КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 5 по 7 октября 2026 г.
Налоговые уведомления для физлиц: разобраться в них поможет промостраница ФНС (07.10.2026)
Налоговики на своем сайте разместили новую промостраницу. Там есть информация об уведомлениях для уплаты имущественных налогов и НДФЛ за 2025 год, которые направили в 2026 году.
Можно получить ответы, например, на такие вопросы:
- что такое налоговое уведомление;
- как его исполнить;
- что изменилось в налогообложении имущества и доходов;
- как узнать о налоговых ставках;
- у кого есть право на льготы;
- что делать, когда не получили уведомление.
ФНС среди прочего пояснила, как быть, если владелец облагаемого имущества не получил уведомление до 15 октября 2026 года. Он может обратиться в инспекцию по месту жительства, направить информацию через личный кабинет налогоплательщика или сервис "Обратиться в ФНС России".
Отметим, недавно налоговики сообщали о начале рассылки уведомлений.
Документ: Информация ФНС России (https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/16653315/)
Минэкономразвития предложило коэффициенты-дефляторы на 2027 год (07.10.2026)
Предлагают установить на следующий год такие коэффициенты-дефляторы:
- 1,153 - для УСН;
- 3,006 - для НДФЛ;
- 1,608 - для налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
- 1,325 - для ПСН;
- 2,290 - для торгового сбора.
Проект проходит общественное обсуждение.
Документ: Проект приказа Минэкономразвития (https://regulation.gov.ru/projects/171581/)
Хотят ввести налог на сверхдоходы для пользователей недр - проект внесен в Госдуму (07.10.2026)
Предлагают установить налог на сверхдоходы для организаций - пользователей недр.
Сверхдоходы собираются определять исходя из превышения средней цены полезного ископаемого на мировом рынке за 2026 - 2028 годы над его средней ценой за 2025 год. Для 2027 и 2028 годов среднюю цену за 2025 год хотят индексировать с коэффициентами 1,1 и 1,21 соответственно. Объект налогообложения возникнет при превышении средней цены не менее чем на 10%. Его не будет, если добычу в 2025 не проводили.
Налог планируют распространить на многокомпонентные комплексные руды, отдельные виды руд черных и цветных металлов, горно-химического неметаллического сырья, горно-химического сырья с металлами, полупродуктов с драгметаллами.
Предлагают установить налоговую ставку 30%, а по налоговой базе для золота - 20%.
Хотят ввести ограничение: налог, который нужно уплатить в 2027 - 2029 годах по ископаемому, не может быть больше разницы между расчетной выручкой от его продажи, умноженной на 0,15, и суммой НДПИ по этому ископаемому за все налоговые периоды года. Если разница отрицательна, налог равен 0.
Предлагают определить сроки уплаты налога в 2027 - 2029 годах - не позднее 28 апреля. Для его уплаты в 2027 и 2028 годах планируют ввести особый порядок.
Декларацию предлагают подавать не позднее 25 апреля года, в котором нужно заплатить налог.
Есть и другие поправки.
Ожидается, что новшества заработают с 1 января 2027 года.
Документ: Проект Федерального закона N 618-9
МАХ в электронном кадровом документообороте: Минтруд подготовил поправки к ТК РФ (07.10.2026)
С 1 марта 2027 года хотят ввести дополнительный способ взаимодействия сторон трудовых отношений. Для этого предлагают интегрировать национальный мессенджер в уже используемые системы ЭКДО (ст. 2 проекта).
Например, с помощью мессенджера работники смогут давать согласие на переход на ЭКДО. Кроме того, его планируют использовать, чтобы направлять работодателю заявления, уведомления и сообщения. Таким же образом разрешат подписывать ряд документов при взаимодействии с дистанционщиками (п. 1, пп. "б" п. 2, п. 3 ст. 1 проекта).
Публичное обсуждение проекта завершат 16 октября.
Отметим, сейчас Минтруд проводит эксперимент по апробации механизма подписания кадровых документов с использованием МАХ. Он продлится до 15 декабря включительно.
Документ: Проект федерального закона (https://regulation.gov.ru/projects/171527/)
Проект с поправкой о повышении МРОТ с 1 января 2027 года внесен в Госдуму (06.10.2026)
Со следующего года предлагают поднять минимальную зарплату до 28 935 руб. Сейчас она составляет 27 093 руб.
Есть и другие изменения.
Документ: Проект Федерального закона N 619-9
Расходы на НИОКР: Минэкономразвития подготовило поправки в НК РФ (06.10.2026)
Планируют закрепить критерии отнесения деятельности к НИОКР. Она должна соответствовать одновременно следующим критериям:
- есть направленность на создание новой или улучшение имеющейся продукции (товаров, работ, услуг), создание новых или улучшение имеющихся процессов (методов) производства, сбыта (распространения);
- на дату начала работ была научная или техническая неопределенность о том, удастся ли достичь результата, или способе его достижения. Нужно провести исследования, в т.ч. расчеты, моделирование, эксперименты или испытания;
- разработки проводят по техзаданию или программе, где описаны цель деятельности, неопределенность, проверяемые гипотезы или варианты, действия по их проверке.
Предлагают включать затраты на НИОКР в косвенные расходы того отчетного (налогового) периода, в котором их понесли. Сейчас расходы признают после завершения исследований или разработок (этапов работ).
В расходы на НИОКР хотят включать, например, затраты на оплату услуг по предоставлению вычислительных ресурсов (мощностей), в т.ч. облачной инфраструктуры, удаленного доступа к программам и базам данных, а также на аренду вычислительной техники.
Есть и другие изменения.
Проект проходит публичное обсуждение.
Предполагается, что новый порядок учета расходов станут применять к расходам на разработки, начатые после 1 января 2027 года.
Документ: Проект федерального закона
Кабмин расширил меры поддержки бизнеса, который пострадал от ударов по отдельным складам (06.10.2026)
Утвердили дополнительные меры поддержки продавцов, которые пострадали от ударов по складским и логистическим объектам. Поддержку предоставят организациям и ИП, у которых есть договор о продаже товаров на маркетплейсе, если они получили ущерб с августа 2026 года. При этом должно выполняться одно из условий:
- бизнес зарегистрирован в ЕГРЮЛ или ЕГРИП не ранее 1 декабря 2025 года;
- размер ущерба больше 5% дохода за 2025 год.
Пострадавшим установили отсрочку по уплате ряда налогов и взносов. Среди прочего на 12 месяцев продлили сроки уплаты налога на прибыль, НДС, налога на УСН и взносов, которые нужно перечислить с августа 2026 года по июль 2027 года.
Также налоговики приостановят выездные проверки этих продавцов до конца текущего года.
Аналогичные меры поддержки уже введены для бизнеса, который пострадал от ударов по другим складам. При расчете ущерба налоговики будут учитывать совокупный ущерб по обоим случаям.
Документ вступил в силу 2 октября 2026 года.
Документы: Постановление Правительства РФ от 30.09.2026 N 1277
Информация с сайта Правительства РФ от 02.10.2026 (http://government.ru/news/60062/)
ФНС напомнила, что налоговые сроки переносятся из-за региональных праздников (06.10.2026)
По НК РФ в случаях, когда последний день срока выпадает на день, который по закону или акту президента является выходным, нерабочим праздничным или нерабочим днем, срок истекает на следующий рабочий день.
Перечень нерабочих праздников устанавливает ТК РФ. При этом трудовые отношения также регулируют законы субъектов РФ с нормами трудового права. Право регионов вводить дополнительные нерабочие праздники подтвердил ВС РФ.
В связи с этим нерабочие праздники по законам субъектов РФ учитывают при исчислении сроков по НК РФ.
Отметим, сходные разъяснения ФНС давала еще в 2018 и 2014 годах. Однако Минфин считает иначе.
Документ: Письмо ФНС России от 14.09.2026 N БВ-35-7/12355@
Блокировка учетной записи и удаление из чатов не помогли в суде доказать, что работника отстранили (06.10.2026)
По мнению сотрудника, его незаконно не допускают к работе. Он обосновал это тем, что его удалили из рабочих чатов, заблокировали учетную запись, лишили премии и пр.
Три инстанции нарушений в действиях организации не увидели. Она не отстраняла специалиста от работы. Приказа об этом не издавали. Ссылки на блокировку учетной записи и удаление из чатов сами по себе не говорят о невозможности сотрудника выполнять обязанности.
В трудовом договоре не закрепили, что работодатель должен давать доступ к конкретным информресурсам. В ЛНА были предусмотрены иные каналы связи, такие как электронная почта и телефон.
Организация учитывала рабочее время сотрудника в табеле и выплачивала оклад. Премии были необязательной частью зарплаты.
Документ: Определение 2-го КСОЮ от 02.07.2026 по делу N 88-15900/2026
Расходы на покупку прав использования программ для ЭВМ с коэффициентом 2: Минфин указал на нюанс (05.10.2026)
Затраты в связи с приобретением права использовать программу для ЭВМ, базу данных, программно-аппаратный комплекс (ПАК) по договору с правообладателем можно учесть в прочих расходах с коэффициентом 2. Чтобы его применить, нужны 2 условия:
- программа (база данных, ПАК) есть в реестре российского ПО;
- договор (соглашение) не позволяет налогоплательщику передавать право другим лицам.
Ведомство указало, что возможность применить повышающие коэффициенты зависит от вида договора, в рамках которого возникают расходы. Коэффициент применяют к расходам лицензиата в рамках лицензионных договоров, которые соответствуют указанным условиям. В рамках иных договоров его не используют.
Документ: Письмо Минфина России от 25.08.2026 N 03-03-08/74419
Обложение доходов НДФЛ по единой шкале, увеличение размеров штрафов и другое - проект в Госдуме (05.10.2026)
Поправками планируют реализовать меры в рамках основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, учесть поручения президента, правительства и практику.
Предлагают, в частности:
- облагать большинство доходов физлиц по единой прогрессивной шкале НДФЛ 13 - 22% (пп. "а" п. 23 ст. 2 проекта). В совокупность налоговых баз хотят включить, в частности, доходы от продажи имущества, дивиденды, проценты по вкладам. В части последних банк станет налоговым агентом (пп. "б" п. 26 ст. 2 проекта);
- увеличить размеры штрафов (п. п. 36 - 56, 58 - 61 ст. 1 проекта). Так, минимальный штраф за неподачу декларации составит 2 600 руб. вместо 1 000 руб.;
- ввести новые штрафы. Например, появится штраф за несообщение о создании обособленного подразделения (кроме филиалов и представительств), размер которого составит 121 тыс. руб. (пп. "е" п. 42 ст. 1 проекта);
- установить ставку НДС 22% для товаров электронной торговли, которые граждане приобретают из третьих стран. Уплачивать налог как налоговые агенты будут электронные площадки (п. п. 1, 4, 5, 15 ст. 2 проекта);
- разрешить ФНС приостанавливать прием заказов и размещение карточек товара, если продавец с маркетплейса не пришел на допрос или не представил документы (п. 21 ст. 1 проекта). Операторов платформы обяжут выявлять налоговые риски у продавцов и сообщать о них в налоговую (п. 26 ст. 1 проекта).
Подробнее об основных моментах проекта читайте в обзоре.
Документ: Проект Федерального закона N 617-9
Больничные и декретные: Минтруд сообщил о повышении максимальных выплат в 2027 году (05.10.2026)
В следующем году увеличатся максимальные суммы пособий по временной нетрудоспособности, уходу за ребенком, беременности и родам. Ведомство проинформировало, что их рост заложен в проекте бюджета СФР Документ внесен в Госдуму.
СФР планирует направить в 2027 году около 1,6 трлн руб. на выплаты по больничным и в связи с материнством. Максимальные суммы вырастут:
- декретные - до 1,1 млн руб. при нормальных родах и отпуске в 140 календарных дней;
- пособие по уходу за ребенком - более 95 500 руб. в месяц;
- больничные - почти до 239 тыс. руб. в месяц при стаже 8 и более лет.
Документы: Информация Минтруда России от 01.10.2026 (https://mintrud.gov.ru/social/family/357)
Проект Федерального закона N 620-9 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/620-9)
Подписание кадровых документов через мессенджер МАХ: эксперимент Минтруда (05.10.2026)
Эксперимент по апробации механизма подписания электронных кадровых документов с помощью неквалифицированной ЭП через национальный мессенджер продлится до 15 декабря 2026 года. План мероприятий состоит из 5 этапов.
Участие в эксперименте могут принять операторы ЭКДО и их клиенты - работодатели. Заявку направляют в Минтруд письмом по утвержденной форме. Среди прочего в ней нужно указывать, сколько работников привлекут для участия, какие кадровые документы выбраны для подписания новым способом. Списки работодателей сформируют до 29 октября включительно.
После тестирования нового механизма участники смогут направить в Минтруд предложения в т.ч. по доработке функций мессенджера. Их будут собирать с 16 по 30 ноября, а в первой половине декабря подготовят отчет по итогам эксперимента.
Документ: Приказ Минтруда России от 17.09.2026 N 423
