относят к обстоятельствам, которые нельзя предвидеть. Стороны не могли исключать резкое ослабление курса валюты;
- поставщик не доказал, что принимал меры для надлежащего исполнения обязательств.
Контролеры также не учли последствия срыва сделки для медучреждения. Его лишили возможности использовать оборудование по назначению.
Напомним, правила ведения РНП по Закону N 44-ФЗ предписывают контролерам отказывать во включении сведений в реестр, если контрагент докажет, что сделка сорвалась в том числе из-за санкций и (или) мер ограничительного характера.
По мнению Минфина, к доказательствам могут отнести любые информацию и документы, из которых следует причинная связь между санкциями и невозможностью исполнить контракт.
Документ: Постановление 9-го ААС от 14.08.2023 по делу N А40-281012/2022




Аналитический обзор: документ недели